Найти в Дзене
Морская коллекция

Крейсера. Покорители Ачеха. «Атжей»

Оглавление

Купанг голландский порт в Индонезии 1850-1874. Charles William Meredith van de Velde
Купанг голландский порт в Индонезии 1850-1874. Charles William Meredith van de Velde

На развитие голландского флота непрерывное влияние оказывала необходимость защищать колониальные владения в Ост-Индии. Если сама метрополия была зажата между Францией и Германией, противостоять ни одной из них возможностями не обладала, да и особой угрозы до поры не чувствовала, то за колонии надо было бороться. Богатейшие острова нынешней Индонезии по доходам в несколько раз превосходили метрополию. Именно Ост-Индию был смысл защищать голландцам. С середины 19-го века большая часть голландского флота была размещена именно здесь.

Голландия, как исторически сложилось, страна очень небольшая, но весьма развитая экономически. В 17-м веке голландский флот на просторах Мирового океана давал жару и британцам, и французам, и испанцам с португальцами. Потом сверхдержавность утекла через Ла-Манш, но корабли голландцы для себя строили сами.

Колониальные потребности наложили свой отпечаток на все голландское судостроение, породив уникальные в своих классах корабли. Так, крейсерские корабли голландцев, в отличие от ведущих морских держав, не предназначались для нарушения вражеской торговли. В отличие от скандинавских стран они не были универсальными боевыми кораблями "от бедности на все руки", «идеальными боевыми машинами» на минималках. Это, в основном, именно колониальные крейсера, с многочисленной артиллерией для разрушения туземных городов и поселков, но без бронирования и фанатичного интереса к скорости. При этом это крупные и мореходные корабли, только практически не пригодные к боям с одноклассниками-современниками, типа эльзвикских крейсеров и их эрзацев.

В 70-х годах вследствие физического одряхления и полного морального устаревания колониального крейсерского флота, состоявшего в основном из парусных кораблей, а также в связи с появлением на Тихом океане новых потенциальных противников, Китая и Японии, усиленно строивших современный флот.

В 1875-1883 годах на государственной верфи в Амстердаме (Рейксверфе) было заложено 8 новых корветов. Достроили из них только 6, два корабля сгорели во время пожара на верфи в 1883 году. Это были «Атжей», «Тромп», «Кёниген Эмма дер Недерланден», «Де Рейтер», «Ван Спейк» и «Йохан Биллем Фризо».

Головным кораблем серии считался корвет Zr.Ms/Hr.Ms. Atjeh. Официальная классификация на момент постройки- винтовые пароходы первого класса. Класс Atjeh принес много инноваций, таких как железный корпус, гораздо больший размер, такелаж, загрузочные устройства под палубой и т. д.

После закладки трех крейсеров, прижимистые голландцы притормозили, а вдруг корабли не получатся.... В ноябре 1877 года министр военно-морского флота объявил, что отложит строительство четвертого крейсера («Де Рейтер»), пока этот тип кораблей не докажет свои достоинства. Соответственно, в бюджете 10% стоимости четвертого корабля перенесли на достройку третьего.

В 1878 году головной корвет вышел на испытания. И под машиной и под парусами корвет вел себя прилично. В итоге в сентябре 1878 года в бюджете на 1879 год появились ассигнования на постройку четвертого корабля класса «Атжей».

Корабли получили имена в честь венценосных особ, прославленных адмиралов "золотого века", героя флота и непокорного султаната с острова Суматра.

Корнелис Мартенсзон Тромп ( Cornelis Maartenszoon Tromp; 9 сентября 1629 — 29 мая 1691) — адмирал флота Голландской республики, в конце жизни адмирал Датского флота.

Это имя носили как минимум восемь кораблей Королевского флота Нидерландов с с 1809 года. Данный крейсер был четвертым этого имени.

Михаил де Рюйтер (( Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 — 29 апреля 1676) — нидерландский адмирал. Командовал нидерландским флотом в Англо-Голландских войнах XVII века. Одержал несколько крупных побед над англичанами и французами, включая знаменитый рейд на Медуэй. Был смертельно ранен в сражении у берегов Сицилии во время войны с Францией.

Иоганн Вильгельм Фризо, принц Оранский-Нассау (нидерл. Johan Willem Friso van Nassau-Dietz; 14 августа 1687, Дессау — 14 июля 1711, Холландс-Дип) — князь Нассау-Дица (1696—1702), штатгальтер Фрисландии и Гронингена (1696—1711), принц Оранж-Нассау (1702—1711), принц Оранский и барон Бреды (1702—1711). Предок всех европейских монархов, занимающих престол в настоящее время.

Эмма Вальдекская и Пирмонтская (Адельхейд Эмма Вильгельмина Терезия; 2 августа 1858 – 20 марта 1934) - королева Нидерландов и великая герцогиня Люксембургская, супруга короля-великого герцога Вильгельма III. Чрезвычайно популярный член голландской королевской семьи, королева Эмма была регентом при своей дочери, королеве Вильгельмине, во время несовершеннолетия последней с 1890 по 1898 год.

Emma von Waldeck-Pyrmont
Emma von Waldeck-Pyrmont

Восемь кораблей Королевского военно-морского флота Нидерландов были названы Van Speijk (или Speyk ) в честь Яна ван Спейка

Ян Карел Джозефус ван Спейк (31 января 1802 – 5 февраля 1831) - нидерландский лейтенант-коммандер ВМС Объединенных Нидерландов, ставший героем Нидерландов во время Бельгийской революции. Он в Антверпене подорвал свою канонерскую лодку, окруженную бельгийцами. Погибло 28 из 31 члена экипажа и десятки бельгийцев. Король Виллем I 11 февраля 1831 года решил, что в составе Королевского флота всегда будет корабль под названием «Ван Спейк».

Его имя носили : 28-пуш. корвет (бывший "Арго", 1832-1837), 20-пуш. корвет (бывший "Медуза", 1842-1868), винтовой корвет (1882-1940), эскортный корабль (1940-1960), вспомогательное судно-плавказарма (бывший «Флорес», 1960-1965), фрегат F802 (1965–1986), экспериментальное судно (бывший "Доккум", 1986-1995), фрегат F828 (с 1994). Многоцелевой фрегат HNLMS «Van Speijk» (F828) является восьмым (последним) кораблем класса Karel Doorman Королевских ВМС Нидерландов.

А́че или А́чех (Aceh; устаревшее написание Atjeh, Acheen) — мусульманский султанат, сформировался на севере острова Суматра в XII веке. С XVI века Аче занимал значительное место среди княжеств Суматры и вёл борьбу с португальскими, английскими и голландскими колонизаторами. в 1873 году Нидерланды, заключив с Великобританией Суматранский трактат, напали на Аче и развязали войну, которая длилась до 1904 года и закончилась его завоеванием.

-3
«Де Рейтер»
«Де Рейтер»
«Атжей»
«Атжей»

-6

«Атжей» HNLMS Atjeh Rijkswerf Amsterdam . Заложен 3 марта 1875. Спущен на воду 6 декабря 1876. Вступил в строй 1 ноября 1877. Плавказарма с ноября 1906. Выведен из эксплуатации 1922

«Тромп» HNLMS Tromp Rijkswerf Amsterdam. Заложен 23 августа 1875. Спущен на воду 12 декабря 1877. Вступил в строй 1878 (1 сентября 1882). 5 июня 1902 г. списан, продан на слом ? 1904

«Кёниген Эмма» HNLMS Koningin Emma der Nederlanden (ex-De Ruyter до января 1879) Rijkswerf Amsterdam. Заложен 11 ноября 1876. Спущен на воду 20 января 1879. Вступил в строй 1880. Списан в 1900. Плавказарма с 1908. 14 мая 1940 захвачен немецкими войсками, затонул в 1942 , списан и затоплен в 1943

«Де Рейтер» HNLMS De Ruyter Rijkswerf Amsterdam. Заложен 1879. Спущен на воду 22 сентября 1880. Вступил в строй 1 августа 1885. 27 мая 1899 выведен из эксплуатации, в 1900 продан на слом

«Ван Спейк» HNLMS Van Speyk Rijkswerf Amsterdam. Заложен 9 февраля 1880. Спущен на воду 7 июня 1882. Вступил в строй 1883. Списан 16 сентября 1897. Плавказарма с 1904. В 1946 продано на сломВ 1903 году корабль был переоборудован в гостевой дом в Виллемсорде. С 1905 по 1940 год это был учебный корабль для кочегаров. Он был продан на снос в Хендрик Идо Амбахт в марте 1946 года.

«Йохан Биллем Фризо» HNLMS Johan Willem Friso (ex-Kortenaer) Rijkswerf Amsterdam. Заложен 22 октября 1883. Спущен на воду 10 июня 1886. Вступил в строй 1 марта 1887 (1 февраля 1888). Списан в 1897

HNLMS Kortenaer Заложен 1881. Спущен на воду 20 июня 1883. Уничтожен пожаром в Амстердамском Рейксверфе Doggersbank.

HNLMS ? Заложен 1882. Спущен на воду 20 июня 1883. Почти завершен, но разрушен пожаром в Амстердамском Рейксверфе

Водоизмещение нормальное 3425 - 3669 тонн. Длина 91,8 - 92,1(93,05) м. Ширина 12,497 м. Осадка 6,40–6,96 (6,706) м макс.
Двигатели- одна горизонтальная паровая машина, 4 огнетрубных котла, 2700-3300 л.с., Количество валов-1. Максимальная скорость 13,5 - 14,8 узлов. Запас угля 440-580 тонн максимум. Дальность 2000 миль (10 узлов). Экипаж 277-306 человек.
Вооружение- 6 х 1 - 173 мм/22 Крупп №1, 8 х 1 - 120 мм/16 BR Крупп №1

1880-е- на всех крейсерах дополнительно установлены 8 х 1 - 37 мм/20 Гочкис, 6 х 5 - 37 мм/17 Гочкис

На HNLMS Конингин Эмма дер Недерланден указано наличие в составе вооружения четырех лонжеронных торпед (шестовых мин).

Небронированные крейсера с железным корпусом и двумя дымовыми трубами ( кроме «Де Рейтера » и «Ван Спейка» с одной трубой). Для меньшего обрастания железные корпуса в подводной части обшивались деревянными планками, а сверху медными листами ( по другим данным цинковыми).

Машинное отделение с бортов защищали угольные ямы. Длина кораблей 92, 05 метра, ширина 12,497 метра, осадка 6,706 метра.

После успешных испытаний «Де Рейтера » с трехцилиндровой компаунд-машиной производства Фидженоорда, такая же была установлена на «Ван Спейк».

Паровые машины в 3300 л.с. обеспечивали максимальную скорость 14 узлов (13,5- 14,5 узлов). Для экономии топлива в дальних походах сохранялся полный рангоут. Вооружение крейсеров- шесть 170-мм (6,7 дюйма) короткоствольных орудий и восемь одиночных 120-мм (4,7 дюйма) орудий. Орудия размещались на батарейной палубе, стрельба велась через специальные бортовые порты-люки из двух открывающихся дверок, которые в плохую погоду скрепляли тяжелыми зажимными винтами.

Торпедные аппараты и скорострельные пушки изначально не устанавливались. В 80-е годы крейсера получили по 14 скорострельных пушек Гочкис.

Водоизмещение крейсеров 3420 - 3670 тонн.

В качестве доказательства того, насколько древними были эти корабли на самом деле, расчеты орудий были вооружены шипами и топорами, чтобы проткнуть врага шипом или топором, когда корабль был уничтожен во время боя. расколоть череп.
«Атжей»
«Атжей»

Атжей в доке в Онрусте
Атжей в доке в Онрусте
Атжей в Киле , 1895 г.
Атжей в Киле , 1895 г.
Atjeh в доке Сурабайи
Atjeh в доке Сурабайи

HNLMS Atjeh был сдан в эксплуатацию 1 ноября 1877 года. На испытаниях он показал 14,5 узлов. С июня 1878 года корвет ушел в поход по Северной Атлантике, но из-за поломки стеньги вернулся в порт. После ремонта корабль совершил пробный поход вдоль голландского побережья.

В конце 1879 года «Атжей» отправился из Нидерландов в Голландскую Ост-Индию. В Коусе ( на острове Уайт) он забрал первый из 6 больших паровых катеров, которые Дж. Сэмюэль Уайт строил для голландского флота (три паровых катера с длиной 30 футов, и скоростью 7,5 узла, три других 25 футов и 6,8 узла).

28 января 1880 года «Атжей» достиг мыса Доброй Надежды, а в Батавию прибыл 27 марта 1880 года. В Батавии корвет вошел в состав Вспомогательной эскадры, заменив "Кюрасао" . Для ремонта после перехода «Атжей» воспользовался 3000-тонным сухим доком в Онрусте.

15 мая «Атжей» и Макассар отправились в путешествие на Северное Борнео, Филиппины, архипелаг Солок и Макассар. В ходе поездки активно использовался паровой катер. Корвет вернулся в Сурабаю 19 августа 1880 года. .

3 сентября 1880 года «Атжей» ушел из Сурабайи в Австралию. Возвращение в Батавию состоялось 13 января 1881 года. В марте 1881 года очередное техобслуживание корвет прошел в новом сухом доке Онруста на 5000 тонн.

Корвет активно использовался для походов по островам, показа флага и промеров глубин. В конце декабря 1881 года корабль участвовал в поисках выживших после крушения судна SS Koning der Nederlanden в Индийском океане.

21 февраля 1884 года индонезийская командировка закончилась и крейсер ушел в Европу.

24 июня 1884 года корабль бросил якорь в Текселе, а осенью совершил круиз по Атлантике и побережью Африки.В Футиле (Ангола) крейсер высадил на берег десант, чтобы помочь подавить восстание местных жителей против голландской фабрики.

После возвращения в Тексель, его 18 ноября 1885 года отправили в Вест-Индию. В качестве стационера он сменил на Кюрасао HNLMS Bonaire. Крейсер добросовестно демонстрировал голландский флаг по окрестным портам, пока 13 февраля 1887 года его не заменил однотипный Конингин Эмма дер Недерланден.

В 1887-1888 годах крейсер проходил капитальный ремонт в Виллемсорде , Ден-Хелдер. Были установлены новые котлы. 5 января 1889 года отремонтированный корабль вернули в строй.

6 октября 1889 года была сформирована дивизия дипломатической службы для Атлантики. В нее вошли однотипные «Атжей», «Тромп» и корвет HNLMS Van Galen. Дивизия посетила Сент-Винсент и Рио-де-Жанейро и после завершения республиканского переворота в Бразилии была расформирована.

«Атжей» снова отправился в Ост-Индию на смену «Де Рейтеру». Уже 24 февраля 1890 года крейсер срочно отправили в двухмесячную командировку в Персидский залив. Вернувшись, корвет заменил «Ван Спейка», стационера на севере беспокойного султаната Ачех. В марте 1892 года крейсер перешел в Батавию, патрулируя регион до 28 сентября 1893 года, когда пришло вемя возвратиться в Нидерланды.

11 января 1894 года «Атжей» прибыл во Флиссинген. Вместе со шлюпом HNLMS Alkmaar он представлял королевство Нидерланды на открытии Кильского канала в июне 1895 года.

Отдых был недолгим, 5 сентября 1895 года «Атжей» вновь убыл в Ост-Индию, для замены Конингин Эмма дер Недерланден во Вспомогательной эскадре.

В августе 1896 года крейсер участвовал в "замирении" поселения Каджомалоэ на западном побережье Целебеса. В начале марта 1897 года он в Танджунг-Приоке обменялся частью своей команды с «Ван Спейк», который 3 марта отправился в Европу. 1 апреля «Атжей» зашел в Сурабайю, чтобы отбуксировать 3000-тонный док в залив Сабанг ( Аче).

В конце января 1899 года крейсер покинул Сурабаю и через Кейптаун ушел в Нидерланды. 14 августа 1899 года корабль прибыл в Тексель.

Таким образом, на счету корвета три полноценных командировки в Ост-Индию.

В 1906 году «Атжей» был перестроен в плавучую казарму и с 8 ноября нес службу на военно-морской базе Виллемсорд , Ден-Хелдер. Корабль был списан в 1921 году.

Тромп
Тромп
«Тромп»
«Тромп»

HNLMS Tromp был сдан в эксплуатацию 1 сентября 1882 года. Практически сразу, в октябре 1882 года, его на год отправили в Голландскую Ост-Индию. По пути крейсер навел порядок в Макуллу на реке Конго, где местные жители напали на голландскую фабрику.

Второй раз корабль был отправлен в Индонезию в 1885 году, теперь на два года. В 1888-1890 годах крейсер несколько раз посетил Норвегию, Южную Америку и Вест-Индию.

Третий поход в Голландскую Ост-Индию состоялся в 1893 году. Крейсер охранял места ловли жемчуга. В июле 1894 года «Тромп» участвовал в военной экспедиции против балийцев на острове Ломбок.

Голландская интервенция на Ломбоке и Карангасеме против балийцев в 1894 году.
Голландская интервенция на Ломбоке и Карангасеме против балийцев в 1894 году.

Затем крейсер служил стационером в Олехле ( Ачех).С апреля по июнь 1896 года участвовала в обстреле городов побережья этого региона.

В 1897 году корабль вернулся в Европу и с 18 марта по 15 мая дежурил во время турецко-греческого конфликта в Смирне ( Малая Азия), чтобы защитить интересы Голландии в регионе. С 1899 году крейсер снова ушел в Голландскую Ост-Индию, где служил флагманом эскадры региона Ачех.

В 1902 году корвет вернулся в Нидерланды и в 1904 году был продан на металлолом.

HNLMS De Ruyter в сингапурском доке
HNLMS De Ruyter в сингапурском доке
Голландский не бронированный крейсер HNLMS De Ruyter в сингапурском доке
Голландский не бронированный крейсер HNLMS De Ruyter в сингапурском доке
Де Рюйтер в Рио-де-Жанейро в ноябре 1893 года
Де Рюйтер в Рио-де-Жанейро в ноябре 1893 года
Де Рюйтер (1885–1899) покидает Ньюведип в октябре 1896 года.
Де Рюйтер (1885–1899) покидает Ньюведип в октябре 1896 года.
-18
«Де Рейтер»
«Де Рейтер»

7 января 1879 года король Нидерландов Вильгельм III женился на Эмме Вальдекской и Пирмонтской. В этот момент крейсер «Де Рюйтер» был почти готов к спуску на воду. В связи с бракосочетанием «Де Рюйтер» был переименован в «Конингин Эмма дер Недерланден».

Новый HNLMS De Ruyter был заложен в Рейксверфе Амстердама в тот же день, 7 января 1879 года.

В середине сентября 1880 года в Амстердам прибыли сразу три достойные дамы: Елизавета Видская, принцесса Румынии (еще не являвшейся королевством в 1880 году), ее мама, принцесса Мария Нассау, а также присоединившаяся позднее королева Швеции София. 21 сентября Элизабет, Мария и консул Швеции посетили Рейксверф Амстердам и учебное судно "Вассенаар" .22 сентября 1880 года во время спуска на воду «Де Рюйтера» присутствовали две принцессы и министр военно-морского флота Нидерландов. Крестной крейсера стала румынская принцесса. Маленьким топориком она перерубила веревку и спустила корабль на воду.

Принцесса Элизабет Вид в молодости, около 1867-72 гг.
Принцесса Элизабет Вид в молодости, около 1867-72 гг.

На испытаниях крейсер в течение 4 часов шел на скорости 14,5 узлов с максимумом 14,86 узла.

В начале 1885 года крейсер стали готовить к переходу в Ост-Индию. Командиром корабля в середине июля был назначен капитан Йонкхир Т. Э. де Брау. Планировалось провести на новом крейсере эксперимент с переходом только под машинами до Ост-Индии, не используя паруса.

На корабль загрузили 316 человек, на 13 недель провианта, 22 000 литров воды и 366 тонн угля. 2 сентября 1885 года крейсер вышел в Северное море. Паруса пришлось использовать практически сразу. А около острова Уайт машина вообще сломалась. Отремонтировать удалось только к вечеру 4 сентября. Около Мальты новая неисправность вновь заставила вернуться к парусам. В отчете, который капитан прислал с Мальты, были восторженные отзывы обо всех аспектах корабля, кроме машины. Расход угля значительно превысил расчеты.

На Мальте крейсер прошел бункеровку и ремонт механизмов на 21,33 фунта стерлингов. Командир отметил, что все британские коллеги пытались у него выяснить-действительно ли у нового голландского корвета нет электрического освещения, прожектора, минного катера и торпед «Уайтхед». 25 сентября крейсер прошел Порт-Саид. Индийский океан удалось пройти с теми же проблемами у машин и с участием парусов. Двигатель регулярно выходил из строя.

Крейсер прибыл в Батавию в час дня 27 октября и 3 ноября был досмотрен командующим военно-морским флотом Голландской Ост-Индии. 9 ноября корабль прибыл в Сурабаю и встал в очередь на ремонт. Ремонт продолжался до 16 июня 1886 года.

6 августа 1886 года «Де Рейтер» ушел в Ачех. По дороге в Пенанге остановился отметить 100-летие основания Джорджтауна. В Ачехе крейсер прошелся вдоль побережья, чтобы запугать местных. Вместе с канонеркой Макассар он участвовал в карательной экспедиции против повстанцев Ачеха.

В остальном крейсер занимался демонстрацией флага и проекцией силы голландских колонизаторов на многочисленных островах.

14 ноября 1887 года была сформирована специальная эскадра («Де Рейтер», «Ван Спейк», канонерки Серам, Мадура и Понтианак ). 20 ноября эта эскадра отправилась в Ампенан на Ломбоке для демонстрации силы туземцам и заключения соглашения о торговле опиумом и статусе белого человека. 14 декабря эскадра подобные переговоры провела в заливе Уджунг с правителями Карангасема.

После расформирования эскадры, «Де Рейтер» 22 декабря вернулся в Батавию.

12 февраля 1888 года крейсер совершил рейд в Китайское море для демонстрации флага на группах островов Тамбелан , Натуна и Анамбас. 14 июля 1888 года корвет с губернатором западного побережья Суматры на борту направился в Селейкат. Пришла информация, что крепость Трумона захвачена войсками Ачеха, но десантники никого не нашли.

16 апреля 1889 года «Де Рейтер» покинул Батавию и отправился в путешествие на восток. Она должна была посетить Новую Гвинею (Британскую и Германскую).

24 апреля 1890 года крейсер направился в Нидерланды.

После ремонта корпуса, котлов, портов орудий и оборудования в Виллемсорде, крейсер 20 марта покинул Тексель под командованием капитана В. барона ван Хогендорпа и направился в Вест-Индию. На Кюрасао крейсер встретился с систершипом «Йохан Биллем Фризо». Служба здесь заключалась в посещении портов карибского бассейна и демонстрации голландского флага.

13 января 1892 года на борту парохода «Принс Виллем II» компании Koninklijke West-Indischen Maildienst на Кюрасао прибыл капитан Д.Г. Бранд, назначенный новым командиром крейсера.

После начала очередного венесуэльского кризиса в начале сентября 1892 года в Ла-Гуайре , главном порту Венесуэлы собралась импровизированная международная эскадра: французский крейсер «Магон» , немецкий корабль « Аркона», испанский шлюп «Хорхе Хуан», голландский крейсер «Де Рейтер». Совещания командиров проходили на "голландце". Затем подтянулись британские винтовые корветы «Канада» и «Пиладес», а также американские канонерки « Конкорд» и «Кирсардж». Но до интервенции тогда дело не дошло.

8 февраля 1893 года шлюп «Алкмаар» капитан-лейтенанта Дж. А. Краббе прибыл на Кюрасао и сменил «Де Рейтер», который 15 февраля ушел в Нидерланды.

Офицеры во время поездки 1893 года в Голландскую Ост-Индию.
Офицеры во время поездки 1893 года в Голландскую Ост-Индию.

1 октября 1893 года командир крейсера К. Хоффман вывел корабль из Ньюведипа и направился в Ост-Индию через Рио-де-Жанейро. «Де Рейтер» прибыл в Рио в разгар Револьта да Армада (1893–1894), восстания бразильского флота, перешедшего в гражданскую войну. Крейсер был наблюдателем от Голландии во время боев.

8 декабря 1893 года «Де Рейтер» покинул Рио-де-Жанейро и, пройдя мимо мыса Горн, 22 февраля бросил якорь в Танджонг Приоке, Батавия. 19 марта корабль покинул Сурабаю и пошел на восток, завершать кругосветное путешествие через Кейптаун. 17 июля крейсер был в Текселе.

24 июля 1894 года корабль вошел в сухой док в Виллемсорде. 1 октября 1894 года он был выведен из эксплуатации.

После капремонта на испытаниях крейсер продемонстрировал 12 узловой ход. Планировалось отправить корабль снова в Ост-Индию в 1895 года, но передумали. 1 сентября 1896 года его снова ввели в строй под командованием капитана Х. О. Фейта и 10 октября он направился в Ост-Индию.

После захода в Буэнос-Айрес командир получил телеграмму остаться и дождаться прихода «Ван Спейка» в связи с с восстанием в Уругвае.

11 декабря прибыл «Ван Спейк» и «Де Рейтер» продолжил путь.7 февраля 1897 года корабль прибыл на Суматру.

Совершив несколько вояжей по островам, крейсер встал на ремонт в Сурабае с 29 октября 1898 года по 25 января 1899 года. Поскольку местные доки были или в ремонте или заняты, ремонт делали в Сингапуре. Перед этим свои 170 мм пушки №1 крейсер передал местной береговой обороне.

12 марта 1899 года старый корабль покинул Индонезию окончательно.

8 мая он пришёл в Ньюведип, где 27 мая был выведен из эксплуатации. К марту 1900 года он был исключен из состава флота. Аукцион состоялся 29 мая 1900 года. Корабль купили Ф. Х. де Гоэй, Т. К. Баккер и Дж. Спрут из Ден-Хелдера., чтобы там разобрать на металл. 7 июня его перевели из Виллемсорда в Ньюведип для разделки.

-22

Zr._Ms._Van_Speijk_1882
Zr._Ms._Van_Speijk_1882

HNLMS Van Speyk был завершен строительством 16 июля 1883 года и приступил к испытаниям. В 1887 году «Ван Спейк» отправился в Голландскую Ост-Индию, где участвовал в экспедиции против Ломбока и в войне в Ачехе. В 1903 году «Ван Спейк» был перестроен в плавучую казарму и сдан в эксплуатацию на военно-морской базе Виллемсорд, Ден-Хелдер.

С 1905 по 1940 год использовался как учебное судно для кочегаров. Корабль был продан на металлолом в 1946 году фирме Хендрика Идо Амбахта.

HNLMS Koningin Emma der Nederlanden отправляется из Ден-Хелдера
HNLMS Koningin Emma der Nederlanden отправляется из Ден-Хелдера

Рисунок 1949 года соревнования между «Эммой» и английским фрегатом недалеко от Эдинбурга. «Эмма» выиграла.
Рисунок 1949 года соревнования между «Эммой» и английским фрегатом недалеко от Эдинбурга. «Эмма» выиграла.

HNLMS Koningin Emma der Nederlanden был заложен как De Ruijter, но после бракосочетания короля был прямо на стапеле переименован в Koningin Emma der Nederlanden 7 января 1879 года. Он вступил в строй 1 декабря 1880 года и уже 13 января 1881 года отправился на службу в Голландскую Ост-Индию.

В 1949 году были опубликованы воспоминания неизвестного моряка, который служил на корабле на заре его туманной юности. Пара атмосферных деталей без правки:

Это было в понедельник днем ​​и в день стирки с половины третьего до трех. Все младшие моряки получили свой десятилитровый паек воды, чтобы вымыть свои грязные вещи.
«Не слишком много», - скажут многие домохозяйки, но пресная вода в то время была дорогой и дефицитной для военных кораблей. Более того, джанненам нужно было хорошо вымыть их в холодной воде, но при этом она должна была быть чистой. И теперь эта домохозяйка снова спросит, как можно вымыть белье за ​​десять литров воды? Потому что это очень маленькое ведро. Эта проблема была решена тем, что трое или четверо мужчин налили свою порцию воды в таз для стирки и получили таким образом тридцать или сорок литров воды.
Доказательством экономного использования пресной воды является тот факт, что наверху палубы была стойка для питьевой воды (бочка), к которой с помощью цепи была прикреплена общая питьевая чашка. И на этом уровне воды днем ​​и ночью стоял часовой с обнаженной саблей, чтобы предотвратить кражу воды.
Если поблизости не было опасности, такой часовой иногда пренебрегал своим долгом и велел другу украсть ведро с водой, чтобы поделиться ею позже.

В феврале 1900 года с него сняли 170-мм орудия для береговой артиллерии в Сурабае. 23 июня 1900 года корабль был выведен из эксплуатации и переведен в резерв. В 1908 году «Эмма» переоборудован в плавучую казарму. Общественность усмотрела в этом признаки коррупции, ибо военно-морское министерство 20 декабря 1907 года заключило контракт с верфью De Lastdrager в Ньюведипе без публичного тендера. Цена составляла 110 060 гульденов, но кто-то заметил, что одни только двигатели стоили 40 000 гульденов и что сделка была очень выгодна для Де Ластдрагера. Тем не менее судно благополучно служило кораблем-казармой для миноносцев..

После поражения голландских войск в мае 1940 года Конингин Эмма дер Недерланден попал в руки немцев. Немцы тоже использовали корабль как казарму. 21 июня 1940 года корабль подвергся нападению британских ВВС и получил серьезные повреждения. Немцы отремонтировали корабль в Рейксверфе в Амстердаме. Несколько месяцев спустя он снова вернулся на службу.

В 1942 году «Конингин Эмма» перевернулся и затонула в своем порту. До сих пор остается неясным, почему он затонул, но наиболее вероятно, что корабль был подорван голландским Сопротивлением или британскими диверсантами. В 1943 году корабль был поднят бывшим голландским спасателем Bergungsschiffe 10 . Окончательно ее отбуксировали в открытое море и затопили в апреле 1943 года.

-26

Служба этих "рабочих лошадок" Колониального флота заключалась в основном в демонстрации силы прибрежным туземным поселениям. Они были также основной военно-морской силой при покорении султаната Ачех, который полвека сопротивлялся колонизации.

Интересно, что голландцы, несмотря на более развитую инфраструктуру в старых колониях, использовали схему "дежурства" в колониях для своих кораблей. Служили они там от года до трех, затем возвращались в метрополию, где чинились и отдыхали. При том, что помимо собственных доков у голландцев рядом были Сингапур и Гонконг. Но они упорно гоняли корабли в Европу, наматывая мили и изнашивая корабли.

Скорее всего подобный подход вызван не столько техническими проблемами, сколько человеческим фактором. Климат в Ост-Индии был опаснее мечей туземцев. Голландцы теряли до половины колонизаторов из Европы от местного климата и болезней. Такова была плата за колониальную империю и обогащение голландской Ост-Индской компании.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам