Найти тему
Авиатехник

Чем только не пытались обойти легендарный Ан-2. Один из таких самолётов - Т-101 Грач. История создания

Оглавление

Совсем недавно я рассказывал историю самолёта, который должен был заменить "Кукурузник" Ан-2 - Мясищев М-500. Сегодня я решил поделиться с вами ещё одним подобным проектом, правда о нём мне известно чуть больше информации.

Возможно я соберу все схожие проекты в одну публикацию (их было много - но Ан-2 так и остался непревзойденным), а пока что давайте изучим их историю по отдельности.

Т-101 Грач - Как сложилась его судьба?

-2

Разработкой самолёта Т-101 "Грач" занялось предприятие "Рокс-Аэро" в 1992 году. Основная идея - создание приемника самолёта Ан-2, но уже с более современным оборудованием и решениями.

Первый Т-101 был построен на Московском авиационном производственном объединении (МАПО) в конце 1993 года.

Лётные испытания проводились на базе Луховицкого авиазавода. В декабре 1994 года Т-101 "Грач" впервые поднялся в воздух. Им управлял заслуженный лётчик-испытатель Виктор Заболотский.

-3

Основной уклон - сочетание простоты и надёжности конструкции, сравнительно низкая стоимость самолёта и возможность эксплуатации с небольших грунтовых площадок.

Минутка рекламы :)

Не так давно я задумался о покупке радиоуправляемого самолёта для съемки интересных видео и создания нового материала для статей и своего YouTube-канала. Мне понравился самолёт - XK-innovation A1200. Быть может, вам он тоже подойдет! На Яндекс Маркете вы можете найти множество подобных товаров по разным ценам!

-4

Делюсь с вами доступными вариантами, если вы тоже любите радиоуправляемые модели (чтобы узнать подробную информацию о товаре, кликните по кнопке "посмотреть"):

Продолжаем :)

Создатели Т-101 "Грач" учитывали возможность быстрого переоборудования самолёта, т.к. он имеет многоцелевое назначение. В качестве модификаций выступали следующие варианты: санитарный самолёт, аварийно-спасательный, патрульный, для десантирования людей и спецгрузов, учебно-тренировочный вариант и т.д.

 Т-101В на поплавковом шасси
Т-101В на поплавковом шасси

Т-101 представляет собой цельнометаллический однодвигательный самолёт с верхним расположением крыла. Имеет однокилевое хвостовое оперение, трёхстоечное шасси с хвостовой опорой.

Оснащался двигателем ТВД-10Б с трехлопастным воздушным винтом, диаметром 2,8 м.

Как и у Ан-2, кабина пилотов рассчитана на двух членов экипажа. Разработчики оснастили кабину двумя дверьми по левому и правому борту для членов экипажа, в которых предусмотрены механизмы аварийного сброса при экстренном покидании самолёта.

Автор фото - https://igor113.livejournal.com/695877.html
Автор фото - https://igor113.livejournal.com/695877.html

Также кабина имеет хорошее остекление, обеспечивающее круговой обзор. Сразу за кабиной расположен грузопассажирский отсек.

Конструкторы позаботились и о пожарной безопасности самолёта, разместив противопожарное оборудование в мотоотсеке (датчики, баллоны с хладоном и т.д.).

"Грач" оснастили приборным и радиоэлектронным оборудованием с радиолокатором в контейнере, благодаря чему эксплуатация самолёта возможна и днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Имелся канал спутниковой связи, радиокомпас, система курса и вертикали и многое другое.

Автор фото - https://igor113.livejournal.com/695877.html
Автор фото - https://igor113.livejournal.com/695877.html

Самолёт в ходе испытаний подтвердил свои проектные данные по всем основным параметрам. В полёте устойчив.

Создатели самолёта верили, что Т-101 станет массовым и пригодится в условиях Севера и Дальнего востока. Силовая установка не требовала подогрева даже при сильных морозах.

Главное достоинство "Грача" - экономичность двигателя, который работает на керосине. В совокупностью с низкой себестоимостью производства, он мог создать неплохую конкуренцию некоторым самолётам. Конструкторы планировали пустить самолёт не только на внутренний рынок страны, но и за рубеж (страны Африки и Азии).

Источник - https://igor113.livejournal.com/695877.html
Источник - https://igor113.livejournal.com/695877.html

Но, как это обычно бывает, проект особого развития не получил. После запуска в производство создатели поняли, что спрос на данный самолёт невелик из-за возможного отсутствия средств у авиакомпаний (90-е годы).

Компания ООО "АСК "АСА-Аэродизайн" пыталась наладить производство, выкупив 20 самолётов для глубокой переработки. Планировалась замена устаревших ТВД-10Б на американский двигатель Pratt & Whitney PT6A-65B или Honeywell TPE331, однако завод так и не был построен.

Сейчас оставшиеся экземпляры оказались никому не нужными.

Характеристики

-9

Друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Всем спасибо за внимание :)

Предлагаю посмотреть интересный ролик на моём YouTube-канале:

-10