Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Монитор Ее Величества. «Рейнир Класцен».

После того как у голландского флота отпала необходимость бороться за господство на морях, а случилось это в начале 19-го века, в период наполеоновских войн, основными задачами моряков стали защита колоний, прежде всего в Ост-Индии, и оборона побережья самих Нидерландов. Благо, в отличие от предыдущих трех веков, когда по Соединенным провинциям практически без перерыва маршировали вражеские и союзные армии-испанская, английская, французская, прусская и даже русские корпуса, после Ватерлоо страна вступила в длительный мирный период.

Если для защиты колоний предназначались крейсера и мореходные броненосцы береговой обороны, то для защиты своего побережья голландцы выбрали мониторы.

"Модные" после североамериканской гражданской войны корабли голландцы вначале строили в Англии. В 1860-1870 годах голландцы получили шесть броненосных таранов, половина из них была построена в Англии, один во Франции и два в Голландии.

Тогда же флот получил 11 мониторов береговой обороны типа "Крокодил", пять из них было построено англичанами, а шесть, освоив новые технологии, собрали у себя. Это были корабли около полутора тысяч тонн водоизмещением с двумя 229 мм орудиями.

К 90-м годам этот флот устарел и морально и физически. Первоначально голландцы решили продолжить знакомую тему прибрежных мониторов на новом технологическом уровне. К началу 1890 года был готов проект низкосидящего монитора с обширной надстройкой на миделе , носовой башней с 210 мм крупповской пушкой и кормовой щитовой установкой со 170 мм тоже крупповским орудием.

Броненосец защищал стальной пояс 100-120 мм по всей ватерлинии. Палуба была закрыта стальными листами общей толщиной от 50 до 75 мм, а башня и рубка имели стенки толщиной 280 мм. Построили его голландцы самостоятельно, правда частная верфь Koninklijke Fabriek van Stoom en andere Werktuigen , начавшая постройку, вскоре обанкротилась и недостроенные ею корабли передали Арсеналу "Rijkswerf".

Koninklijke Fabriek van Stoom en andere Werktuigen, 1876
Koninklijke Fabriek van Stoom en andere Werktuigen, 1876

Это был, похоже, последний монитор береговой обороны в европейском флоте. Консерватизм голландцев себя не оправдал, дальнейшее развитие броненосного флота Нидерландов пошло уже по пути, открытому скандинавами, с мореходными броненосцами береговой обороны.

По классификации корабль отнесли к таранным кораблям (Ramschip). Единственный построенный по этому проекту монитор получил имя героического голландского адмирала 16-17 веков.

Рейнир Класцен был вице-адмиралом при Виллеме де Соте ван Лаеке Хаультейне , который в начале 17 века командовал всем голландским флотом . Со своей эскадрой он был атакован превосходящим испанским флотом у мыса Сан-Висенте в Португалии 7 октября 1606 года. Сдаче предпочел взорвать свои корабли. В Амстердаме и нескольких других городах Нидерландов в честь адмирала названы улицы.

До монитора его имя носил винтовой трехмачтовый однотрубный пароход.

-3

-4

"Рейнир Класцен" HNLMS "Reinier Claeszen" заложен "Koninklijke Fabriek van Stoom- en andere Werktuigen" в Амстердаме 24 сентября 1890, спущен на воду 21 ноября 1891, из-за банкротства верфи передан для достройки на верфь "Rijkswerf" в Амстердаме, с 12 мая 1893 монитор (Monitor), вступил в строй 1 марта 1894, исключен в апреле 1914 и в 1915 продан для разделки на металл.

Водоизмещение нормальное 2440-2479 т; Длина 70 м. Ширина 13,49-13.6 м. Осадка 4,55-4,6 м.
Двигатели-2 паровые машины, 2315 л.с, 3 цилиндрических шотландских котла; скорость 12,5 узлов. Запас угля 96- 160 тонн , дальность плавания 1200 миль на 7,5 узлах, 760 миль на 10 узлах. Экипаж 159-161 человек.
Бронирование (сталь): борт 120— 100 мм, башня 280 мм. палуба 75—50 мм, рубка 280 мм.
Вооружение- 1 х 1 - 209 мм /32 пушка Крупп № 1, 1 х 1 - 173 мм/32 пушка Крупп № 2, 4 х 1 - 50 мм /37 4-х фунтовые Крупп; 2—356-мм надводных торпедных аппарата.

-5

Монитору довелось служить в период, когда Голландия наслаждалась более чем вековым миром. Ни сражений ни особых приключений на его долю не выпало. Ходил он в основном в прибрежных водах. При этом броненосец прославился многочисленными поломками и значительную часть службы провел в ремонте. С 1907 года определен к охране портов Амстердама и Роттердама.

22 апреля 1913 года его решили перевести на гражданскую службу, но 28 ноября 1913 года распоряжение отменили. 21 апреля 1914 года корабль вывели из эксплуатации и 21 ноября 1915 года продали на слом.

-6

-7
-8
-9

-10

-11
-12

Голландские адмиралы после десятилетий простоя не смогли быстро определиться с требованиями к кораблям своего флота. Финансирование явно опередило полет мысли потомков де Рёйтера. Это и породило такие странные творения сумрачного голландского гения как "Рейнир Класцен" и «Кёнигин Вильгельмина дер Нидерланден».

Первые блины комом. При весьма добротном качестве строительства, от этих анахронизмов голландцы избавились еще до первой мировой войны.

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.