Совсем недавно я рассказывал историю самолёта, который должен был заменить "Кукурузник" Ан-2 - Мясищев М-500. Сегодня я решил поделиться с вами ещё одним подобным проектом, правда о нём мне известно чуть больше информации.
Возможно я соберу все схожие проекты в одну публикацию (их было много - но Ан-2 так и остался непревзойденным), а пока что давайте изучим их историю по отдельности.
Т-101 Грач - Как сложилась его судьба?
Разработкой самолёта Т-101 "Грач" занялось предприятие "Рокс-Аэро" в 1992 году. Основная идея - создание приемника самолёта Ан-2, но уже с более современным оборудованием и решениями.
Первый Т-101 был построен на Московском авиационном производственном объединении (МАПО) в конце 1993 года.
Лётные испытания проводились на базе Луховицкого авиазавода. В декабре 1994 года Т-101 "Грач" впервые поднялся в воздух. Им управлял заслуженный лётчик-испытатель Виктор Заболотский.
Основной уклон - сочетание простоты и надёжности конструкции, сравнительно низкая стоимость самолёта и возможность эксплуатации с небольших грунтовых площадок.
Минутка рекламы :)
Не так давно я задумался о покупке радиоуправляемого самолёта для съемки интересных видео и создания нового материала для статей и своего YouTube-канала. Мне понравился самолёт - XK-innovation A1200. Быть может, вам он тоже подойдет! На Яндекс Маркете вы можете найти множество подобных товаров по разным ценам!
Делюсь с вами доступными вариантами, если вы тоже любите радиоуправляемые модели (чтобы узнать подробную информацию о товаре, кликните по кнопке "посмотреть"):
Продолжаем :)
Создатели Т-101 "Грач" учитывали возможность быстрого переоборудования самолёта, т.к. он имеет многоцелевое назначение. В качестве модификаций выступали следующие варианты: санитарный самолёт, аварийно-спасательный, патрульный, для десантирования людей и спецгрузов, учебно-тренировочный вариант и т.д.
Т-101 представляет собой цельнометаллический однодвигательный самолёт с верхним расположением крыла. Имеет однокилевое хвостовое оперение, трёхстоечное шасси с хвостовой опорой.
Оснащался двигателем ТВД-10Б с трехлопастным воздушным винтом, диаметром 2,8 м.
Как и у Ан-2, кабина пилотов рассчитана на двух членов экипажа. Разработчики оснастили кабину двумя дверьми по левому и правому борту для членов экипажа, в которых предусмотрены механизмы аварийного сброса при экстренном покидании самолёта.
Также кабина имеет хорошее остекление, обеспечивающее круговой обзор. Сразу за кабиной расположен грузопассажирский отсек.
Конструкторы позаботились и о пожарной безопасности самолёта, разместив противопожарное оборудование в мотоотсеке (датчики, баллоны с хладоном и т.д.).
"Грач" оснастили приборным и радиоэлектронным оборудованием с радиолокатором в контейнере, благодаря чему эксплуатация самолёта возможна и днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Имелся канал спутниковой связи, радиокомпас, система курса и вертикали и многое другое.
Самолёт в ходе испытаний подтвердил свои проектные данные по всем основным параметрам. В полёте устойчив.
Создатели самолёта верили, что Т-101 станет массовым и пригодится в условиях Севера и Дальнего востока. Силовая установка не требовала подогрева даже при сильных морозах.
Главное достоинство "Грача" - экономичность двигателя, который работает на керосине. В совокупностью с низкой себестоимостью производства, он мог создать неплохую конкуренцию некоторым самолётам. Конструкторы планировали пустить самолёт не только на внутренний рынок страны, но и за рубеж (страны Африки и Азии).
Но, как это обычно бывает, проект особого развития не получил. После запуска в производство создатели поняли, что спрос на данный самолёт невелик из-за возможного отсутствия средств у авиакомпаний (90-е годы).
Компания ООО "АСК "АСА-Аэродизайн" пыталась наладить производство, выкупив 20 самолётов для глубокой переработки. Планировалась замена устаревших ТВД-10Б на американский двигатель Pratt & Whitney PT6A-65B или Honeywell TPE331, однако завод так и не был построен.
Сейчас оставшиеся экземпляры оказались никому не нужными.
Характеристики
Друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации! Всем спасибо за внимание :)
Предлагаю посмотреть интересный ролик на моём YouTube-канале: