Некогда мощнейшая морская держава Голландия к началу 20 века уже утратила свое могущество,но сохраняла обширные заморские колонии. Жемчужиной в нидерландской короне были Ост-индские колонии,ныне Индонезия. Ост-Индия принесла Голландии более 50 млн. гульденов прибыли в предкризисном 1928 году. Несмотря на утрату лидерства,военно-морской флот Голландия содержала довольно многочисленный-как для обороны собственно Голландии так и для защиты колоний. Самыми крупными кораблями были броненосцы береговой обороны и крейсера. Причем практически все корабли голландцы строили сами,благо кораблестроительные традиции у них были весьма развиты. Основной задачей броненосцев береговой обороны была защита голландского побережья,но корабли отличались высокой мореходностью и могли при необходимости быть переброшены в ту же Индонезию .
Последним и самым мощным из голландских броненосцев стал «Де Зевен Провинсиен» ( De Zeven Provinciën — «семь провинций») . Название традиционное для голландского флота,в честь семи нидерландских провинций,образовавших в 16 веке независимое от испанской империи государство.
Броненосец был построен на верфях Amsterdam D. Y. в 1908—1910 годах.При водоизмещении в 6500 тонн он нес две 283 мм мощные пушки и 4 150 мм орудия.Скорость -порядка 16 узлов. Уже к началу первой мировой войны он совершенно устарел. Поэтому практически сразу был "сослан" на службу в колонии. В 1911—1918 и с 1921 года «Де Зевен Провинсиен» находился в составе флота Голландской Ост-Индии, являясь его флагманским кораблём вплоть до 1925 года.
«Де Зевен Провинсиен» HNLMS De Zeven Provinciën (Семь провинций)Заложен 7.02.1908 (Амстердам), спущен на воду 15.03.1908. в строю с 6.10.1910 г. Погиб ,затоплен командой 2.03.1942 г.
Водоизмещение 6530 т; размеры 103,5 х 17,1 х 6,2 м.2 паровые машины 8000 л.с, 8 котлов Ярроу; скорость 16 уз. Запас угля 900 тонн, дальность плавания 5000 миль. Экипаж 411 человек(др. данные 452).
Бронирование: пояс 150—100 мм, башни 248—100 мм, палуба 50 мм, рубка 200 мм. барбеты 100 мм
Вооружение: 2—280 /42,5 -мм.4—150 /40 -мм. 10—75 /40 -мм, 4—37-мм системы Гочкисса орудий, 1 × 9-фунтовая мортира , 2 пулемета; 2—450-мм подводных торпедных аппарата.
На начало 1933 года в ост-индских провинциях находились броненосец береговой обороны (или броненосец внутреннего плавания, по голландской классификации) «Де Зевен Провинсиен», два легких крейсера «Ява» и «Суматра», восемь эсминцев типа "Ван Гент" , 15 подводных лодок типа "К" и около 60 мелких и вспомогательных кораблей и судов.
С начала мирового кризиса голландское правительство резко сократило расходы ,в т.ч. и на армию. В колониях большинство военнослужащих комплектовали из туземного населения, в том числе и на флоте. Это было проще и выгоднее-платили тем же индонезийцам меньше чем голландцам.Очередной секвестр бюджета произвели в конце 1933- жалованье матросов уменьшили на 14% для голландцев и на 17% для аборигенов. Аналогичное решение в английском флоте привело к забастовке на линкоре "Родней". Требования британских вопросов были удовлетворены,политика Адмиралтейства была смягчена.
На основной голландской военно-морской базе Сурабайя в итоге сложилась предреволюционная ситуация. Гарнизон (всего около 4500 человек) был туземным более чем наполовину,в нем действовала активная подпольная организация , ячейки индонезийской компартии и Национальной партии Сукарно. «Де Зевен Провинсиен» был одним из центров подполья-на нем было около 200 активистов подполья. При этом индонезийские и голландские моряки действовали совместно.
2 января 1933 года «Де Зевен Провинсиен» покинул Сурабаю и направился для прохождения учений вдоль побережья островов Ява и Суматра, которые должны были завершиться стрельбами в районе остова Сиберут. Подпольный ревком на броненосце ждал сигнала о бунте в Сурабае, но тот никак не приходил. Следует отметить, что изначально цели выступления не выходили за рамки экономических, то есть отмены сокращения денежных выплат. Офицеры военно-морского флота относились к матросам-индонезийцам с пренебрежением, и именно это помешало разглядеть им признаки надвигающегося восстания. 30 января на находящийся в море корабль пришла радиограмма о начавшемся бунте на авиабазе Морокрембанган. Сурабая молчала. Главные руководители подполья на броненосце – рулевой-индонезиец мат Кавиларанг и машинист-голландец мат Босхарт – решили начать восстание 4 февраля, захватить корабль и направиться в Сурабаю. Момент был выбран удачный – 2 февраля «Де Зевен Провинсиен» бросил якорь возле местечка Котарадиа у берегов Суматры. В день выступления командир броненосца вместе с частью офицеров должен был сойти на берег, чтобы отправиться на прием, устраиваемый местной администрацией в их честь. Приход самого большого военного корабля колонии был целым событием для захолустья. Соотношение сил на борту «Де Зевен Провинсиен» безоговорочно находилось на стороне готовящих восстание. На корабле в тот вечер было 69 голландцев (из них 16 офицеров, 9 унтер-офицеров, остальные- матросы). Им противостояли 187 индонезийцев. Через некоторое время после схода на берег коммандера Эйкбоома по условному сигналу руководителей подполья были арестованы оставшиеся на броненосце офицеры и унтер-офицеры.
Банкет на берегу был в самом разгаре, когда Эйкбоому сообщили, что вверенный ему броненосец погасил все огни и развел пары. Решив разобраться на месте, голландец отправился в бухту, где и увидел выходящий из нее «Де Зевен Провинсиен». Началась суматоха – местный небольшой гарнизон был поднят по тревоге. Эйкбоом вместе с сопровождающими его офицерами взял под командование небольшое вспомогательное судно «Альдебаран», стоявшее в бухте, и помчался в погоню за уходящим броненосцем. Помчался во всю прыть своих восьми узлов... Пока незадачливый коммандер пытался выжать все возможное из «Альдебарана»,колониальная администрация была поднята по тревоге. В Сурабае спешно была сформирована «полицейская» эскадра под командованием коммандера Ван Дульма в составе легкого крейсера «Ява» и эсминцев «Эверстен» и «Пит Хейн». Они были построены по британскому проекту фирмы «Ярроу» и адаптированы для службы в колониях,на борту у них было по гидросамолету. Туда же вышли пл "К-VII" и "К-XI" .
Утром 5 февраля эскадра Ван Дульма вышла из Сурабаи в сторону Зондского пролива. Четких инструкций, кроме как «остановить и принудить к сдаче», командир «полицейской» эскадры не имел. Во многом ему предлагалось действовать по обстановке. Было не ясно, пойдут ли мятежники на применение оружия или нет. Дополнительно подстраховавшись, голландское командование перебрасывает звено гидросамолетов «Дорнье» DJ «Wal»,способных нести авиабомбы, на авиабазу Танжонг Приок на острове Ява.
В мировой прессе мятеж на голландском броненосце сравнивали с главным героем триумфального советского фильма "Броненосец "Потемкин".Экипаж голландского корабля не ставил перед собой никаких масштабных целей, связанных с социально-политическими преобразованиями. Несмотря на сильное влияние антиколониальных идей, не было озвучено никаких лозунгов, направленных на попытку свержения иностранного колониального господства. Требования и цели, которых добивались моряки с «Де Зевен Провинсиена», были ограничены претензиями экономического и отчасти национального характера. Во-первых, не снижать жалования военнослужащим и повысить его; во-вторых, уравнять в правах моряков-индонезийцев с голландцами; в-третьих, амнистировать задержанных во время бунта на авиабазе Морокрембангане. Для этого броненосец и следовал в Сурабаю. Правда, оставалось неясным, как восставшие собирались добиваться выполнения своих требований. Не ясно, готовы ли были руководители восстания Кавиларанг и Босхарт пойти на применение самого убедительного аргумента- двух 283-мм крупповских орудий.В Голландии немедленно было принято секретное постановление о списании с боевых кораблей всех индонезийцев.
Мятежный броненосец тем временем двигался с 8-узловой скоростью в юго-восточном направлении. Бортовая радиостанция регулярно выходила в эфир, передавая успокаивающие радиограммы: «Раненых нет. Все в порядке. Экипаж». Тем самым, очевидно, восставшие подчеркивали свои не воинственные намерения. Коммандер Эйкбоом, продолжавший следить за своим беглым кораблем, по радио наводил на него эскадру Ван Дульма. Командующий, получив накануне сведения о передвижении броненосца, со всей серьезностью отнесся к встрече и возможному боестолкновению. Его флагман крейсер «Ява» обладал броневым поясом толщиной в 50 мм, что не составляло никакого препятствия для весивших почти 300 кг снарядов броненосца. Для такого противника как легкий крейсер, архаичный «Де Зевен Провинсиен» был неплохо бронирован – толщина пояса достигала 150 мм, защита башен главного калибра и барбетов до 250 мм. Конечно, оставались еще 533-мм торпедные аппараты эсминцев, но к ним можно было прибегнуть в крайнем случае. Ван Дульм рассчитывал, что настолько далеко не зайдет. Тем не менее на кораблях, поджидавших восставший броненосец, была сыграна боевая тревога и сделаны соответствующие приготовления к бою. Всю ночь с 9 на 10 февраля эскадра находилась возле острова Энганьо, поджидая приближающийся «Де Зевен Провинсиен». Утром 10 февраля корабли Ван Дульма снялись с якорей и кильватерной колонной двинулись к южному входу в пролив. С другой стороны туда уже подходил броненосец. На расстоянии примерно 8 миль от него следовали гидрографическое судно «Эриданус» и минный заградитель «Гуден Леов». Коммандер Эйкбоом, устав от "скоростного" «Альдебарана»,пересел на более быстроходный гидрограф и уже с него корректировал действия Ван Дульма. Примерно в 8 часов утра с флагманской «Явы» заметили броненосец, который при виде эскадры повернул к берегам Суматры. Правительственные корабли легли на параллельный курс, стараясь не приближаться на близкое расстояние. Были велики опасения, что «Де Зевен Провинсиен» может пустить в ход свою артиллерию главного калибра, способную бить на 10 миль. Вскоре над местом событий появились четыре «Дорнье», начавшие кружить над восставшим кораблем. Авиаразведка доложила,что башни броненосца находятся в походном положении и к стрельбе не готовы.
Ван Дульм приступил к «полицейской» операции.Вначале «Ява» подняла сигнал, приказывающий броненосцу остановиться. Он ожидаемо остался без ответа. Тогда командующий приказал одному из гидросамолетов подлететь непосредственно к «Де Зевен Провинсиену» и передать приказ о немедленной сдаче. «Дорнье» начал кружить над кораблем на высоте 600 метров, трижды выходя в эфир с требованием о сдаче. Затем он снизился до 400 метров и продублировал приказ, давая восставшим 10 минут на размышления. В это время революционный комитет, как часто бывает в подобных случаях, ожесточенно совещался на предмет «что делать» и «стрелять или не стрелять». Подобно своим коллегам с «Князя Потемкина Таврического», восставшие не могли никак решиться на кровопролитие и на какие-то решительные действия вообще. Все противодействие ограничилось поднятием сигнала «Отстаньте от нас».
Видя, что восставшие не готовы на решительное сопротивление, Ван Дульм приказал своим гидросамолетам атаковать броненосец. Потопить бы они его своими 50-килограммовыми бомбами не смогли, но нанести повреждения и принудить к сдаче были вполне способны. Первая бомба взорвалась перед форштевнем «Де Зевен Провинсиена», вторая разорвалась на мостике. Часть его вместе с радиорубкой была уничтожена. От взрыва погиб 21 человек, многие получили ранения, в том числе один из руководителей восстания мат Кавиларанг. Фактически в решительный момент из строя выбыл почти весь революционный комитет. Многочисленная индонезийская фракция осталась без вожака. Быстро уяснив, что правительство вовсе не шутит, а настроено непреклонно, менее решительная и колеблющаяся часть экипажа, в первую очередь голландцы, надеясь на снисходительность, выпустили арестованных офицеров, которые подняли белый флаг. Броненосец застопорил машины – на мостике полыхал пожар. «Дорнье» прекратили бомбардировку. Не давая опомниться, в 9 часов 30 минут на палубу «Де Зевен Провинсиена» высаживается абордажная партия с крейсера «Ява». Босхарта и раненого Кавиларанга берут под стражу. Учитывая многочисленность местных в команде, индонезийца от греха подальше переправляют на эсминец «Пит Хейн». Корабли Ван Дульма взяли арестованный броненосец в плотный ордер и под прикрытием гидросамолетов отконвоировали в Сурабаю. Там уже арестован был весь экипаж. Восстание закончилось.Всего погибших от бомбардировки-23 матроса на мятежном корабле.
В знак солидарности с восставшим броненосцем забастовку обьявили портовые рабочие Сурабайи,а в парламент Голландии на волне впечатлений в апреле 1933 прошло 4 коммуниста-вместо двух на предыдущих выборах,причем дополнительные два места отданы были депутатам-индонезийцам.
Почти год шло следствие,во избежание повода для новых волнений в колонии ,правительство распорядилось не принимать слишком жестких мер.Военный трибунал состоялся в 1934 в Батавии. Руководители восстания Кавиларанг и Босхарт получили 18 и 16 лет тюремного заключения. Наказанию в разной степени в зависимости от степени участия в событиях подверглись 162 члена экипажа (136 индонезийцев и 26 голландцев). Досталось и офицерам корабля-за допущение восстания часть была понижена в звании,часть списана на берег.
После мятежа , в июле 1933 поврежденный броненосец вывели из боевого состава,но в 1935—1936 годах «Де Зевен Провинсиен» вернули в строй и переоборудовали в учебно-артиллерийский корабль под названием с 1936 -«Сурабая» ( Soerabaia), в честь одного из индонезийских островов. С бывшего броненосца демонтировали часть вооружения и паровых котлов, переведя оставшиеся на жидкое топливо. С началом Второй мировой войны «Сурабая» выполнял функции плавучей батареи для защиты одноименной Сурабаи от возможных японских десантов.
18 февраля 1942 года корабль был сильно поврежден при налете японской авиации на Сурабайю и 3 марта затоплен командой. Японцы его потом подняли и превратили в блокшив. Окончательно корабль был потоплен союзной авиацией в 1943.
Японцы провозгласили себя освободителями азиатских народов от европейских колонизаторов.Им удалось взять под контроль и часть национально-освободительного движения Индонезии. В 1945 они даже пообещали предоставить Индонезии независимость. 17 августа Индонезия провозгласила свержение голландского колониального господства,вернувшиеся после разгрома Японии голландские войска встретили ожесточенное сопротивление.И в 1949 Индонезия наконец стала независимым государством.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Броненосцы береговой обороны.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам