Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Человек и фрегат. «Анна Павловна»

Оглавление

Make Holland Great Again

К середине XIX века Голландия была окончательно вычеркнута из списка великих держав, лишь глубокие старики помнили, как гром голландских пушек решал мировые проблемы. Фантомные боли былого величия регулярно беспокоили правящую элиту, но все грандиозные планы создания могучих эскадр неизбежно разбивались об отощавший кошелек.

Все былое могущество голландцев строилось вокруг парусов, тем тяжелее им пришлось осваиваться в новом веке, где уже нет могущества, а паруса уступают место броне и пару. Голландцы достаточно поздно осознали, что паровой флот-это окончательно и бесповоротно.

Уже после Крымской войны, поставившей большой крест на парусном военном флоте, сошел на воду первый голландский винтовой фрегат HNLMS Wassenaar. Он был построен по программе 1852 года, вместе с двумя паровыми корветами класса "Medusa" и паровой шхуной "Montrado".

По программе 1855 года министр военно-морского флота Смит ван ден Броке запланировал создание нового флота в составе трех винтовых паровых фрегатов ( 400 л.с., 50 орудий и 500 человек) для метрополии и 12 винтовых корветов для Ост-Индии ( 250 л.с., 12 30-фунтовых орудий и 125 человек), 15 шлюпов для стационерной службы в колонии ( 100 л.с., 12 орудий и 85 человек) и небольших паровых колесных судов для рек и мелководья. Его преемник Йоханнес Серваас Лотци (августа 1856- март 1861) смог воплотить в жизнь большинство его планов.

В 1858 году голландский флот имел 3 паровых фрегата, 2 паровых корвета, 3 винтовых парохода второго класса, 5 винтовых пароходов 4-го класса.

В марте 1861 года пост военно-морского министра занял кадровый морской офицер Виллем Хюссен ван Каттендейке. Он к нуждам флота относился более прагматично и отказался выполнять программу 1855 года, ибо текущее финансирование флота не позволяло строить такие дорогие корабли (до 6 миллионов гульденов за штуку), а реальная боевая ценность фрегатов по программе 1855 в связи с появлением у французов броненосца Gloire, стремиться к нулю.

Новый министр предложил сконцентрироваться на плавучих батареях и паровых канонерских лодках с тяжелыми орудиями.

Для Ост-Индии планируемые фрегаты также не подходили, слишком дороги в эксплуатации. Для колоний он предложил строить корветы с закрытой палубой («куилкорветы») с 22 орудиями, 350 л.с. и 250 человеками. Стоимость этих кораблей составляла 1 миллион гульденов, на 200 000 больше, строившихся с 1858 года корветов типа « Джамби». К тому же данная новация позволила бы называть эти корабли фрегатами по формальному признаку.

Однако прогрессивным идеям Каттендейке пришлось несколько лет отстояться- все государственные верфи были заняты заказами, а потом проходили модернизацию.

Тем временем, флот пережил очередную революцию. После боя на Хэмптонском рейде деревянные корабли показали свою уязвимость перед броненосными кораблями.

К этому времени по программе 1855 года были построены (в строю или спущены на воду) четыре фрегата, восемь корветов и восемнадцать малых винтовых судов.

Голландцы решили вопрос кардинально, комиссия в июне 1862 года рекомендовала полный отказ от деревянных кораблей, во Флиссингене начались работы по освоению бронирования.

Недоделанный фрегат De Ruyter, который переоборудовали из парусного в винтовой ( было освоено 800 тысяч гульденов из миллиона) перестроили в казематный броненосец.

Однако после первоначального шока и после наблюдения за тенденциями мирового кораблестроения голландцы вернулись к более консервативному мнению- дерево еще послужит, для колоний оно пока незаменимо. В 1863 году Гюйссен ван Каттендейке смог, наконец, приступить к выполнению своих планов.

В феврале 1863 года был заложен головной из шлюпов типа Watergeus. Он был быстрее « Джамби» и имел более дальнобойные пушки.

Единственное сходство между Watergeus и Djambi - это их длина. Watergeus имеет почти такую ​​​​же батарею и комплектацию, как Reteh ( шлюп класса Vesuvius ), но гораздо более высокую скорость.

Затем был заложен быстроходный транспорт « Ява » такой же ширины, как у «Джамби», но на 15 м длиннее и с вооружением 6 30-фунтовых орудий в закрытой батарее. В военное время на него могут быть установлены еще 26 таких орудий.

В 1862 году капитан-лейтенант Дж. Модера опубликовал концепцию фрегата 2-го класса, меньшего чем фрегаты 1855 года (тип «Эвертсен»). Меньшая осадка позволяла бы строить такие корабли в Амстердаме, длина согласно ограничениям шлюза Североголландского канала, на вооружении 28 орудий на главной орудийной палубе: 18-20 30-фунтовых SBML № 4 и 10-8 орудий 20-см № 2. Плюс 4 30-фунтовые пушки меньшего размера на носу и на корме. Экипаж 340 человек, а стоимость корабля 900 тысяч гульденов для фрегата с машиной в 400 л.с. и 1190 000 для фрегата с машиной 800 л.с.

Военно-морской министр подтвердил, что проект соответствует его прежним взглядам. По его мнению для возможности посещать Ост-Индию и заходить на базу в Сурабае, кораблю нужны машины в 600 л.с. и тяжелые нарезные дульнозарядные пушки.

В июле 1864 года был заложен первый корабль этого класса. Всего их заложили два- «Ван Гален» и «Анна Павловна». По классификации они учитывались как «пароходы первого класса». Реально-быстроходные легкие фрегаты.

Йохан "Ян" ван Гален (1604 – 23 марта 1653) был коммодором Республики Семи Соединенных провинций Нидерландов. Он участвовал в Первой англо-голландской войне.

А́нна Па́вловна (7 (18) января 1795, Санкт-Петербург — 1 (13) марта 1865, Гаага) — шестая дочь Павла I Петровича и Марии Фёдоровны; сестра императоров Александра I и Николая I; королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембурга как супруга Виллема II. В 1810 году руки Анны просил французский император Наполеон I, однако ему было отказано.

А́нна Па́вловна , 1814
А́нна Па́вловна , 1814
Семья короля Виллема II. Ян Баптист ван дер Хюлст[en], 1832, Коллекция королевской семьи Нидерландов. Слева направо: Виллем III (15), Александр (14), Виллем II (40), Анна Павловна (37), София (8) и Генрих (12)
Семья короля Виллема II. Ян Баптист ван дер Хюлст[en], 1832, Коллекция королевской семьи Нидерландов. Слева направо: Виллем III (15), Александр (14), Виллем II (40), Анна Павловна (37), София (8) и Генрих (12)

«Ван Гален» отличается от существующих паровых фрегатов тем, что имеет 300 человек вместо 500, 20 орудий вместо 50 и 600 л.с. мощностью 450 л.с. То есть «Ван Гален» будет иметь полную паровую мощность, тогда как существующие паровые фрегаты имеют только вспомогательную паровую мощность. При этом его осадка составит всего 19 футов вместо 22 футов у существующих паровых фрегатов. Гюйссен ван Каттендейке, ноябрь 1864.

Судьба у пароходов сложилась непростая. Оба строились на казенной верфи Rijkswerf в Амстердаме. 21 июля 1864 года был заложен головной корабль под названием «Ван Гален», а 16 июня 1865 заложили второй корабль, «Анна Павловна».

1 июня 1866 года министром военного флота стал Пелс Рийкен. Он добился резкого увеличения бюджета для постройки броненосцев и при этом сразу остановил достройку «Анны Павловны», находившейся в меньшей степени готовности.

20 марта 1867 года «Ван Гален» был переименован в «Анна Павловна» и через несколько часов был спущен на воду. Голландцы очень хотели увековечить память о своей любимой русской королеве в названии корабля.

У них есть даже город с таким названием.

Судьба второго корабля решилась чуть позже. В сентябре 1867 года было объявлено, что заложенный ранее корабль типа « Ван Галена» не будет достроен. Чтобы не пропала потраченная на него древесина, через год простоя недостроенного корпуса на стапеле было принято решение достраивать корабль как корвет типа «Джамби измененного типа».

11 апреля 1867 года корпус бывшей первоначально «Анны Павловны» был переименован в Zilveren Kruis. Ширина корпуса «Анны Павловны» составляла 13,30 м, а Zilveren Kruis- 12,75 м. Позже военно-морской министр объявил, что в 1868 году будет заложен второй «Джамби измененного типа», названный новый «Ван Гален» ( заложен 19 февраля 1868 года).

-4
-6

«Анна Павловна» HNLMS Anna Paulowna ( бывший «Ван Гален» ). Заложен 21 июля 1864 года. Спущен на воду 20 марта 1867 года. С 6 декабря 1877 года как учебный корабль

Zilveren Kruis, до 1867 года- «Анна Павловна».Заложен 16 июня 1865 года. Достраивался как корвет по другому проекту.

Водоизмещение 3398 тонн. Длина 80,00 м, между перпендикулярами 76 м, ширина 13,30 м. Осадка 5,35 м (17 футов 7 дюймов) нос и 6,15 м (20 футов 2 дюйма) корма. До 6,2 м.
Установленная мощность 600 л.с. (номинально). 6 котлов. Скорость 10,5 узлов. Экипаж 325 чкловек
Вооружение- 20 стальных нарезных дульнозарядных (RML) орудий

«Анна Павловна» на несколько лет стала самым длинным кораблем голландского флота. К тому же предыдущие фрегаты были намного шире ( Адольф ван Нассау-15,72 м) и имели большую осадку-6,8 метра. Так реализовалась концепция быстрого фрегата, длинного и узкого. Длина корабля вызвала проблемы при выводе его из Амстердама в море.

При постройке было установлено 20 тяжелых орудий, меньше чем планировалось. В сентябре 1864 года планировалось, что 8 из этих 20 орудий будут стальными нарезными дульнозарядными (RML) 16 см № 1.

Модель RML 16 cm № 1 на шарнире, установленная на Watergeus
Модель RML 16 cm № 1 на шарнире, установленная на Watergeus

По проекту машины и котлы находились ниже ватерлинии. Номинальная мощность силовой установки 600 лошадиных сил. В октябре 1868 года на испытаниях с 4-мя котлами из 6-ти корабль развил скорость 10,5 узлов.

-8

Фрегат «Anna Paulowna» стал последним деревянным военным кораблем нидерландского флота. В 1877 году его переклассифицировали в учебное судно, а в 1890-1900 годах сдали на слом.

-9
-10

Название «Anna Paulowna» носили также несколько судов голландского торгового флота, торговые парусники-бриг, кофф (голландское прибрежное двухмачтовое судно) и торговое трёхмачтовое судно в 615 брт, построенное в 1839 году ( в 1859 году был переименован в честь жены владельца в «Johanna Elisabeth» и ходил в Ост-Индию до 1865 года).

По заказу голландской судоходной компании Koninklijke Nederlandsche Stoomboot-Maatschappij N.V. (г.Амстердам) английская верфь Wm. Denny & Bros. из Думбартона построила железный пароход под этим именем(заводской номер 65). Он был сдан заказчику 30 апреля 1857 года. Валовая вместимость 518 брт, чистая 403,6 нрт, дедвейт 400 тонн, машина 300 и.л.с., длина 59,4 метра, ширина 7,7 м, скорость 8 узлов, грузовой трюм и каюты на 7 пассажиров.

В 1861 году возле Гибралтара пароход попал в аварию и за долги отошел спасателям-британцам, которые переименовали его в «Enterprise». Прежние владельцы выкупили судно и с 18 ноября 1861 года оно вновь под голландским флагом и с прежним именем. 1 декабря 1876 года у голландского острова Терсхеллинг (Западно-Фризские острова) судно с грузом зерна из Ревеля в Роттердам штормом было выброшено на мель и разбито волнами..

Пароход «Anna Paulowna», литография XIX века
Пароход «Anna Paulowna», литография XIX века


систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам