На развитие голландского флота непрерывное влияние оказывала необходимость защищать колониальные владения в Ост-Индии. Если сама метрополия была зажата между Францией и Германией, противостоять ни одной из них возможностями не обладала, да и особой угрозы до поры не чувствовала, то за колонии надо было бороться. Богатейшие острова нынешней Индонезии по доходам в несколько раз превосходили метрополию. Именно Ост-Индию был смысл защищать голландцам. С середины 19-го века большая часть голландского флота была размещена именно здесь.
Голландия, как исторически сложилось, страна очень небольшая, но весьма развитая экономически. В 17-м веке голландский флот на просторах Мирового океана давал жару и британцам, и французам, и испанцам с португальцами. Потом сверхдержавность утекла через Ла-Манш, но корабли голландцы для себя строили сами.
Колониальные потребности наложили свой отпечаток на все голландское судостроение, породив уникальные в своих классах корабли. Так, крейсерские корабли голландцев, в отличие от ведущих морских держав, не предназначались для нарушения вражеской торговли. В отличие от скандинавских стран они не были универсальными боевыми кораблями "от бедности на все руки", «идеальными боевыми машинами» на минималках. Это, в основном, именно колониальные крейсера, с многочисленной артиллерией для разрушения туземных городов и поселков, но без бронирования и фанатичного интереса к скорости. При этом это крупные и мореходные корабли, только практически не пригодные к боям с одноклассниками-современниками, типа эльзвикских крейсеров и их эрзацев.
В 70-х годах вследствие физического одряхления и полного морального устаревания колониального крейсерского флота, состоявшего в основном из парусных кораблей, а также в связи с появлением на Тихом океане новых потенциальных противников, Китая и Японии, усиленно строивших современный флот.
В 1875-1883 годах на государственной верфи в Амстердаме (Рейксверфе) было заложено 8 новых корветов. Достроили из них только 6, два корабля сгорели во время пожара на верфи в 1883 году. Это были «Атжей», «Тромп», «Кёниген Эмма дер Недерланден», «Де Рейтер», «Ван Спейк» и «Йохан Биллем Фризо».
Головным кораблем серии считался корвет Zr.Ms/Hr.Ms. Atjeh. Официальная классификация на момент постройки- винтовые пароходы первого класса. Класс Atjeh принес много инноваций, таких как железный корпус, гораздо больший размер, такелаж, загрузочные устройства под палубой и т. д.
После закладки трех крейсеров, прижимистые голландцы притормозили, а вдруг корабли не получатся.... В ноябре 1877 года министр военно-морского флота объявил, что отложит строительство четвертого крейсера («Де Рейтер»), пока этот тип кораблей не докажет свои достоинства. Соответственно, в бюджете 10% стоимости четвертого корабля перенесли на достройку третьего.
В 1878 году головной корвет вышел на испытания. И под машиной и под парусами корвет вел себя прилично. В итоге в сентябре 1878 года в бюджете на 1879 год появились ассигнования на постройку четвертого корабля класса «Атжей».
Корабли получили имена в честь венценосных особ, прославленных адмиралов "золотого века", героя флота и непокорного султаната с острова Суматра.
Корнелис Мартенсзон Тромп ( Cornelis Maartenszoon Tromp; 9 сентября 1629 — 29 мая 1691) — адмирал флота Голландской республики, в конце жизни адмирал Датского флота.
Это имя носили как минимум восемь кораблей Королевского флота Нидерландов с с 1809 года. Данный крейсер был четвертым этого имени.
Михаил де Рюйтер (( Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 — 29 апреля 1676) — нидерландский адмирал. Командовал нидерландским флотом в Англо-Голландских войнах XVII века. Одержал несколько крупных побед над англичанами и французами, включая знаменитый рейд на Медуэй. Был смертельно ранен в сражении у берегов Сицилии во время войны с Францией.
Иоганн Вильгельм Фризо, принц Оранский-Нассау (нидерл. Johan Willem Friso van Nassau-Dietz; 14 августа 1687, Дессау — 14 июля 1711, Холландс-Дип) — князь Нассау-Дица (1696—1702), штатгальтер Фрисландии и Гронингена (1696—1711), принц Оранж-Нассау (1702—1711), принц Оранский и барон Бреды (1702—1711). Предок всех европейских монархов, занимающих престол в настоящее время.
Эмма Вальдекская и Пирмонтская (Адельхейд Эмма Вильгельмина Терезия; 2 августа 1858 – 20 марта 1934) - королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембургская, супруга короля-великого герцога Вильгельма III. Чрезвычайно популярный член голландской королевской семьи, королева Эмма была регентом при своей дочери, королеве Вильгельмине, во время несовершеннолетия последней с 1890 по 1898 год.
Восемь кораблей Королевского военно-морского флота Нидерландов были названы Van Speijk (или Speyk ) в честь Яна ван Спейка
Ян Карел Джозефус ван Спейк (31 января 1802 – 5 февраля 1831) - нидерландский лейтенант-коммандер ВМС Объединенных Нидерландов, ставший героем Нидерландов во время Бельгийской революции. Он в Антверпене подорвал свою канонерскую лодку, окруженную бельгийцами. Погибло 28 из 31 члена экипажа и десятки бельгийцев. Король Виллем I 11 февраля 1831 года решил, что в составе Королевского флота всегда будет корабль под названием «Ван Спейк».
Его имя носили : 28-пуш. корвет (бывший "Арго", 1832-1837), 20-пуш. корвет (бывший "Медуза", 1842-1868), винтовой корвет (1882-1940), эскортный корабль (1940-1960), вспомогательное судно-плавказарма (бывший «Флорес», 1960-1965), фрегат F802 (1965–1986), экспериментальное судно (бывший "Доккум", 1986-1995), фрегат F828 (с 1994). Многоцелевой фрегат HNLMS «Van Speijk» (F828) является восьмым (последним) кораблем класса Karel Doorman Королевских ВМС Нидерландов.
А́че или А́чех (Aceh; устаревшее написание Atjeh, Acheen) — мусульманский султанат, сформировался на севере острова Суматра в XII веке. С XVI века Аче занимал значительное место среди княжеств Суматры и вёл борьбу с португальскими, английскими и голландскими колонизаторами. в 1873 году Нидерланды, заключив с Великобританией Суматранский трактат, напали на Аче и развязали войну, которая длилась до 1904 года и закончилась его завоеванием.
«Атжей» HNLMS Atjeh Rijkswerf Amsterdam . Заложен 3 марта 1875. Спущен на воду 6 декабря 1876. Вступил в строй 1 ноября 1877. Плавказарма с ноября 1906. Выведен из эксплуатации 1922
«Тромп» HNLMS Tromp Rijkswerf Amsterdam. Заложен 23 августа 1875. Спущен на воду 12 декабря 1877. Вступил в строй 1878 (1 сентября 1882). 5 июня 1902 г. списан, продан на слом ? 1904
«Кёниген Эмма» HNLMS Koningin Emma der Nederlanden (ex-De Ruyter до января 1879) Rijkswerf Amsterdam. Заложен 11 ноября 1876. Спущен на воду 20 января 1879. Вступил в строй 1880. Списан в 1900. Плавказарма с 1908. 14 мая 1940 захвачен немецкими войсками, затонул в 1942 , списан и затоплен в 1943
«Де Рейтер» HNLMS De Ruyter Rijkswerf Amsterdam. Заложен 1879. Спущен на воду 22 сентября 1880. Вступил в строй 1 августа 1885. 27 мая 1899 выведен из эксплуатации, в 1900 продан на слом
«Ван Спейк» HNLMS Van Speyk Rijkswerf Amsterdam. Заложен 9 февраля 1880. Спущен на воду 7 июня 1882. Вступил в строй 1883. Списан 16 сентября 1897. Плавказарма с 1904. В 1946 продано на сломВ 1903 году корабль был переоборудован в гостевой дом в Виллемсорде. С 1905 по 1940 год это был учебный корабль для кочегаров. Он был продан на снос в Хендрик Идо Амбахт в марте 1946 года.
«Йохан Биллем Фризо» HNLMS Johan Willem Friso (ex-Kortenaer) Rijkswerf Amsterdam. Заложен 22 октября 1883. Спущен на воду 10 июня 1886. Вступил в строй 1 марта 1887 (1 февраля 1888). Списан в 1897
HNLMS Kortenaer Заложен 1881. Спущен на воду 20 июня 1883. Уничтожен пожаром в Амстердамском Рейксверфе Doggersbank.
HNLMS ? Заложен 1882. Спущен на воду 20 июня 1883. Почти завершен, но разрушен пожаром в Амстердамском Рейксверфе
Водоизмещение нормальное 3425 - 3669 тонн. Длина 91,8 - 92,1(93,05) м. Ширина 12,497 м. Осадка 6,40–6,96 (6,706) м макс.
Двигатели- одна горизонтальная паровая машина, 4 огнетрубных котла, 2700-3300 л.с., Количество валов-1. Максимальная скорость 13,5 - 14,8 узлов. Запас угля 440-580 тонн максимум. Дальность 2000 миль (10 узлов). Экипаж 277-306 человек.
Вооружение- 6 х 1 - 173 мм/22 Крупп №1, 8 х 1 - 120 мм/16 BR Крупп №1
1880-е- на всех крейсерах дополнительно установлены 8 х 1 - 37 мм/20 Гочкис, 6 х 5 - 37 мм/17 Гочкис
На HNLMS Конингин Эмма дер Недерланден указано наличие в составе вооружения четырех лонжеронных торпед (шестовых мин).
Небронированные крейсера с железным корпусом и двумя дымовыми трубами ( кроме «Де Рейтера » и «Ван Спейка» с одной трубой). Для меньшего обрастания железные корпуса в подводной части обшивались деревянными планками, а сверху медными листами ( по другим данным цинковыми).
Машинное отделение с бортов защищали угольные ямы. Длина кораблей 92, 05 метра, ширина 12,497 метра, осадка 6,706 метра.
После успешных испытаний «Де Рейтера » с трехцилиндровой компаунд-машиной производства Фидженоорда, такая же была установлена на «Ван Спейк».
Паровые машины в 3300 л.с. обеспечивали максимальную скорость 14 узлов (13,5- 14,5 узлов). Для экономии топлива в дальних походах сохранялся полный рангоут. Вооружение крейсеров- шесть 170-мм (6,7 дюйма) короткоствольных орудий и восемь одиночных 120-мм (4,7 дюйма) орудий. Орудия размещались на батарейной палубе, стрельба велась через специальные бортовые порты-люки из двух открывающихся дверок, которые в плохую погоду скрепляли тяжелыми зажимными винтами.
Торпедные аппараты и скорострельные пушки изначально не устанавливались. В 80-е годы крейсера получили по 14 скорострельных пушек Гочкис.
Водоизмещение крейсеров 3420 - 3670 тонн.
В качестве доказательства того, насколько древними были эти корабли на самом деле, расчеты орудий были вооружены шипами и топорами, чтобы проткнуть врага шипом или топором, когда корабль был уничтожен во время боя. расколоть череп.
HNLMS Atjeh был сдан в эксплуатацию 1 ноября 1877 года. На испытаниях он показал 14,5 узлов. С июня 1878 года корвет ушел в поход по Северной Атлантике, но из-за поломки стеньги вернулся в порт. После ремонта корабль совершил пробный поход вдоль голландского побережья.
В конце 1879 года «Атжей» отправился из Нидерландов в Голландскую Ост-Индию. В Коусе ( на острове Уайт) он забрал первый из 6 больших паровых катеров, которые Дж. Сэмюэль Уайт строил для голландского флота (три паровых катера с длиной 30 футов, и скоростью 7,5 узла, три других 25 футов и 6,8 узла).
28 января 1880 года «Атжей» достиг мыса Доброй Надежды, а в Батавию прибыл 27 марта 1880 года. В Батавии корвет вошел в состав Вспомогательной эскадры, заменив "Кюрасао" . Для ремонта после перехода «Атжей» воспользовался 3000-тонным сухим доком в Онрусте.
15 мая «Атжей» и Макассар отправились в путешествие на Северное Борнео, Филиппины, архипелаг Солок и Макассар. В ходе поездки активно использовался паровой катер. Корвет вернулся в Сурабаю 19 августа 1880 года. .
3 сентября 1880 года «Атжей» ушел из Сурабайи в Австралию. Возвращение в Батавию состоялось 13 января 1881 года. В марте 1881 года очередное техобслуживание корвет прошел в новом сухом доке Онруста на 5000 тонн.
Корвет активно использовался для походов по островам, показа флага и промеров глубин. В конце декабря 1881 года корабль участвовал в поисках выживших после крушения судна SS Koning der Nederlanden в Индийском океане.
21 февраля 1884 года индонезийская командировка закончилась и крейсер ушел в Европу.
24 июня 1884 года корабль бросил якорь в Текселе, а осенью совершил круиз по Атлантике и побережью Африки.В Футиле (Ангола) крейсер высадил на берег десант, чтобы помочь подавить восстание местных жителей против голландской фабрики.
После возвращения в Тексель, его 18 ноября 1885 года отправили в Вест-Индию. В качестве стационера он сменил на Кюрасао HNLMS Bonaire. Крейсер добросовестно демонстрировал голландский флаг по окрестным портам, пока 13 февраля 1887 года его не заменил однотипный Конингин Эмма дер Недерланден.
В 1887-1888 годах крейсер проходил капитальный ремонт в Виллемсорде , Ден-Хелдер. Были установлены новые котлы. 5 января 1889 года отремонтированный корабль вернули в строй.
6 октября 1889 года была сформирована дивизия дипломатической службы для Атлантики. В нее вошли однотипные «Атжей», «Тромп» и корвет HNLMS Van Galen. Дивизия посетила Сент-Винсент и Рио-де-Жанейро и после завершения республиканского переворота в Бразилии была расформирована.
«Атжей» снова отправился в Ост-Индию на смену «Де Рейтеру». Уже 24 февраля 1890 года крейсер срочно отправили в двухмесячную командировку в Персидский залив. Вернувшись, корвет заменил «Ван Спейка», стационера на севере беспокойного султаната Ачех. В марте 1892 года крейсер перешел в Батавию, патрулируя регион до 28 сентября 1893 года, когда пришло вемя возвратиться в Нидерланды.
11 января 1894 года «Атжей» прибыл во Флиссинген. Вместе со шлюпом HNLMS Alkmaar он представлял королевство Нидерланды на открытии Кильского канала в июне 1895 года.
Отдых был недолгим, 5 сентября 1895 года «Атжей» вновь убыл в Ост-Индию, для замены Конингин Эмма дер Недерланден во Вспомогательной эскадре.
В августе 1896 года крейсер участвовал в "замирении" поселения Каджомалоэ на западном побережье Целебеса. В начале марта 1897 года он в Танджунг-Приоке обменялся частью своей команды с «Ван Спейк», который 3 марта отправился в Европу. 1 апреля «Атжей» зашел в Сурабайю, чтобы отбуксировать 3000-тонный док в залив Сабанг ( Аче).
В конце января 1899 года крейсер покинул Сурабаю и через Кейптаун ушел в Нидерланды. 14 августа 1899 года корабль прибыл в Тексель.
Таким образом, на счету корвета три полноценных командировки в Ост-Индию.
В 1906 году «Атжей» был перестроен в плавучую казарму и с 8 ноября нес службу на военно-морской базе Виллемсорд , Ден-Хелдер. Корабль был списан в 1921 году.
HNLMS Tromp был сдан в эксплуатацию 1 сентября 1882 года. Практически сразу, в октябре 1882 года, его на год отправили в Голландскую Ост-Индию. По пути крейсер навел порядок в Макуллу на реке Конго, где местные жители напали на голландскую фабрику.
Второй раз корабль был отправлен в Индонезию в 1885 году, теперь на два года. В 1888-1890 годах крейсер несколько раз посетил Норвегию, Южную Америку и Вест-Индию.
Третий поход в Голландскую Ост-Индию состоялся в 1893 году. Крейсер охранял места ловли жемчуга. В июле 1894 года «Тромп» участвовал в военной экспедиции против балийцев на острове Ломбок.
Затем крейсер служил стационером в Олехле ( Ачех).С апреля по июнь 1896 года участвовала в обстреле городов побережья этого региона.
В 1897 году корабль вернулся в Европу и с 18 марта по 15 мая дежурил во время турецко-греческого конфликта в Смирне ( Малая Азия), чтобы защитить интересы Голландии в регионе. С 1899 году крейсер снова ушел в Голландскую Ост-Индию, где служил флагманом эскадры региона Ачех.
В 1902 году корвет вернулся в Нидерланды и в 1904 году был продан на металлолом.
7 января 1879 года король Нидерландов Вильгельм III женился на Эмме Вальдекской и Пирмонтской. В этот момент крейсер «Де Рюйтер» был почти готов к спуску на воду. В связи с бракосочетанием «Де Рюйтер» был переименован в «Конингин Эмма дер Недерланден».
Новый HNLMS De Ruyter был заложен в Рейксверфе Амстердама в тот же день, 7 января 1879 года.
В середине сентября 1880 года в Амстердам прибыли сразу три достойные дамы: Елизавета Видская, принцесса Румынии (еще не являвшейся королевством в 1880 году), ее мама, принцесса Мария Нассау, а также присоединившаяся позднее королева Швеции София. 21 сентября Элизабет, Мария и консул Швеции посетили Рейксверф Амстердам и учебное судно "Вассенаар" .22 сентября 1880 года во время спуска на воду «Де Рюйтера» присутствовали две принцессы и министр военно-морского флота Нидерландов. Крестной крейсера стала румынская принцесса. Маленьким топориком она перерубила веревку и спустила корабль на воду.
На испытаниях крейсер в течение 4 часов шел на скорости 14,5 узлов с максимумом 14,86 узла.
В начале 1885 года крейсер стали готовить к переходу в Ост-Индию. Командиром корабля в середине июля был назначен капитан Йонкхир Т. Э. де Брау. Планировалось провести на новом крейсере эксперимент с переходом только под машинами до Ост-Индии, не используя паруса.
На корабль загрузили 316 человек, на 13 недель провианта, 22 000 литров воды и 366 тонн угля. 2 сентября 1885 года крейсер вышел в Северное море. Паруса пришлось использовать практически сразу. А около острова Уайт машина вообще сломалась. Отремонтировать удалось только к вечеру 4 сентября. Около Мальты новая неисправность вновь заставила вернуться к парусам. В отчете, который капитан прислал с Мальты, были восторженные отзывы обо всех аспектах корабля, кроме машины. Расход угля значительно превысил расчеты.
На Мальте крейсер прошел бункеровку и ремонт механизмов на 21,33 фунта стерлингов. Командир отметил, что все британские коллеги пытались у него выяснить-действительно ли у нового голландского корвета нет электрического освещения, прожектора, минного катера и торпед «Уайтхед». 25 сентября крейсер прошел Порт-Саид. Индийский океан удалось пройти с теми же проблемами у машин и с участием парусов. Двигатель регулярно выходил из строя.
Крейсер прибыл в Батавию в час дня 27 октября и 3 ноября был досмотрен командующим военно-морским флотом Голландской Ост-Индии. 9 ноября корабль прибыл в Сурабаю и встал в очередь на ремонт. Ремонт продолжался до 16 июня 1886 года.
6 августа 1886 года «Де Рейтер» ушел в Ачех. По дороге в Пенанге остановился отметить 100-летие основания Джорджтауна. В Ачехе крейсер прошелся вдоль побережья, чтобы запугать местных. Вместе с канонеркой Макассар он участвовал в карательной экспедиции против повстанцев Ачеха.
В остальном крейсер занимался демонстрацией флага и проекцией силы голландских колонизаторов на многочисленных островах.
14 ноября 1887 года была сформирована специальная эскадра («Де Рейтер», «Ван Спейк», канонерки Серам, Мадура и Понтианак ). 20 ноября эта эскадра отправилась в Ампенан на Ломбоке для демонстрации силы туземцам и заключения соглашения о торговле опиумом и статусе белого человека. 14 декабря эскадра подобные переговоры провела в заливе Уджунг с правителями Карангасема.
После расформирования эскадры, «Де Рейтер» 22 декабря вернулся в Батавию.
12 февраля 1888 года крейсер совершил рейд в Китайское море для демонстрации флага на группах островов Тамбелан , Натуна и Анамбас. 14 июля 1888 года корвет с губернатором западного побережья Суматры на борту направился в Селейкат. Пришла информация, что крепость Трумона захвачена войсками Ачеха, но десантники никого не нашли.
16 апреля 1889 года «Де Рейтер» покинул Батавию и отправился в путешествие на восток. Она должна была посетить Новую Гвинею (Британскую и Германскую).
24 апреля 1890 года крейсер направился в Нидерланды.
После ремонта корпуса, котлов, портов орудий и оборудования в Виллемсорде, крейсер 20 марта покинул Тексель под командованием капитана В. барона ван Хогендорпа и направился в Вест-Индию. На Кюрасао крейсер встретился с систершипом «Йохан Биллем Фризо». Служба здесь заключалась в посещении портов карибского бассейна и демонстрации голландского флага.
13 января 1892 года на борту парохода «Принс Виллем II» компании Koninklijke West-Indischen Maildienst на Кюрасао прибыл капитан Д.Г. Бранд, назначенный новым командиром крейсера.
После начала очередного венесуэльского кризиса в начале сентября 1892 года в Ла-Гуайре , главном порту Венесуэлы собралась импровизированная международная эскадра: французский крейсер «Магон» , немецкий корабль « Аркона», испанский шлюп «Хорхе Хуан», голландский крейсер «Де Рейтер». Совещания командиров проходили на "голландце". Затем подтянулись британские винтовые корветы «Канада» и «Пиладес», а также американские канонерки « Конкорд» и «Кирсардж». Но до интервенции тогда дело не дошло.
8 февраля 1893 года шлюп «Алкмаар» капитан-лейтенанта Дж. А. Краббе прибыл на Кюрасао и сменил «Де Рейтер», который 15 февраля ушел в Нидерланды.
1 октября 1893 года командир крейсера К. Хоффман вывел корабль из Ньюведипа и направился в Ост-Индию через Рио-де-Жанейро. «Де Рейтер» прибыл в Рио в разгар Револьта да Армада (1893–1894), восстания бразильского флота, перешедшего в гражданскую войну. Крейсер был наблюдателем от Голландии во время боев.
8 декабря 1893 года «Де Рейтер» покинул Рио-де-Жанейро и, пройдя мимо мыса Горн, 22 февраля бросил якорь в Танджонг Приоке, Батавия. 19 марта корабль покинул Сурабаю и пошел на восток, завершать кругосветное путешествие через Кейптаун. 17 июля крейсер был в Текселе.
24 июля 1894 года корабль вошел в сухой док в Виллемсорде. 1 октября 1894 года он был выведен из эксплуатации.
После капремонта на испытаниях крейсер продемонстрировал 12 узловой ход. Планировалось отправить корабль снова в Ост-Индию в 1895 года, но передумали. 1 сентября 1896 года его снова ввели в строй под командованием капитана Х. О. Фейта и 10 октября он направился в Ост-Индию.
После захода в Буэнос-Айрес командир получил телеграмму остаться и дождаться прихода «Ван Спейка» в связи с с восстанием в Уругвае.
11 декабря прибыл «Ван Спейк» и «Де Рейтер» продолжил путь.7 февраля 1897 года корабль прибыл на Суматру.
Совершив несколько вояжей по островам, крейсер встал на ремонт в Сурабае с 29 октября 1898 года по 25 января 1899 года. Поскольку местные доки были или в ремонте или заняты, ремонт делали в Сингапуре. Перед этим свои 170 мм пушки №1 крейсер передал местной береговой обороне.
12 марта 1899 года старый корабль покинул Индонезию окончательно.
8 мая он пришёл в Ньюведип, где 27 мая был выведен из эксплуатации. К марту 1900 года он был исключен из состава флота. Аукцион состоялся 29 мая 1900 года. Корабль купили Ф. Х. де Гоэй, Т. К. Баккер и Дж. Спрут из Ден-Хелдера., чтобы там разобрать на металл. 7 июня его перевели из Виллемсорда в Ньюведип для разделки.
HNLMS Van Speyk был завершен строительством 16 июля 1883 года и приступил к испытаниям. В 1887 году «Ван Спейк» отправился в Голландскую Ост-Индию, где участвовал в экспедиции против Ломбока и в войне в Ачехе. В 1903 году «Ван Спейк» был перестроен в плавучую казарму и сдан в эксплуатацию на военно-морской базе Виллемсорд, Ден-Хелдер.
С 1905 по 1940 год использовался как учебное судно для кочегаров. Корабль был продан на металлолом в 1946 году фирме Хендрика Идо Амбахта.
HNLMS Koningin Emma der Nederlanden был заложен как De Ruijter, но после бракосочетания короля был прямо на стапеле переименован в Koningin Emma der Nederlanden 7 января 1879 года. Он вступил в строй 1 декабря 1880 года и уже 13 января 1881 года отправился на службу в Голландскую Ост-Индию.
В 1949 году были опубликованы воспоминания неизвестного моряка, который служил на корабле на заре его туманной юности. Пара атмосферных деталей без правки:
Это было в понедельник днем и в день стирки с половины третьего до трех. Все младшие моряки получили свой десятилитровый паек воды, чтобы вымыть свои грязные вещи.
«Не слишком много», - скажут многие домохозяйки, но пресная вода в то время была дорогой и дефицитной для военных кораблей. Более того, джанненам нужно было хорошо вымыть их в холодной воде, но при этом она должна была быть чистой. И теперь эта домохозяйка снова спросит, как можно вымыть белье за десять литров воды? Потому что это очень маленькое ведро. Эта проблема была решена тем, что трое или четверо мужчин налили свою порцию воды в таз для стирки и получили таким образом тридцать или сорок литров воды.
Доказательством экономного использования пресной воды является тот факт, что наверху палубы была стойка для питьевой воды (бочка), к которой с помощью цепи была прикреплена общая питьевая чашка. И на этом уровне воды днем и ночью стоял часовой с обнаженной саблей, чтобы предотвратить кражу воды.
Если поблизости не было опасности, такой часовой иногда пренебрегал своим долгом и велел другу украсть ведро с водой, чтобы поделиться ею позже.
В феврале 1900 года с него сняли 170-мм орудия для береговой артиллерии в Сурабае. 23 июня 1900 года корабль был выведен из эксплуатации и переведен в резерв. В 1908 году «Эмма» переоборудован в плавучую казарму. Общественность усмотрела в этом признаки коррупции, ибо военно-морское министерство 20 декабря 1907 года заключило контракт с верфью De Lastdrager в Ньюведипе без публичного тендера. Цена составляла 110 060 гульденов, но кто-то заметил, что одни только двигатели стоили 40 000 гульденов и что сделка была очень выгодна для Де Ластдрагера. Тем не менее судно благополучно служило кораблем-казармой для миноносцев..
После поражения голландских войск в мае 1940 года Конингин Эмма дер Недерланден попал в руки немцев. Немцы тоже использовали корабль как казарму. 21 июня 1940 года корабль подвергся нападению британских ВВС и получил серьезные повреждения. Немцы отремонтировали корабль в Рейксверфе в Амстердаме. Несколько месяцев спустя он снова вернулся на службу.
В 1942 году «Конингин Эмма» перевернулся и затонула в своем порту. До сих пор остается неясным, почему он затонул, но наиболее вероятно, что корабль был подорван голландским Сопротивлением или британскими диверсантами. В 1943 году корабль был поднят бывшим голландским спасателем Bergungsschiffe 10 . Окончательно ее отбуксировали в открытое море и затопили в апреле 1943 года.
Служба этих "рабочих лошадок" Колониального флота заключалась в основном в демонстрации силы прибрежным туземным поселениям. Они были также основной военно-морской силой при покорении султаната Ачех, который полвека сопротивлялся колонизации.
Интересно, что голландцы, несмотря на более развитую инфраструктуру в старых колониях, использовали схему "дежурства" в колониях для своих кораблей. Служили они там от года до трех, затем возвращались в метрополию, где чинились и отдыхали. При том, что помимо собственных доков у голландцев рядом были Сингапур и Гонконг. Но они упорно гоняли корабли в Европу, наматывая мили и изнашивая корабли.
Скорее всего подобный подход вызван не столько техническими проблемами, сколько человеческим фактором. Климат в Ост-Индии был опаснее мечей туземцев. Голландцы теряли до половины колонизаторов из Европы от местного климата и болезней. Такова была плата за колониальную империю и обогащение голландской Ост-Индской компании.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам