Этой модели уже 13 лет, но даже на момент своего выхода она не была прорывом или революцией. Однако нескрываемая архаичность конструкции не мешает Toyota Land Cruiser 200 отлично продаваться: с начала 2020 года в России реализовали 3,4 тысячи экземпляров. Куда более современный и технологичный Mercedes-Benz GLE за это же время продавался хуже (2,7 тысячи машин), а BMW X5 хоть и пользовался более высоким спросом (4,3 тысячи машин), но отрыв не назвать значительным. Так почему же люди всё ещё берут «Крузак», когда есть куда более современные и технологичные машины?
Для тех трёх с лишним тысяч человек, которые отдали свои деньги за «двухсотый» в этом году, ответ на этот вопрос, скорее всего, очевиден и звучит примерно так: «Это же Land Cruiser!». Аргумент, конечно, сильный, но едва ли всем понятный. Поэтому с популярностью и успехом внедорожника, который стоит минимум пять миллионов рублей и доступен только с моторами V8, мы попробуем разобраться самостоятельно. Делать мы это будем на примере топовой версии Executive Lounge, которая на бумаге вполне способна бросить вызов премиальным «немцам». Стоит такой автомобиль 6 344 000 рублей, но большинство наших оценок будут справедливыми и для более доступных модификаций.
Интерьер
За свою продолжительную (по меркам современных автомобилей) жизнь 200-й получил несколько обновлений и каждый раз обзаводился новыми функциями. В случае с Тойотой это всегда означает лишь то, что интерьер неизбежно обрастал дополнительными кнопками. Поэтому сейчас во внедорожнике их — несметное количество.
Практичность
По габаритам Toyota Land Cruiser 200 сопоставим с небольшим дачным домиком. Ну или с баней. Габаритная длина внедорожника — 4975 миллиметров, а колёсная база — 2850 миллиметров! Поэтому в случае с «Крузаком» можно рассчитывать не только на монументальный внешний вид, но и на недюжинную практичность.
Техника и надёжность
Сильнее всего возраст Land Cruiser 200 ощущается в железе. В его основе — лестничная рама. В базе — пассивная пружинная подвеска с поперечными рычагами спереди и мостом сзади. На дорогие комплектации ставят адаптивную гидропневматическую подвеску (такую же, как у Lexus LX), состоящую из гидронасоса и гидросфер (частично заполненных газом, частично — жидкостью), которые умеют гасить крены, менять жёсткость и поднимать или опускать кузов.Все LC 200 оснащаются только восьмицилиндровыми V-образными моторами: бензиновым, рабочим объёмом 4,6 литра, и дизелем 4.5. Отдача первого составляет 309 лошадиных сил и 439 Нм, второго — 249 сил и 650 Нм (на тесте был как раз такой). Обе «восьмёрки» сочетаются с шестиступенчатыми гидромеханическими «автоматами» Aisin.
Привод — постоянный полный на основе несимметричного центрального дифференциала Torsen. Его можно заблокировать принудительно, а дополнительных блокировок у 200-го нет, имеется лишь их имитация спереди и сзади. Плюс — понижающая передача.Паспортный дорожный просвет — это одинаковые 230 миллиметров для машин с пассивным шасси и для среднего (основного) положения подвески у машин с гидропневмой. Однако в последнем случае величину клиренса можно изменить: диапазон регулировки — 12 сантиметров. Правда, надо помнить, что поднимается лишь кузов, а задний мост остаётся на той же высоте от дороги.В нижнем положении подвески кромка переднего бампера ложится на 22-сантиметровую ступень, но сзади, даже с фаркопом, измерительная лестница поместилась под машину полностью. В верхнем положении передняя накладка почти преодолела 30-сантиметровую ступень. Задом же можно сдавать вплоть до картера заднего моста — ничего не зацепите.
Естественно, постоянно ездить в радикально верхнем или самом низком положении долго не получится: по достижении 80 км/ч Land Cruiser автоматически вернётся к стандартному клиренсу. А после 100 км/ч он опустится на пару сантиметров, чтобы стать чуть аэродинамичнее и немного экономичнее.Надёжность? Ну, это настоящая притча во языцех. Однако легендарная неломучесть Тойот достигается во многом благодаря правильному и своевременному обслуживанию. Официальный межсервисный интервал для LC 200 составляет 10 000, а не 15 000 километров. И если придерживаться всех рекомендаций, то 200–250 тысяч километров машина с дизельным мотором 1VD-FTV (таким, как у нас на тесте) скорее всего проедет вообще без проблем, а там и до полумиллиона на одометре добегает.Но некоторые особенности эксплуатации LC 200 всё-таки есть. Например, при замене масляного фильтра важно случайно не выбросить со старым фильтром ещё и втулку. Иначе фильтр сомнёт и начнётся масляное голодание. Так что обслуживайте машину там, где умеют это делать. Следите за состоянием цепи ГРМ: к 200 000 километрам пробега она может подрастянуться, хоть и некритично.
У дизельного мотора 1VD-FTV были проблемы с пьезоэлектрическими форсунками, которые не распыляли, а лили топливо в камеры сгорания, что заканчивалось оплавленными поршнями, провёрнутыми вкладышами и дорогостоящим ремонтом, иногда на совсем скромном пробеге. Но, говорят, этот баг уже пофиксили.Ещё одна проблема — помпа системы охлаждения, которая может отъехать до 100 000 километров пробега. Поговаривают, что это общее место как дизельных, так и бензиновых моторов «Крузака».О надёжности и долговечности гидропневматической подвески можно судить со слов владельцев Лексусов, на которых она появилась заметно раньше. Проблемы с ней случаются: рассказы об ошибках и аварийных режимах на форумах владельцах встречаются. И причин для них масса: от шалящего датчика давления масла до утечек масла из гидросистемы. Последнее, правда, явление не самое распространённое, а сама подвеска считается в целом более надёжной, чем чисто пневматическая, используемая на моделях других брендов.
Езда
В блоке про езду мне бы хотелось написать только одно слово — «способен» и закончить на этом. Потому что оценивать ездовые повадки Land Cruiser 200 по привычным лекалам — это то же самое, что заставить монтажника-высотника написать картину маслом, а потом сравнивать его неловкие попытки с работами мастеров.Давайте ещё раз напомним вводные: мы говорим про большущую, тяжеленную рамную машину, которая выпускается очень много лет. И даже на заре её жизни стандарты управляемости для внедорожников, преимущественно передвигающихся по городу, были достаточно высоки. Поэтому от 200-го я не ждал ничего выдающегося.Руль со старомодным гидроусилителем некомфортно пережат во всех режимах управляющей электроники, несмотря на механизм с переменным передаточным отношением. А обратной связи от него кот наплакал. Непривычно, но это — часть образа «Крузака».
На действия рулём машина отзывается с запаздываниями и кренами, хотя, вроде как, одна из задач гидропневмы — гасить колебания кузова. И в гражданском темпе она с этим неплохо справляется, однако с ростом скорости удержать высокий кузов не помогает даже хитрая подвеска. В общем, вы и сами всё видите на фотографиях.Хотя в целом баланс поворачиваемости скорее нейтральный: «Крузак» не пытается в каждом повороте проехать передними колёсами мимо. А это несомненный плюс при снаряжённой массе в 2,8 тонны и тяжёлом моторе спереди.Крены — это далеко не единственное, с чем живёшь за рулём Land Cruiser 200. Внедорожник заметно клюёт носом на торможении, а в экстренных ситуациях чуть ли не цепляет накладкой бампера асфальт. Скажу по секрету: по пути от пресс-парка до дома, то есть за первые 30 минут за рулём этого автомобиля, меня даже немного укачало с непривычки.На рулёжку управляющая электроника практически не влияет, зато характер мотора ощутимо меняется в зависимости от выбранного режима. В Eco и Comfort реакции слишком задемпфированные, коробка не слезает с пятой-шестой передачи, а разгоняется «двухсотка» совсем неубедительно. Разница между этими вариантами только в том, что в Eco машина здорово едет накатом, когда отпускаешь газ.
Normal — ну, нормальный такой. В управлении тягой начинает прослеживаться линейность, а коробка вспоминает о том, что у неё есть ещё четыре передачи пониже. В общем, для размеренной городской езды — самый оптимальный вариант.А вот Sport и Sport+ — режимы спорные. В каждом из них коробка долго держит пониженную ступень (в Sport+ она делает это чуть дольше), а реакции на газ чрезмерно обостряются. И в каждом из этих случаев «Крузак» становится прямо очень дерзким и слишком динамичным для своей массы и тормозов. Я бы даже сказал, пугающе дерзким. Хотя, если верить всё тем же форумам владельцев, именно спортивного режима им отчаянно не хватало раньше.Тормозные «машинки» у 200-го и правда неплохие — не то что раньше. Но даже их хватает впритык: мгновенно и с запасом осадить автомобиль точно не получится — замедление будет тягучим и продолжительным.
Да и вообще гонять на Land Cruiser 200 — себе дороже. В прямом смысле! Большую часть теста наш Крузак ездил размеренно и без лишней дерготни, однако даже в этом случае расход топлива установился на отметке 13,2 литра и не особо хотел меняться, хотя в день съёмки показания бортового компьютера предательски сползли до 13 литров. Впрочем, это тоже не дотягивает до паспортных 10,2 литра. С другой стороны — ведь мы говорим про огромную машину с огромным дизельным V8...Но ездить на «Крузаке» неторопливо — дело приятное и в некоторой степени даже медитативное. Шумоизоляция не доставляет проблем ни по одному из фронтов, а плавность хода для рамной машины — более чем приемлемая. На совсем острых и грубых дефектах 200-й перестаёт быть невозмутимым как удав, но и лица не теряет, а задний мост не скачет на всех кочках и ямах, как у родственного Prado, например.Плавность хода при неспешной езде — на очень достойном уровне. Изначально было ясно, что на «двухсотке» можно без страха проезжать ходом любые «лежачие полицейские», но в процессе выяснилось ещё и то, что даже на 20-дюймовых колёсах информация о них не слишком беспокоит пассажиров. Короче говоря, в вопросах комфорта «Крузак» и правда молодец.
Бездорожье? Буду честен: окунать всё это трёхтонное великолепие с обвесами и на шоссейных 20-дюймовых шинах (определяющий фактор моей нерешительности) в грязь я не стал. Впрочем, и сомневаться в способностях LC200 не приходится. Несмотря на то, что заблокировать тут можно только «центр», электронных помощников у него не меньше, чем у современных кроссоверов, которые зачастую не имеют даже полного привода.Например, тут есть система Crawl Control — это что-то вроде круиз-контроля, но для бездорожья. Выставляете скорость движения — и дальше орудуете только баранкой, а машина всё делает сама. Настоящих блокировок спереди и сзади нет, но и их имитации справятся с большинством ситуаций, в которых может оказаться владелец такой машины. Есть и понижающий ряд в трансмиссии, и несколько режимов движения по бездорожью, подстраивающих электронику для езды, например, по песку или грязи (меняются алгоритмы коробки, педали газа и так далее). И пускай большая масса не всегда козырь на бездорожье, если на «двухсотке» вы где-нибудь застрянете, то в 99 случаях из 100 винить в этом придётся только себя. Ну а если путешествовать за пределами дорог вы собираетесь достаточно часто — просто возьмите машину без красивых бамперов и порогов.Оснащение
По традиции Toyota Land Cruiser 200 предлагается в России только в фиксированных комплектациях: докупить можно лишь аксессуары вроде колёсных дисков или дорогой сигнализации. Базовая версия с бензиновым мотором обойдётся в 5 069 000 рублей (дизель на 170 000 рублей дороже).
Такая машина будет укомплектована полностью светодиодными фарами, 18-дюймовыми легкосплавными колёсами, автоматическим затемнением салонного зеркала заднего вида, электроприводом поясничного подпора водительского кресла, 220-вольтовой розеткой в багажнике, круиз-контролем, фронтальными и боковыми подушками, а также шторками безопасности, датчиками давления в шинах, сигнализацией, центральным замком с дистанционным управлением, четырёхзонным климат-контролем, датчиками дождя и света, кожаной обивкой кресел, камерой заднего вида, подогревом всех сидений и руля и восьмидюймовой мультимедийкой.Следующая в иерархии модификация «Престиж» стоит 5 383 000 рублей с бензиновым мотором V8 и 5 544 000 рублей с дизельным. Тут добавляются хромированные ручки дверей, беспроводная зарядка, электропривод пятой двери, холодильник в центральном подлокотнике, камеры кругового обзора, музыка JBL с 14 динамиками и девятидюймовая мультимедийка с навигацией.Ещё богаче будет вариант Люкс Safety (5 630 000 рублей за бензиновый мотор и 5 772 000 рублей за дизельный). В этом случае добавятся люк, рулевое управление с переменным передаточным отношением, диодная подсветка салона, система слежения за мёртвыми зонами с предупреждением о возможном столкновении при движении задним ходом, адаптивный круиз-контроль, функция слежения за рядностью движения, система экстренного торможения, распознавание дорожных знаков, а также функция контроля усталости водителя.
Комплектация Люкс Safety — единственная, которая может быть ещё и семиместной: к стенкам багажника привяжут пару раскладных кресел. В этом случае цена составит 5 666 000 и 5 838 000 рублей за бензин и дизель соответственно.Самый жир — Executive Lounge — стоит 6 203 000 и 6 344 000 рублей соответственно. Такие машины отличаются тем самым обвесом, который жалко поцарапать, чуть более дорогой отделкой салона, пятью режимами работы управляющей электроники и гидропневматической подвеской с активными амортизаторами.Если вам не нравится обвес Executive Lounge, то с таким же оснащением предлагается модификация TRD. Она оборудована так же, но снаружи выглядит агрессивнее, а отделка салона немного попроще. Такие автомобили даже дешевле — 6 063 000 рублей (бензиновый мотор) и 6 214 000 рублей (дизельный мотор) соответственно.Конкуренты
Вывод
Не знаю, какая была бы тональность этого текста и моя риторика, если бы я писал его в 2007 году — когда доллар стоил дешевле, единственным доступным мессенджером была «аська», а телефон оценивали не по качеству фотографий, а по тому, ловил ли он сеть, находясь под обеденным столом. Короче говоря, тогда было совсем другое время, требовавшее совсем других автомобилей. В России они ещё не имели права быть строго асфальтовыми, но и невероятной проходимости от них уже никто не требовал. В эту концепцию 200-й вписывается идеально. Ему решительно плевать на качество асфальта под колёсами, а если тот и вовсе закончится, то на невозмутимость «Крузака» этот факт вряд ли сильно повлияет, пока не начнётся злое и техничное рубилово в болотах.
Однако за 13 лет многое изменилось: дороги кое-где стали лучше, их стало больше. Даже топливо теперь можно чаще всего купить нормальное, а не мешанину из талого снега и стружки. А значит и машинам теперь не надо быть компромиссом между сельхозтехникой и лимузином: вектор сместился в сторону технологий и комфорта.И всё же в России в частности и на планете в целом всё ещё много мест, где плохие дороги, некачественное топливо и обеспеченные люди. И пока они есть, «Крузак» не потеряет актуальности. Ну а в мегаполисах LC 200 — это что-то вроде бумажных книг: выпускать их вроде бы и смысла уже нет, но кто-то всё равно покупает.