Добрый день!
В советское время не боялись вбухивать огромные ресурсы в что-то новое. Есть идея, конструкторы проводят расчеты, готовят чертежи и другую техническую информацию. Строят опытные образцы и на испытания. Не прошли испытаний, тогда на доработку или в пыльный архив. Сейчас не многие могут себе позволить такое, трата ресурсов на неоправданные проекты может закончиться плачевно для любого предприятия. Возможно, из-за этого технический прогресс начинает притормаживать. Чего-то там обновляют, сантиметр там добавят, килограмм тут убавят, пару лошадок сверху - вот и весь прогресс. Ничего кардинально прорывного мы не видим, топтание на месте и косметические улучшения.
Что-то отвлекся, сегодня про советскую машину для внесения удобрений МВУ-30.
Первое что бросается в глаза, когда видишь эту махину. У нее три колеса.
А все началось с того, что Председатель Совета министров БССР Леонид Иванович Хитрун насмотрелся в США на дивную заморскую машину BIG A2500.
Наверное, увидев ее, он подумал: "А почему у себя на Родине ничего подобного я не видел? Нам тоже такая машина нужна!".
Один такой разбрасыватель минеральных удобрений BIG A2500 прибыл поучаствовать на выставке в Минске. На несколько дней он оказался в нежных руках конструкторов МАЗа, которым было поручено скопировать машину для освоения ее производства на своем заводе. При разработке проект получил имя "машина внесения удобрений с шириной разброса 30 метров". Сокращенно, МВУ-30.
Это был новый вызов для Минского автозавода. Для завода, продукцией которого были в основном автомобили военного назначения и грузовики, заняться сельскохозяйственной машиной было в новинку. Поэтому привлекались и другие заводы.
МТЗ разрабатывал гидравлический механизм разбрасывания удобрений, Бобруйский шинный завод подготовил арочные шины, БелАЗ сделал ободья для этих колес, Дормаш (ныне Амкадор) — бункер и емкости для удобрений.
Конструкция была необычная для нашей техники. Две оси, три колеса. Ширина переднего колеса равнялась расстоянию между двумя задними колесами. Подвеска жесткая, сглаживание неровностей и гашение тряски только шинами. Поворотным было переднее колесо, управлялось оно двумя гидроцилиндрами. Интенсивность разбрасывания удобрений зависела от скорости движения машины.
На американской машине использовалась гидромеханическая коробка-автомат. В СССР с этим было проблематично, поставили механическую коробку переключения передач от Камского автозавода.
МВУ-30 оснащался восьмицилиндровым двигателем Камского автозавода мощностью 210 л.с. В планах было использовать двигатели ЯМЗ.
Емкость бункера была 6,9 кубометров, грузоподъемность - 8 тонн. Скорость машины была довольно внушительной- до 55 км/ч.
МВУ-30 за счет своего шасси могла выходить весной на поле раньше, чем любой трактор с прицепными разбрасывателями. МВУ-30 также мог быть оборудован для внесения жидких удобрений.
По словам одного из конструкторов, хозяйства были не готовы к такой машине, многие тратили на ее загрузку больше времени, чем на само разбрасывание. Гидравлика механизма разбрасывания оказалась сложной для обслуживания и ремонта. По словам заместителя главного конструктора МАЗа Ивана Демидовича, все эти проблемы были вполне решаемыми, если бы машина пошла в серию.
В 1979 году были завершены испытания и МВУ-30 стали выпускать мелкой опытной серией. До 1983 года было выпущено 58 машин. МАЗу такая непрофильная техника оказалась ненужна и производство свернули.
Подумывают (именно "подумывают", а не уже приступили) о возвращении разбрасывателя МВУ-30, только немного до ума довести надо, всё-таки XXI век. К тому же за границей машины подобной конструкции работают. Например, в стане CASEIH есть неплохой пример подобной машины. Рассказать о ней я хочу в следующей публикации, не пропустите.
Что думаете про такие трехколесные разбрасыватели?
На этом всё, до скорых встреч!!!
Использованы материалы:
1. МВУ-30: уникальный МАЗ для села. https://5koleso.ru/avtopark/mvu-30-unikalnyy-maz-dlya-sela/
2. МАЗ МВУ-30 — уникальная спецтехника https://my-cccp.ru/maz-mvu-30/