Голландцы достаточно долго тянули с созданием парового флота. Но в ходе Крымской войны преимущества винтовых кораблей стали очевидны. Уже по программе 1855 года предусматривалось создание стандартного боевого корабля для Ост-индии в виде винтового корвета с силовой установкой в 250 л.с. Первыми такими кораблями стали три паровых корвета типа "Гронинген". Программа военно-морского секретаря Лотси предусматривала продолжение строительство этого класса кораблей.
По оригинальной голландской классификации это были «Пароходы второго класса». Следующей стала крупная серия винтовых корветов типа «Джамби». «Джамби» был на два метра длиннее и на 1-1,5 метра шире предшественников.
Эти корабли были пригодны только для использования в колониях, в европейских водах в августе 1860 года уже появились французские броненосцы типа Gloire, против которых голландские корветы были бесполезны.
При заказе «Джамби» были отнесены к «винтовым пароходам первого класса» («Schroefstoomschip 1e klas»), на воду их спустили как «винтовые пароходы второго класса». Позже корветы вновь вернулись в первый класс. Так причудливо колебалась оригинальная голландская классификация.
В 1858 году голландский флот имел в строю линейные корабли двух классов; фрегаты двух классов; корветы двух классов и т. д. Параллельно для пароходов было 4 класса, в строю было 3 винтовых парохода 2-го класса, 5 винтовых пароходов 4-го класса.
К марту 1861 года флот насчитывал уже пять плавучих батарей, три паровых фрегата, 10 винтовых паровых судов и 12 небольших паровых судов.
В 1857 - 1860 годах голландцы даже сформировали эскадру в Средиземном море. Но морской министр понемногу приучал сограждан к мысли что "дни величия и славы на море остались в прошлом".
В эпоху парусов у голландцев были корветы с пушками ниже верхней палубы («куилкорвет») и корветы с батареями на верхней палубе (гладдекс корвет).
У «Джамби» были пушки на верхней палубе, поэтому их можно было отнести и к первому классу. Позже два заказанных деревянных корабля типа «Анна Павловна» фактически были определены как «пароходы первого класса».
В технологиях голландский флот в целом следовал за английским Королевским флотом. Помимо перехода к паровым винтовым кораблям, не менее сложно происходило и перевооружение флота на нарезные орудия.
Британцы после испытания в 1850 году существующих иностранных нарезных казнозарядных орудий конструкции Варендорфа и Кавелли пришли к выводу об ограниченной пользе от использования нарезных орудий во флоте. Основными орудиями у англичан остались 68- и 32-фунтовые гладкоствольные пушки.
После того как французы приступили к нарезке своих старых пушек, англичане тоже заказали аналогичные процедуру свои 300 старых орудий. На испытаниях они оказались полностью небоеспособными. В итоге британцы срочно заказали первую партию в 100 пушек Армстронга.
Голландцы, следуя примеру Альбиона, также считали, что достаточно небольшого количества нарезных орудий для специальных нужд. Но тем не менее, голландцам нужны были нарезные пушки для плавучих батарей и кораблей береговой обороны. И подешевле. К концу 1861 года в стадии реализации находились четыре проекта нарезных переделок: RML 16 cm No. 3 (тогда еще без названия), переделка 30-фунтовой пушки и нарезные 1-фунтовые и 3-фунтовые пушки для использования на лодках.
Корветы «Джамби» получили в том числе новые 16 см нарезные пушки RML 16 cm No. 3. По этому проекту было построено 6 корветов- четыре ( Djambi, Zoutman, Willem, Metalen Kruis ) на верфи Rijkswerf в Амстердаме и два (Leeuwarden, Curaçao) на Rijkswerf во Флиссингене.
14 марта 1861 года секретарем военно-морского флота(морским министром) стал Виллем Хюссен ван Каттендейке (1861-1866). Развитие технологий заставило его постоянно менять свои взгляды на развитие голландского флота. Первые планы предполагали создание флота из винтовых фрегатов. Но сражение на Хэмптон-роудс в марте 1862 года показало беззащитность деревянных кораблей перед броненосцами. Программа постройки новых деревянных паровых фрегатов была остановлена.
Но в 1863 году деревянные голландские корветы неплохо показали себя при обстреле Симоносеки международной эскадрой. Теперь к голландцам пришло понимание, что в колониях век небронированных деревянных кораблей еще не завершен.
В 1864 году Каттендейке запустил новый проект деревянного фрегата-«Анна Павловна». По первой классификации он оставался «Куилкорветтен», но позже все-таки оказался «паровым фрегатом», как-никак 3398 тонн.
Новому морскому министру, контр-адмиралу G.C.C. Пельсу Райкену, заступившему на пост 1 июня 1866 года вместо скончавшегося на посту Каттендейке, пришлось делать более кардинальный выбор, выбор в пользу броненосного флота.
Строительство второго фрегата типа «Анна Павловна» и третьего шлюпа типа «Уотергеус» отменили.
Однако колониальная эскадра в Ост-Индии продолжала списывать старые ветшающие корабли и для их замены министру пришлось построить еще несколько деревянных кораблей типа «улучшенный Джамби».
Позже были построены два корабля «слегка переработанного» типа — корветы типа Zilveren Kruis (Zilveren Kruis и Van Galen). Оба корабля были построены на Rijkswerf в Амстердаме. Это были последние деревянные корветы голландского флота, а по параллельной голландской классификации «Винтовой пароход 1-го класса». "Небольшие улучшения" привели к резкому росту боевых возможностей корветов. Если «Джамби» по силе однозначно проигрывали британским корветам, то "серебряные кресты" были вполне мирового уровня.
Винтовые пароходы 1-го класса типа «Zilveren Kruis» — отличные парусники и хорошие пароходы. Они хорошо вооружены и имеют средний экипаж из 225 человек. Все эти характеристики делают их очень подходящими для представления Нидерландов на всех морях мира. Композитная конструкция была бы очень желательна для таких кораблей. 1873.
Головной корабль «улучшенного Джамби», Zilveren Kruis, был заложен 18 июня 1865 года как «Анна Павловна».В первой половине 1866 года строительство было остановлено.В феврале 1867 года секретарь военно-морского флота упомянул, что «Анна Павловна», возможно, может быть достроена как «улучшенный Джамби», иначе пропала бы уже использованная древесина, а голландцы народ крайне экономный.
20 марта 1867 года наиболее готовый из двух фрегатов, то есть «Ван Гален», поменялся именами с систершипом и под именем «Анна Павловна» был спущен на воду в Амстердаме.
11 апреля 1867 года оставшийся недостроенным корабль переименовали в «Зильверен Круис». В сентябре 1867 года министерство объявило, что использованная в конструкции древесина пойдет на «Джамби измененного типа» под названием «Зильверен Круис». 18 июня 1869 года он был спущен на воду, а 21 августа 1870 года сдан в эксплуатацию.
Джамби Djambi Rijkswerf, Амстердам Заложен 29 декабря 1858 г. Спущен на воду 31 октября 1860 г. Вступил в строй 1 июня 1861 г. Продан май 1874 года
Zoutman Rijkswerf, Амстердам Заложен 5 ноября 1859 г. Спущен на воду 20 сентября 1861 г. Вступил в строй 16 июня 1862 г. Списан 6 август 1871 г.
Виллем Willem Rijkswerf, Амстердам Заложен 19 февраля 1861 г. Спущен на воду 8 июля 1863 г. Вступил в строй 16 июня 1866 г. Списан 15 сентября 1871 г. Балк 1874
Леуварден Leeuwarden Рейксверфе, Флиссинген Заложен 6 декабря 1859 г. Спущен на воду 19 октября 1861 г. Вступил в строй 16 августа 1866 г. Списан 1885
Метален Круис Metalen Kruis (ex. Soerabaya) Rijkswerf, Амстердам Заложен 21 марта 1860 г. Спущен на воду29 июля 1862 г. Вступил в строй 1 ноября 1863 г. Балк 1879
Кюрасао Curaçao Рейксверфе, Флиссинген Заложен 14 июля 1860 г. Спущен на воду 10 декабря 1863 г. Вступил в строй 16 мая 1867 г. Сторожевое судно в Сурабае, ноябрь 1885 г.
Тоннаж 1083 тонны. Водоизмещение 2030 тонн. Длина 58,00 м (190 футов 3 дюйма). Ширина 12,25 м (40 футов 2 дюйма). Осадка 5,50 м (18 футов 1 дюйм). Корпус деревянный
Двигатели- паровая машина, 250 номинальных лошадиных сил, 700 л.с. Скорость 8,5 узлов. Экипаж 225 человек
Вооружение- 4 RML 16 см №3, 12 x 30-фунтовых SBML
«Зильверен Круис». Zilveren Kruis Rijkswerf, Амстердам Заложен 18 июня 1865 г. Спущен на воду 18 июня 1869 г. Вступил в строй 21 августа 1870 г. Списан 19 октября 1888 г.
«Ван Гален». Van Galen. Rijkswerf, Амстердам Заложен 19 февраля 1868 г. Спущен на воду 9 июля 1872 г. Вступил в строй 1 апреля 1876 г. Вспомогательная служба с 1893 г. Продан 28 января 1920
Водоизмещение 2160 тонн. Длина 59,00 м (193 футов 7 дюймов). Ширина 12,75 м (41 фут 10 дюймов). Осадка 5,50 м (18 футов 1 дюйм)
Двигатели- паровая машина, 280 л.с., 1480 л.с. Скорость 10,5 узлов. Экипаж 225 человек
Вооружение - 4 × 7-дюймовые пушки Армстронга RML, 8 х 16 см RML
Паровые корветы типа «Джамби» имел машины номинальной мощностью 250 лошадиных сил, такую же, как и у корветов предыдущего класса.
Машины для Djambi были изготовлены на Fijenoord компании NSBM в Роттердаме и испытаны в апреле 1861 года. Машины для двух других первых кораблей этого класса были изготовлены Van Vlissingen en Dudok van Heel в Амстердаме.
В августе 1862 года Zoutman прошел пробные испытания, которые были признан «удовлетворительными». Корвет развивал скорость 8-8,5 узлов. В обзоре 1875 года было указано, что все существующие корабли этого класса достигают максимальной скорости 8,5 узлов. Однако для мирового уровня показатели голландских корветов были очень скромными, более ранний английский корвет HMS Pearl аналогичных размеров развивал скорость 11,3 узла и имел номинальную мощность 400 ( 1324) л.с., что почти вдвое выше данных голландцев.
Корветы «Джамби» имели смешанное вооружение из нарезных дульнозарядных орудий калибра 16 см (RML) и гладкоствольных дульнозарядных пушек (SBML) калибра 16 см, известных как длинные 30-фунтовые пушки.
Нарезное орудие 16 cm RML № 3, представленное в 1862 году, стало первой попыткой создать нарезное орудие большого калибра для голландского флота. Образцом послужило переоборудование французами значительного количества старых 30-фунтовых орудий (образца 1855). На складах голландского флота хранилось 38 непригодных бронзовых 60-фунтовых карронад. В 1861 году планировалось переточить их до меньшего диаметра 16 см (= 30 фунтов) и нарезать. Позже еще 12 пушек по такой схеме переделала и передала флоту армия. Всего в распоряжении моряков оказалось 50 таких орудий.
Масса орудия составляла 1792 кг, а длина 2,05 метра. Ствол имел 6 нарезов. Переоборудование пушек производилось в Гааге.
Снаряд нарезного орудия имел цилиндрическую форму (сплошной-длина 41,5 см, вес 47,5 кг), а гладкоствольное орудие стреляло традиционной круглой пулей весом 30 фунтов. Закаленная граната ( глэшард ) нарезной пушки предназначалась для использования против броненосных кораблей, а обычная для использования против деревянных кораблей. Их длина составляла 49 и 31 см, а вес - 49,5 и 24,4 кг.
Корветы типа «Джамби» первыми в голландском флоте получили нарезное вооружение. Djambi и Zoutman изначально получили по 4 RML 16 cm No. 3 На борту «Джамби» в Австралии было зафиксированы две нарезные 60-фунтовки с каждого борта. Более поздние корабли класса «Джамби» также получили RML 16 cm No. 3.
Для пробития брони эти пушки не годились, но корветы и не предназначались против броненосцев. Уже к 1871 году орудие было признано непригодным для голландского флота в долгосрочной перспективе. На 1876 год осталось 14 RML 16 см №3. Остальные постепенно перетачивались на RML 12 cm.
RML 16 cm No. 3 была исключена из списка орудий голландского военно-морского флота в период с 1 октября 1880 по 1 октября 1881 год.
Изначально каждый корвет типа «Джамби» имел на вооружении по 8 нарезных и 8 гладкоствольных дульнозарядных орудий калибра 16 см. Согласно «Memoriaal van de Marine» Leeuwarden и Curaçao на 1880 год имели уже по 16 нарезных 16-сантиметровых орудий, скорее всего за счет списанных Zoutman и Willem. Зато HNLMS «Джамби» во время похода в Австралию имел всего 4 16-см RML № 3 (60-фунтовые нарезные) и 12 гладкоствольных 30-фунтовых орудий.
Классическим гладкоствольным орудием была длинная 30-фунтовая пушка № 4, по крайней мере Metalen Kruis имел в 1880 году 30-фунтовые пушкиа № 4 (выпуска 1853 году) с длиной ствола 3,19 метра. Это было больше, чем у 30-фунтовых пушек № 2 предыдущих корветов с длиной всего 2,77 метра.
Считалось, что корветы «Джамби» при ширине 12,25 метров были слишком узкими для стрельбы из всех орудий одновременно. Для длинных гладкоствольных орудий это создавало проблему, ибо хотя ширина «Джамби» была на полметра больше предыдущей серии корветов, но увеличенная на 42 см длина орудий превышала возможности корабля.
Улучшенный тип «Джамби»- класс Zilveren Kruis был на один метр длиннее (59 метров). Осадка была такой же, она позволяла войти в гавань Сурабая при любых приливах. Ширина была на 0,5 м больше, чтобы избежать проблем с местом для использования пушек. Водоизмещение выросло до 2160 тонн, машина имела чуть выше номинальную мощность, 280 л.с., зато могла выдать 1480 л.с. вместо 700 л.с. у «Джамби». В итоге скорость Zilveren Kruis составила 10,5 узлов, что на два узла больше, чем у «Джамби».
Машины были изготовлены Ван Флиссинген ан Дудок ван Хеель ( позже Koninklijke Fabriek van Stoomen andere Werktuigen). Когда на испытаниях Zilveren Kruis показал большую скорость, но при этом не достиг контрактного значения по оборотам в минуту. За это завод заплатил штраф в 22 тысячи гульденов и на втором корвете уже не выеживался.
Van Galen получил машины, снятые с Zoutman. Соответственно и скорость вернулась к старым добрым 8,5 узлам.
На вооружении корветов стояли четыре 18 см пушки Армстронг RML и восемь нарезных дульнозарядных пушек калибра 16 см. Пушки калибра 18 cm располагались в кормовой части на шкворнях, а 160мм размещались впереди. Пушки Армстронга 18 см уже могли пробивать броню броненосцев, в то время как для 16-см орудий это было крайне проблематично.
Позднее вооружение Zilveren Kruis было заменено. В октябре 1888 года, при списании, на нем было 10 пушек калибра 12 см.
Корветы несли службу в Ост-Индских колониях до конца 19-го века. Наиболее ярким эпизодом участия их в боевых действиях стала битва в проливах Симоносеки 20 июля 1863 года.
Djambi и Metalen Kruis, участвовавшие в составе международной эскадры от Голландии, в качестве основного вооружения несли 160 мм нарезные пушки RML 16 cm No. 3. В ходе боя «Джамби» сделал из этих орудий 54 выстрела. Дальность и точность стрельбы командира корвета вполне устроила.
Очень доволен оказался и командир «Метален Круиса», орудия которого сделали 60 выстрелов .
У пушек оказалось лишь одно слабое место- при стрельбе отдачей срывало брекеры, канаты, которыми орудия крепили к фальшборту.
В 1867 году Нидерланды и Британия поменялись фортами на африканском Золотом берегу. Все форты на Золотом берегу к востоку от Эльмины должны быть переданы Великобритании, в то время как все форты к западу от города должны быть переданы Нидерландам. Заминка возникла в Коменде, местное население не позволило поднять голландский флаг над развалинами местного форта. Форт голландцы взяли силой в феврале 1868 года и «Метален Круис» оставил гарнизон, которому еще некоторое время пришлось отбиваться от туземцев.
В мае 1869 года голландским кораблям и войскам пришлось снова спасать гарнизон. Местные восстали и взяли заложников, за что каратели выжгли окрестные деревни.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам