Найти в Дзене
Морская коллекция

Канонерские лодки. «Летучий голландец» с Кюрасао. «Ван Кинсберген»

Оглавление

Небольшой голландский флот к середине 30-х годов был разделен на три неравные части, одна часть охраняла метрополию и ее более чем вековой нейтралитет, вторая сторожила богатейшую колонию, Ост-Индию или Индонезию, несколько кораблей блюли порядок в Вест-Индии, еще одном наследии Голландской колониальной империи. Ограниченные возможности диктовали требования по максимальной универсализации кораблей.

В середине 30-х голландскому флоту понадобился новый корабль универсального назначения. Прежде всего как учебный артиллерийский корабль с новейшей системой управления огнем для обучения офицеров Королевского флота, для замены устаревшего учебного крейсера «Gelderland», но с возможностью нести службу в Вест-Индии на время ремонтов в метрополии канонерской лодки (шлюпа) «Johan Maurits van Nassau». Таким образом новый корабль должен был совмещать возможности учебного корабля, канонерской лодки, эскортного и патрульного корабля.

Соответственно результат по классификации мог быть отнесен как к шлюпам, так и к канонеркам и эскортно-патрульным кораблям.

Работа над проектом началась в 1936 году. Построили его на верфи Rotterdamsche Droogdok Maatschappij как раз накануне Второй мировой войны

-2

Шлюп был назван в честь адмирала Яна Хендрика Кинсбергена (Jan Hendrik van Kinsbergen), кстати, не чужого нам человека..

Ян Хендрик ван Кинсберген
Ян Хендрик ван Кинсберген

Ян Хендрик ван Кинсберген, граф Доггербанк (1 мая 1735 — 24 мая 1819), был голландским морским офицером. Имея хорошее научное образование, Ван Кинсберген был сторонником модернизации флота и написал много книг о военно-морской организации, дисциплине и тактике.

В 1773 году он дважды разбил османский флот, находясь на русской службе. Вернувшись в Голландскую республику в 1775 году, он стал героем голландского флота в 1781 году, сражаясь с Королевским флотом, и постепенно достиг положения главнокомандующего в звании лейтенант-адмирала.

HNLMS «Van Kinsbergen» ( голл. Hr.Ms. Van Kinsbergen) помимо современной системуы управления огнем получил разнообразный набор артиллерийского вооружения-120 мм, 76 мм пушки, 40 мм автоматы "Бофорс" и крупнокалиберные пулеметы. Состав вооружения мог легко меняться по необходимости. Особая гордость голландцев- зенитные автоматы 40 мм "Бофорс" с системой управления, которые у них заимствовали англичане и американцы.

В ходе войны спаренные 40-мм автоматы были заменены на 6 - 20 мм (2 х 2, 2 х 1) "эрликонов", корабль получил радар и современный асдик. Шлюп получил также 260 тонн брони, которую тонким (13-19мм) слоем размазали на рубку, палубу и бортовой пояс.

-4

-5
-6
-7
-8

«Ван Кинсберген» HNLMS «Van Kinsbergen». Rotterdamsche Droogdok Maatschappij, Роттердам, Нидерланды. Заводской №201. Заложен 11 сентября 1937 года, спущен на воду 5 января 1939 года и завершен 21(24) августа 1939 года. Сдан в эксплуатацию 24 августа 1939 года. Выведен из эксплуатации 29 мая 1959 года. Продан на металлолом в 1974 году

Тактические бортовые номера: U-93 и K.425 (Вторая мировая война), N-3 (с мая 1945 года), F-804 (с октября 1950 года), A-876 (с 11 ноября 1955 года).

Водоизмещение 1760 тонн (стандарт), 2350 /2388 тонн (полная загрузка). Длина 100,2/103,18 м. Ширина 11,58 м. Осадка 3,12-3,4 м .
Двигатели-2 × ТЗА Верк споор, 2 котла Ярроу, 2 × винта, 16000-17000  л.с. Скорость 25,5  узлов. 696 тонн нефти. Дальность плавания 5790 миль на 14,5 узлах или 7228 миль на 8 узлах. Экипаж 145-183 (позже 220) человек
Броня- пояс: 13 мм (0,51 дюйма), Бронепалуба: 20 мм (0,79 дюйма). Боевая рубка: 20 мм (0,79 дюйма). Вес брони 260 тонн.
Вооружение (Как построен): 4(4x1) × 120-мм/50 (4,7 дюйма) орудия №6, 2x1 — 75-мм/55"Бофорс", 4(2x2) × 40-мм/56 (1,57 дюйма) орудия, 4 (2x2)× 12,7-мм (0,5 дюйма) пулемета, 2 стойки для глубинных бомб
Добавлено в 1945 году: 2 х реакт.бомбомета
После ремонта 1951 году: 2 х 105-мм (4,1 дюйма) орудия, 3 х 40-мм (1,57 дюйма) орудия, 2 х 20-мм (0,8 дюйма) орудия, 2 стойки для глубинных бомб, 2 х реакт.бомбомета
-9

24 августа 1939 года назначенный командир, капитан-лейтенант тер зее Джон Хук, поднял на HNLMS Van Kinsbergen голландский флаг.

Корабль начал службу в составе флота метрополии. Первым его заданием была встреча в Ла-Манше подводной лодки HNLMS O 13, возвращавшейся из Вест-Индии. 3 октября 1939 года шлюп вышел из Ден-Хелдера, сопровождая подводные лодки HNLMS O 20 и O 15 в Голландскую Вест-Индию. Там он должен был заменить шлюп «Йохан Мауриц ван Нассау» и приступить к обучению новых артиллеристов флота. «Ван Кинсберген» и обе подлодки прибыли на Кюрасао 31 октября.

Дважды шлюпу приходилось мирным путем выдворять оказавшиеся в голландских водах британские корабли (уже 1 ноября имел место перехват эсминца, а 29 февраля 1940 года крейсера). Этого требовал объявленный в сентябре 1939 года нейтралитет.

Однако второй раз проскочить на нейтралитете мировую войну у Голландии не получилось, 10 мая немцы вторглись в страну и 15 мая голландская армия капитулировала.

С началом войны абордажные группы с «Ван Кинсберген» захватили в Кюрасао семь или восемь германских торговых судов, в том числе SS Este (7915 брт), SS Vancouver (8269 брт), MS Henry Horn (3164 брт), MS Patricia (3979 брт), MS Frisia (561 брт), MS Karibia (428 брт), SS Alemania (1380 брт). Первые два судна, SS Vancouver и SS Este, были захвачены относительно легко, но экипажи остальных пяти оказали сопротивление. Три судна («Патриция», «Фризия» и «Алемания») были подожжены экипажами, но в итоге их удалось потушить, благодаря чему союзникам досталось около 25 700 тоннажа. Все суда были переданы на службу KNSM (Королевская пароходная компания Нидерландов).

Далее на него были возложены патрульные и конвойные обязанности. 19 мая 1940 года «Ван Кинсберген» был передан под командование британского главнокомандующего в Америке и Вест-Индии. Она патрулировала вместе с кораблями союзников, а во второй половине июля вместе с британскими крейсерами принимал участие в поисковой операции по поиску немецкого рейдера «Виддер».

«Ван Кинсберген» при патрулировании продолжал захват торговых судов и спасал выживших с потопленных кораблей. Шлюп оперировал в Карибском море под британским командованием.

20 августа 1940 года «Ван Кинсберген» встретился с американским тяжелым крейсером USS Tuscaloosa в Атлантическом океане. Он провел демонстрацию возможностей своих "Бофорсов"в стрельбе по целям, буксируемым гидросамолетом тяжелого крейсера. На американцев большое впечатление произвели 40-мм орудия "Бофорс", стабилизированные на запатентованной установке Хаземейера. Артиллеристы «Ван Кинсбергена» показали в стрельбе потрясающие результаты и американцы, получив от голландского флота чертежи, приняли на вооружение эту самую результативную систему ПВО 2-й мировой войны.

26 мая 1941 года «Ван Кинсберген» захватил французский лайнер Виши SS Winnipeg, который отправили в Порт-оф-Спейн (Тринидад), и передали британскому военному министерству транспорта. 1 июня было захвачено еще одно вишистское судно Arica (5390 брутто-тонн, постройки 1934 г.).

«Ван Кинсберген» участвовал в потоплении немецкого судна Rhein (6031 BRT) вместе с британским крейсером Caradoc.

Всего с декабря 1940 года по июнь 1941 года «Ван Кинсберген» захватил в общей сложности 12 судов противника общим водоизмещением 49,486 тонны.

7 июля 1941 года «Ван Кинсберген» ушел с Кюрасао и 24 июля 1941 года прибыл в Ливерпуль для общего технического обслуживания. Он был готов 6 сентября и вернулся в Вест-Индию.

2 января 1942 года шлюп был включен в оперативную группу 6.3 командования Карибских патрульных сил. С 19 апреля 1942 года шлюп занимался поисками немецкой подводной лодки U-130, которая обстреляла нефтехранилища компании Bullen Baai в Кюрасао.

В марте 1942 года одно из 75 мм орудий снято и установлено на береговой батарее острова Аруба. Зато шлюп получил новую установку с 18 глубинными бомбами.

18 апреля 1942 года шлюпу пришлось срочно покинуть Вест-Индию для ремонта. Ремонт был проведен Норфолкской военно-морской верфью до 28 октября 1942 года. Были установлены радар предупреждения о надводном положении Type 271 и Type 128C для обнаружения подводных лодок, 8 бомбометов и стеллажи для хранения 52 глубинных бомб.

12 ноября 1942 года шлюп спас выживших с американской канонерки USS Erie (PG-50), которую торпедировала U-163 во время сопровождения конвоя TAG 20. «Ван Кинсберген» был частью эскорта этого конвоя.

16 апреля 1944 года корабль был еще раз отремонтирован в Норфолке.

23 июля 1944 года «Ван Кинсберген» ушел в Нью-Йорк, где прошел техническое обслуживание и принял участие в учениях. Его включили в «Группу убийц», патрулировавшую западную часть Атлантического океана. Именно здесь корабль получил прозвище «Летучий голландец».

В сентябре 1944 года в Нью-Йорке на корабле отремонтировали систему Аsdic, а британский радар был заменен на американский радар типа SF. Два 40-мм автомата были сняты и заменены четырьмя 20-мм Oerlikon. Американцы наградили отличившийся шлюп офицерским крестом ордена «Легио́н почёта».

30 декабря 1944 года шлюп вернулся на Кюрасао, однако уже 10 января убыл в Плимут. Из Плимута 26 января 1945 года «Ван Кинсберген» перешел в Шедуэлл-Нью-Бейсин в Лондоне, где находился до 29 августа 1945 года.

В январе 1945 года корабль был выведен в резерв. 31 августа 1945 года он вернулся из Лондона в Роттердам, где прошел капитальный ремонт на родном Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM).

После разгрома японцев на Тихом океане голландцам не удалось вернуть в подчинение жемчужину короны-Ост-Индию или Индонезию, где развернулось мощное антиколониальное движение против голландцев. 14 октября 1945 года «Ван Кинсберген» отбыл в Голландскую Ост-Индию в командировку ровно на один год. В августе 1946 года шлюп оказывал огневую поддержку голландским войскам в районе Семаранга.

В 1947-1951 годах «Ван Кинсберген» был переоборудован во фрегат и вновь введен в строй. Вооружение составило: 2x1 105-мм/45, 1x2 и 2x1 40-мм/56, 2x1 20-мм/70.

Hr.Ms. Van Kinsbergen (F804).
Hr.Ms. Van Kinsbergen (F804).

12 февраля 1952 года он отправился в кругосветное плавание с визитами в Новую Гвинею и Австралию. Вернулся в Нидерланды 4 февраля 1955 года. Окончательно корабль был исключен из списка 29 мая 1955 года. К 1 ноября 1955 года во Флиссингене корабль переоборудовали в плавучую казарму и передан Техническому училищу военно-морского флота в Амстердаме. В 1959 году выведен из эксплуатации, а вооружение демонтировали.

19 мая 1974 года корпус корабля был продан на слом бельгийской компании "Van Heyghen" в Генте за 515 000 гульденов

октябрь 1944
октябрь 1944
NLMS Van Kinsbergen покидает порт. 2 октября 1939 года.
NLMS Van Kinsbergen покидает порт. 2 октября 1939 года.
1939
1939
-14
-15
Прибытие Ван Кинсбергена в Роттердам,
Прибытие Ван Кинсбергена в Роттердам,
Кюрасао. 17 февраля 1992 года
Кюрасао. 17 февраля 1992 года
Ван Кинсберген  на пристани в Соронге (Новая Гвинея) в 1952 году.  фрегат Йохан Мауриц ван Нассау справа и тральщик в центре .
Ван Кинсберген на пристани в Соронге (Новая Гвинея) в 1952 году. фрегат Йохан Мауриц ван Нассау справа и тральщик в центре .
Ван Кинсберген на пути к Бермудским островам, 10 сентября 1941 года
Ван Кинсберген на пути к Бермудским островам, 10 сентября 1941 года

Ван Кинсберген в море в августе 1948 года.
Ван Кинсберген в море в августе 1948 года.

Van Kinsbergen у Синт-Мартена, Голландская Вест-Индия, 21 сентября 1941 г
Van Kinsbergen у Синт-Мартена, Голландская Вест-Индия, 21 сентября 1941 г
-22
 Ван Кинсберген отправился в Голландскую Вест-Индию 2 октября 1939 года вместе с подводными лодками О 20 и О 15 .
Ван Кинсберген отправился в Голландскую Вест-Индию 2 октября 1939 года вместе с подводными лодками О 20 и О 15 .
Экипаж Van Kinsbergen , вер-но, 1946 г. В центре (сидит) командир JFW Nuboer (с сентября 1945 г. по март 1947 г.).
Экипаж Van Kinsbergen , вер-но, 1946 г. В центре (сидит) командир JFW Nuboer (с сентября 1945 г. по март 1947 г.).

-25
Ван Кинсберген в море 4 октября 1944 года.
Ван Кинсберген в море 4 октября 1944 года.

Корабли с именем HNLMS Van Kinsbergen продолжали службу в Королевском Голландском флоте.

Следующим с 1980 по 1995 год был HNLMS Van Kinsbergen (F809), третий фрегат типа Kortenaer.

F 809 HNLMS Van Kinsbergen - Kortenaer Standard Class Frigate.
F 809 HNLMS Van Kinsbergen - Kortenaer Standard Class Frigate.
-28

Затем его сменил в 1999 году HNLMS Van Kinsbergen (A902), учебное судно Королевского флота Нидерландов.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам