Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Судьбы малых голландцев. «Холланд».

Флоты небольших и не очень богатых стран,особенно когда эти страны имеют богатые традиции кораблестроения,интересны тем,что в условиях крайне ограниченных ресурсов ,они создают иногда довольно интересные проекты,с предельно сбалансированными характеристиками.Одной из таких стран,благодаря воле исторического случая,стала некогда ведущая мировая морская держава-Голландия. В наследство от бурного исторического прошлого Нидерландам достались обширные колониальные владения в Вест-Индии и Ост-Индии.Жемчужина голландской короны-нынешняя территория Индонезии,богатая всякими природными ресурсами до неприличия.

Содержание в порядке не только собственно голландского побережья,но и тысяч островов в Тихом океане и Карибском море,требовало достаточно многочисленного и боеспособного флота.Естественно,имея великое прошлое,когда голландские фрегаты свободно входили в устье Темзы и громили лондонские кварталы,строить корабли за границей наследникам де Рейтера было просто невозможно.Флот себе голландцы строили сами.

Специфика задач ,стоящих перед флотом Нидерландов,привела к приоритету двух классов кораблей-броненосцев береговой обороны и крейсеров колониальной службы.От крейсеров требовалась скорость и дальность плавания. Вооружение было не принципиальным,противником предполагались отсталые колониальные народы.

В 80-90-х годах эту роль исполняли шесть фрегатов типа "Атжей" («Ачех» ). Когда к концу 19-го века встал вопрос о замене устаревших кораблей,был создан проект бронепалубного крейсера.За основу были взяты самые массовые британские бронепалубные крейсера типа "Аполло".

Построено было шесть кораблей,получивших имена в честь провинций Нидерландов.Так как в Голландии было три верфи (Rijkswerf в Амстердаме, Koninklijke Maatschappij de Schelde во Флиссингене и Nederlandsche Stoomboot Maatschappij в Роттердаме),способные построить корабли такого уровня,то строительство прошло двумя группами-по три крейсера.Постройка шла достаточно быстро ,за 6 лет голландский флот получил обе группы этих универсальных боевых кораблей.

В голландском флоте эти крейсера получили классификацию "Pantserdekschepen" («панцердексчепен») -дословно бронированные палубные корабли.

Корабли несколько отличались количеством и типом котлов,составом вооружения.Первая группа("Холланд","Фрисланд","Зеланд") отличалась от второй ("Гельдерланд","Норд Брабант","Утрехт")водоизмещением и размерами.Первая троица при водоизмещении 3900 тонн имела длину 93,3 метра,вторая-4033 тонны и 94,7 метра.Крейсера значительно превзошли по скорости предыдущую серию колониальных фрегатов-20 узлов против 14.Два 150 мм крупповских орудия размещались в носу и корме в открытых установках,а восемь 120 мм пушек располагались по бортам тоже в одиночных установках.

Бронепалубные крейсера (Pantserdekschepen) тип "Holland"
Бронепалубные крейсера (Pantserdekschepen) тип "Holland"

Судьба систершипов была кардинально разной.Уже в 1913 году на слом пошли изношенные «Фрисланд» и «Утрехт» . В 1914 — 1915 годах оставшиеся крейсера были перевооружены: вместо старой артиллерии на «Холланде» и «Норд Брабанте» установили по 10 новых 120-мм орудий, на «Зеланде» — 2 150-мм и 8 120-мм, на «Гельдерланде» — 4 150-мм. Из торпедного вооружения по одному торпедному аппарату осталось только на «Гельдерланде» и «Норд Брабанте».

Во время первой мировой войны все оставшиеся крейсера вместе с основными силами голландского флота сосредоточились в метрополии и занимались охраной голландского суверенитета-в основном патрулированием территориальных вод.

С 1918 года "холланды" переведены в учебные корабли,на них установили дополнительно пулеметное вооружение.Скорость крейсеров в это время составляла 18 узлов.Сам "Холланд" специализировался на обучении артиллеристов и в 1920 году ушел на слом,его дело продолжил "Гельдерланд" .В 1924 году списали "Утрехт".

Когда немецкие войска в мае 1940 года перешли голландскую границу,"Гельдерланд" стоял на приколе,а "Норд Брабант" служил плавучей казармой. "Норд Брабант" экипаж успел сжечь,а вот "Гельдерланд" попал в руки немцев невредимым. Ему пришлось послужить и в Кригсмарине.

-3

1."Холланд" HNLMS "Holland" заложен "Rijkswerf" в Амстердаме 6 мая 1895, спущен на воду 4 октября 1896, вступил 1 июля 1898, с 16 апреля 1901 по 20 марта 1902 в резерве, модернизирован с 13 марта 1906 по 26 октября 1909 с заменой котлов и с 6 января 1914 по 20 ноября 1914 с заменой вооружения, исключен в 1920.

2. "Зеланд" HNLMS "Zeeland" (Строит. № 85) заложен "Koninklijke Maatschappij De Schelde" во Флиссингене в 1895, спущен на воду 20 марта 1897, вступил 1 июня 1898, исключен в 1924

3. "Фрисланд " HNLMS "Friesland" заложен "Nederlandsche Stoomboot Maatschappij" в Роттердаме в 1895, спущен на воду 4 ноября 1896, вступил 16 февраля (января ) 1898, исключен в 1911 и в 1913 продан для разделки на металл.

4. "Гельдерланд" HNLMS "Gelderland" .В Кригсмарине: "Ниобе" "Niobe". заложен "N.V. Maatschappij voor Scheeps- en Werktuigbouw Fijenoord" в Роттердаме 1 ноября 1897, спущен на воду 28 сентября 1898, вступил 15 июля 1900, с 27 апреля 1920 учебно-артиллерийский корабль (Artillerie Instructieschip), исключен 24 августа 1939 и поставлен в отстой на верфи “Rijkswerf” в Ден-Хелдере, где 14 мая 1940 захвачен Германией, с августа 1941 по 1942 на верфи “Cornelis van der Giessen en Zonen” в Кримпен-ан-ден-Эйссел и с 1942 по декабрь 1943 на верфи "Schichau" в Эльбинге переоборудован в плавучую батарею ПВО (Schwimmende Flakbatterie) "Niobe", 1 марта 1944 введен в ВМС Германии, 16 июля 1944 потоплен советской морской авиацией в порту Котка, в июне 1953 поднят германской фирмой "Taucher Beckendorf" из Гамбурга, Нидерланды от прав на корабль отказались, разделан на металл.

5. "Нордбрабант" HNLMS "Noordbrabant" заложен "N.V. Koninklijke Maatschappij De Schelde" во Флиссингене 31 августа 1897, спущен на воду 17 января 1899, вступил 1 марта 1900, снят с вооружения в 1920 , превращён в плавучую казарму с 1925 (Accommodatieschip), 17 мая 1940 подожжен экипажем из-за угрозы захвата Германией, разделан на металл.

6. "Утрехт " HNLMS "Utrecht" заложен "Rijkswerf" в Амстердаме в 1897, спущен на воду 14 июля 1898, вступил 1 марта 1901, исключен в 1913 и продан для разделки на металл.

Водоизмещение: стандартное 3840(3900) ("Gelderland", "Noordbrabant", "Utrecht" - 3970(4033)) /полное -4100 тн ("Gelderland") .Размерения- 93,3 ("Gelderland", "Noordbrabant", "Utrecht" - 94,76) х 14,76/14,82 х 5,41 м.
Силовая установка: 10-12 паровых котлов Yarrow, два 3-х цилиндровых паровых двигателя тройного расширения,проектная 10 000-10 500 л.с.,на испытаниях 9867 л.с. 2 винта. Скорость полного хода: 19,5- 20 узлов, у "Niobe" -15 узлов,814 — 875 т угля. Дальность плавания: 4500 миль (10 уз),
Бронирование: палуба - 50 мм(до 127 мм на скосах), боевая рубка - 100 мм, башни ГК - 13 мм (лоб), Экипаж: 324-371 чел. (на "Niobe" - 397 чел.)
Вооружение: 2x1 150-мм/40 Krupp № 3 , 6x1 120-мм/40 № 2 , 2-4x1 75-мм/55 13 фунтовых № 2 , 2x1 75-мм мортиры, 8x1 37-мм, 4x1 37-мм револьверные пушки Hotchkiss 1 фунтовые, 2x1 450-мм ТА
с 1906 - 2x1 150-мм/40 Krupp, 6x1 120-мм/40, 1x1 75-мм/55, 1x1 75-мм мортиры, 4x1 37-мм, 4x1 37-мм револьверные пушки Hotchkiss, 2x1 450-мм ТА
с 1914 - 10x1 120-мм/70, 2x1 75-мм/55, 4x1 37-мм, 1x1 75-мм мортира, 1x1 450-мм ТА (оставлены только на "Gelderland" и "Noordbrabant")
"Gelderland" - с 1920 по 1940 - 8x1 120-мм/70 № 2 , 3x1 75-мм/55 № 2 , 1x1 75-мм полуавтоматическая АУ № 1 , 2x1 37-мм, 7 пулеметов(по др. данным-зенитное- 1 40-мм орудие; 2 37-мм зенитных автомата; 8 пулёметов ) ,в 1940 полностью разоружен.
"Noordbrabant" - с 1926- 1x1 75-мм/55 на корме
"Niobe" - 8x1 105-мм FlaK L/45 C/32, 4x1 40 мм Bofors L/60, 4x4 20-мм C/38, 2 дальномера FlaK-Kommandogerät 36, 1 радар FuMG 39 "Würzburg"

-4

Гельдерланд в море в начале своей карьеры
Гельдерланд в море в начале своей карьеры

Самая долгая и насыщенная история досталась четвертому кораблю серии-"Гельголанду".19 октября 1900 года он в португальской Восточной Африке принял на борт президента оккупированного Британией Трансвааля Пауля Крюгера. О его беспрепятственной эвакуации в Европу договаривалась лично голландская королева Вильгельмина с британцами. Крюгер был чрезвычайно популярен в Европе-тысячи добровольцев-немцев,голландцев и скандинавов сражались на стороне буров против англичан.В Марселе,куда его доставил голландский крейсер,встречать 74 летнего ветерана борьбы за независимость бурских колоний в Южной Африке пришло 60 тысяч горожан.

Крюгер. Последний взгляд на Африку.
Крюгер. Последний взгляд на Африку.
Президент Крюгер высаживается в вельбот. Матросы  подняли весла в воздух                     ( эквивалент орудийного салюта)
Президент Крюгер высаживается в вельбот. Матросы подняли весла в воздух ( эквивалент орудийного салюта)
Гельдерланд в Марселе, 22 ноября 1900 г.
Гельдерланд в Марселе, 22 ноября 1900 г.

-9

-10

Высадив Крюгера, "Гельдерланд"отправился в Голландскую Ост-Индию . Во время перехода на входе в гавань Порт-Саида столкнулся с британским пароходом Peterson ,что потребовало ремонта в Суэце. 6 января 1901 года крейсер возобновил поход и 9 января прибыл в Сурабайю . 6 июля 1904 года "Гельдерланд" и "Утрехт" сели на мель возле Ароэс Лампоежанг ( Южная Суматра),наткнувшись на необозначенные на картах скалы. Суда ремонтировались соответственно в Сурабае и Сингапуре. 17 июня 1905 года "Гельдерланд" , "Норд Брабант" и "Утрехт" отправились в Нидерланды.

Гелдерланд уезжает из Ден-Хелдера в Голландскую Ост-Индию в 1900 году
Гелдерланд уезжает из Ден-Хелдера в Голландскую Ост-Индию в 1900 году

В 1908 году разразился второй кризис между Нидерландами и революционным правительством Кастро в Венесуэле. Причиной опять стали беженцы,которым голландцы предоставляли убежище в своих владениях на острове Кюрасао. Кастро выслал голландского посла.В ответ голландцы прислали для блокады венесуэльского побережья броненосец HNLMS  "Якоб ван Хеемскерк" и крейсера "Гельдерланд" и "Фрисланд".Их задачей был перехват всех судов под венесуэльским флагом.

-12
-13
-14

12 декабря "Гельдерланд" захватил венесуэльскую канонерку "Аликс".Конфликт на этот раз продлился недолго. Кастро вскоре убыл в Париж-лечить застарелый сифилис,а оставленный на время отсутствия на хозяйстве вице-президент Гомес 19 декабря с помощью американского флота захватил власть в стране. С Нидерландами отношения были незамедлительно урегулированы.

17 июня 1911 года "Гельдерланд" вышел из Роттердама в Англию,на его борту был нидерландский принц Генри , отправленный в Великобританию для участия в коронации Георга V . Крейсер в британских водах торжественно сопровождался четырьмя британскими миноносцами.

-15

Гелдерланд в Ден-Хелдере
Гелдерланд в Ден-Хелдере
-17

Для защиты голландских интересов и усиления охраны посольства во время Балканской войны ,11 ноября 1912 года крейсер отправился в Константинополь.На охрану посольства 18 ноября 1912 года заступил десантный отряд из 100 моряков.30 мая 1913 года крейсер на боевом посту был сменен броненосцем "Кортенаэр".

Во время первой мировой войны большая часть голландского флота была стянута в воды метрополии.При патрулировании побережья,14 марта 1917 года на борту "Гельдерланда" произошел взрыв-погиб один из моряков и девять получили тяжелые ранения.Вернувшийся в порт крейсер был выведен из боевого состава. После войны, с 1920 года, он продолжил службу как учебно-артиллерийский корабль.

В Голландской Вест - Индии, вероятно , в течение 1930 - х годов
В Голландской Вест - Индии, вероятно , в течение 1930 - х годов

До ввода в строй артиллерийского учебного корабля « Ван Кинсберген» в 1939 году голландские артиллеристы с 1920 по 1939 год проходили подготовку на борту старого крейсера « Гельдерланд» .

Гелдерланд, хорошо освещенный ночью,  в честь дня рождения принцессы Беатрикс в январе 1938 года. Фотография, скорее всего, была сделана на Кюрасао.
Гелдерланд, хорошо освещенный ночью, в честь дня рождения принцессы Беатрикс в январе 1938 года. Фотография, скорее всего, была сделана на Кюрасао.

Гелдерланд на острове Сент-Томас на Виргинских островах, 16 февраля 1938 года. Фотография из Национального архива (№ RG80CE246).
Гелдерланд на острове Сент-Томас на Виргинских островах, 16 февраля 1938 года. Фотография из Национального архива (№ RG80CE246).

В мае 1940 года корабль был захвачен немцами и под именем "Ниобе" вошел в состав Кригсмарине . Он использовался с 1940 по 1944 год сначала как крейсер, затем как учебный корабль и, наконец, как зенитный крейсер («Flakschiff»). 16 марта 1944 года корабль вступил в строй.На нем была установлена РЛС,универсальные 105 мм пушки и многочисленные зенитные автоматы( восемь 105-мм, четыре 40-мм и шестнадцать 20-мм стволов ).Верхняя палуба была дополнительно забетонирована. В 1944 году "Ниобе" показал скорость в 16 узлов.

-23
-24

-25

Вначале он оборонял от британских бомбардировщиков французский порт Кале ,а затем был направлен для усиления ПВО финского порта Котка,который подвергался регулярным налетам советской авиации. 12 июля 1944 года крупный корабль был обнаружен авиаразведкой и принят за неуловимый финский броненосец "Вяйнемяйнен".Первая атака 30 бомбардировщиков Пе-2 и 24 истребителей Як-9 окончилась безрезультатно. Ни одна из 70 бомб в корабль не попала.

Три дня летчики тренировались по точечной цели.

16 июля 1944 года , во время Выборгско-Петрозаводской наступательной операции 1944 года ,он был потоплен во время массированного налета советской авиации (132-137 бомбардировщиков и истребителей) в порту Котка. Первая волна Пе-2 под командованием Героя Советского Союза В.И. Ракова добилась четырех попаданий 250 кг бомбами,"Ниобе" получил крен 40 градусов.Второй волной шли три топмачтовика А-20(американские "Бостоны")с шестью однотонными бомбами с высоты 30 метров .Два попадания-корма и центр.

Командир крейсера приказал начать эвакуацию-за 8 минут крейсер был уничтожен.При этом был сбит один самолет и четыре были повреждены.По рапорту же немецкого командира "Ниобе" героически сбил десять советских самолетов.Сам корабль получил девять попаданий и осел на мелководье,над водой остались надстройки. "Ниобе" стал самым крупным германским боевым кораблем,потопленным советской авиацией.

«В архивах находится «Отчет по операции уничтожения ББО «Вяйнемяйнен» в порту Котка (Штаб ВВС КБФ, 1944 г.), на титульном листе которого, по указанию главного штаба военно-морского флота, название «Вяйнемяйнен» зачеркнуто, а выше сделана надпись; «Считать крейсер ПВО «Ниобе». ( В.Д. Доценко).
-26

Нидерланды от претензий на корабль отказались.В 1953 году остатки корабля были разобраны на металлолом немецкой фирмой.

остатки "Ниобе"
остатки "Ниобе"

До второй мировой войны дожил еще один из крейсеров типа "Холланд"-"Норд Брабант".

1900
1900

Вступив в строй ,он вскоре отправился на Кильскую регату,где несколько раз принимал на борту германского императора Вильгельма. 6 февраля 1901 года крейсер был отправлен в Голландскую Ост-Индию,в том же году он с дружественными визитами посетил австралийские Олбани и Мельбурн по поводу открытия австралийского парламента в мае 1901 года.30 августа 1905 года "Норд Брабант" вместе с "Гельдерланд" и "Утрехт" вернулся в Нидерланды.

Вид сверху с кормовой мачты. Похоже, что на причале прямо за Брабантом голландский минный заградитель .
Вид сверху с кормовой мачты. Похоже, что на причале прямо за Брабантом голландский минный заградитель .
-30

С 28 августа по 12 октября 1909 года крейсер совершил переход из Сурабаи в Сан-Франциско.Впервые без использования парусов,с тремя бункеровками по пути.31 мая 1912 года по дороге в Сурабаю "Норд Брабант" налетел на мель,было затоплено несколько отсеков.Благодаря помощи броненосца "Хертог Хендрик" и крейсера "Холланд" ему удалось дойти до Сурабаи .

Бронепалубный крейсер Нордбрабант (Hr.Ms. Noordbrabant), тип Холланд (Hollandklasse), в албанском порту Дуррес (в - Дураццо), 11 июля 1914 года. На крейсер грузят тело погибшего
Бронепалубный крейсер Нордбрабант (Hr.Ms. Noordbrabant), тип Холланд (Hollandklasse), в албанском порту Дуррес (в - Дураццо), 11 июля 1914 года. На крейсер грузят тело погибшего

15 июня 1914 года в бою у албанского города Дураццо(Дуррес) погиб(скорее всего застрелен итальянским снайпером) командир Международных полицейских сил в Албании голландский майор Лодевик Томсон. Он стал первым погибшим голландским миротворцем.За его телом для торжественных похорон был отправлен "Норд Брабант".

Матросы на фок-мачте.
Матросы на фок-мачте.
 Брабант пришвартовался к набережной во Флиссингене.
Брабант пришвартовался к набережной во Флиссингене.

-34

6 января 1916 года британская подводная лодка HMS  E17 села на мель у голландского побережья,ей удалось самостоятельно сняться с мели,но уже за пределами голландских вод решил все-таки затопить корабль,ее экипаж принял на борт и доставил в Ден-Хелдер "Норд Брабант".

Он был списан в 1920 году,разоружен и переоборудован в плавучую казарму.С октября 1926 года стоял во Флиссингене и использовался также для обучения и подготовки новобранцев.17 мая 1940 года,при угрозе захвата немцами ,был подожжен экипажем.Остатки разобраны на металл.

"Норд Брабант" после пожара
"Норд Брабант" после пожара

"Зеланд" после вступления в строй был назначен флагманом эскадры метрополии (18 вымпелов) на морском параде по поводу коронации королевы Вильгельмины.

-36

24 июня 1905 года на рифы возле залива Бони сел броненосец Хертог Хендрик .Рядом сперва был только "Зеланд",который безуспешно пытался снять его с мели. Только с помощью подошедших кораблей и снятия угля и боеприпасов удалось снять броненосец с рифа.Вскоре "Зеланд" вместе с небольшой эскадрой участвовал в карательной операции против правителя района Бони на Южном Сулавеси.Корабли поддержали огнем высадку десанта.

В 1906 году в составе голландской эскадры покорял королевства Табанан , Бадунг и Клунгкунг на юге острова Бали.

Вместе с "Холланд" и кораблями береговой обороны Hertog Hendrik , Koningin Regentes и De Ruyter помогал голландской ост-индской армии во время войны в Ачехе.

Зеланд и другие пароходы в заливе Амбон
Зеланд и другие пароходы в заливе Амбон

Со 2 по 29 июля 1914 года с принцем Генрихом на борту совершил учебный поход ,посетив Копенгаген,Санкт-Петербург,Стокгольм и Кристианию(Осло).

7 июня 1917 года "Зеланд" из Ден-Хелдера отправился в кругосветное путешествие.При этом он стал первым иностранным боевым кораблем,прошедшим Панамский канал.4 ноября поход достиг Сурабайи. Самое тяжелое испытание ждало крейсер в американских портах Нью Йорк и Сан-Франциско,где дезертировало 53 члена экипажа(45 и 8 соответственно).3 декабря "Зеланд" вышел в обратный путь.В 1924 году корабль был списан.

"Фрисланд" 28 апреля 1899 года был отправлен к острову Кюрасао,для укрепления обороны в период первого венесуэльского кризиса.Затем он побывал в Индонезии ,а во время второй англо-бурской войны стал стационером в Лоуренсо Маркес(португальская Восточная Африка),охраняя интересы голландской короны и ее подданных.23 августа 1900 года он опять отправлен в Индонезию.В 1902 году крейсер получил приказ забрать в Коломбо(Цейлон) 10 голландских добровольцев,взятых в плен англичанами во время англо-бурской войны. Бюрократические вопросы несколько затянулись и лишь 4 июля 1904 года с освобожденными голландцами на борту крейсер взял курс на родину.

В июле-августе 1906 года крейсер изучал Северный Ледовитый океан,дойдя до Шпицбергена. Здесь он помог сняться с мели французскому пассажирскому судну "Иль-де-Франс".Через год,14 июля 1907 года "Фрисланд" столкнулся с английским эсминцем "Ли" у мыса Старт.Во время второго венесуэльского кризиса крейсеру досталось блокировать порт Маракайбо.

17 сентября 1910 года крейсер принимал на борту во время визита в Нидерланды бельгийского короля Альберта I с супругой.Он свозил их в Амстердам ,где голландская эскадра в составе Jacob van Heemskerck , Friesland , Piet Hein , Evertsen , O 1 и других кораблей салютовала августейшей чете.

А в 1913 году крейсер списали.

-38

-39

"Холланд" в 1900 году отправился вместе с броненосцем "Пит Хейн" и крейсером "Кенигин Вильгельмина дер Нидерланден" в Шанхай,для защиты голландских интересов и европейцев от восстания ихетуаней(боксеров) в Китае.Десантники с голландских кораблей охраняли французскую концессию в Шанхае,под защиту которой собралось много голландских граждан.В середине октября крейсера перевели в Голландскую Ост-Индию.

-40

4 ноября "Холланду" пришлось еще раз посетить Шанхай-в Китае произошла Синьхайская революция.Отсюда он уходил в Японию-представлять королеву на похоронах императора Мейдзи в 1912 году в Иокогаме. Списали корабль в 1920 году.

-41
-42

Шестой крейсер серии-"Утрехт"первое учебное плавание совершил в Средиземном море-от Кадиса до Неаполя.В 1902 году отправлен охранять голландское судоходство от венесуэльских "проверок". Присутствие голландских боевых кораблей ,явно превосходящих венесуэльский флот,ослабило интерес кастровцев к досмотру голландских судов.

В сентябре 1909 года из Суринама крейсер направили в НьюЙорк для участия в празднике в честь прибытия в 1609 году Генри Хадсона в Америку на корабле голландской Ост-Индской компании. Корабль назывался " Halve Maen "(полумесяц) и его реплику,построенную на казенной верфи в Амстердаме, голландцы преподнесли в дар городу. Во время парада на Гудзоне помимо "Утрехта" в строю шел и "Halve Maen" с экипажем из матросов "Утрехта",одетых в костюмы 17-го века.

-43

Правда подарок вскоре сгорел...

25 апреля 1910 года корабль покинул Парамарибо и направился в Буэнос-Айрес на празднование 100-летия независимости Аргентины . 21 мая того же года он участвовал в морском параде по этому поводу. Списали корабль в 1913 году.

Фото корабля до 1922 года.
Фото корабля до 1922 года.
Aerial_photograph_of_Den_Helder,_The_Netherlands_-_1920_-_1940
Aerial_photograph_of_Den_Helder,_The_Netherlands_-_1920_-_1940

Крейсера типа "Холланд" стали основными рабочими лошадками голландского флота.Корабли качественной постройки, высокобортные,мореходные,достаточно быстроходные для своего времени,с адекватным задачам вооружением. Разумеется,противоборство с первоклассными европейскими морскими державами не предусматривалось.Для своих задач крейсера были неплохо сбалансированы,надежны и эффективны как в демонстрации флага,так и в гашении различных слаборазвитых повстанцев(от венесуэльских до ачехских).

Крейсера активно использовались,совершая регулярные походы в ост-индские владения,на карибские острова,на Шпицберген. "Норд Брабант" часто видели на Гавайях и Маршалловых островах.Голландские интересы крейсера защищали в Восточной Африке,Китае и у берегов Венесуэлы.Активная эксплуатация и моральное устаревание в связи с появлением турбинных легких крейсеров стали причиной недолгого срока службы большинства кораблей.

Только "Гельдерланд" стал долгожителем,обретя вторую,хотя и недолгую жизнь во флоте нацистской Германии. Его добротный корпус был уничтожен бомбами авиации КБФ.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам