Когда вижу по телеку программу «Как это устроено», всегда сразу думаю — вот мог бы получиться классный сюжет про мою работу. Про то, как в России на заводе в Санкт-Петербурге создают автомобили с поистине мировым уровнем качества. Это даже сами японцы признают!
Кто-то не поверит, конечно. Мол, словосочетания «сделано в России» и «мировое качество» непривычно видеть в одном предложении. Но производственная система Toyota — это такой хитроумный процесс, который обеспечивает безупречный результат вне зависимости от места сборки. Будь то Япония, Англия, Техас или Россия. Мне иногда кажется, что Toyota, если бы захотела, выпускала бы отличные автомобили даже на Северном Полюсе.
Завод Toyota в Санкт-Петербурге — это предприятие полного цикла. Здесь проходят все стадии производства автомобиля, включая штамповку кузовных деталей, их сварку и окраску, производство пластиковых деталей, ну и, соответственно, финишную сборку. Это гораздо более сложный и трудоемкий процесс, чем так называемая отверточная сборка, когда к по сути уже готовым машинам просто прикручивают навесное оборудование.
Официальный адрес русского завода Toyota — поселок Шушары, но по сути предприятие расположено сразу за Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга. Теперь до места работы многие мои коллеги добираются даже на метро — недавно поблизости открыли новую станцию. Но я предпочитаю приезжать на личном автомобиле.
Кстати, в нынешних ковидных реалиях каждый рабочий день начинается с измерения температуры. Без этого никак. Мне ее измеряют прямо в машине, перед заездом на территорию.
Завод, на котором в общей сложности занято свыше двух тысяч человек, работает в две смены. Теперь расписание составили так, чтобы утренние и вечерние смены не пересекались. Все, чтобы минимизировать риск распространения заразы.
Перед началом смены я, как и все сотрудники, переодеваюсь в фирменную форму, включая специальные очки и брендированный головной убор. Это не обсуждается. На рабочем месте можно находиться только в спецодежде. Если что-то не так с экипировкой, нужно обратиться к старшему по производству.
Еще один очень важный момент —ходить по территории разрешено только по зеленым дорожкам, разграниченным белыми линиями – иначе можно прокатиться на бампере погрузчика, везущего элементы интерьера на конвейер. Также, за несоблюдение разметки можно схлопотать предупреждение или в крайнем случае лишиться пропуска.
Кто-то из знакомых считает, что это все вздор. Мол, зачем все эти условности? На самом деле, они совсем не лишние. Сами посудите. В цехах реально напряженное движение — погрузчики с деталями снуют туда-сюда. И столкновение с ними — малоприятный опыт. Уж поверьте...
Знаменитое качество Toyota складывается из системы выполнения простых правил. Каждое по отдельности может показаться пустяковым или неважным, но все вместе они дают потрясающий эффект.
Например, за 10 минут до начала работы я выполняю специальную зарядку для кистей и пальцев рук. По сути это аналог гимнастики, которую рекомендуется делать каждое утро. Но кто в реальной жизни начинает день с отжиманий и приседаний? Мы же на заводе Toyota знаем, что зарядка для рук реально готовит тебя к смене — так проще работать с мелкими деталями, удобнее фиксировать соединения и так далее.
Мелочь, а какая важная! Но это еще что! Хотите, я расскажу вам секрет эффективности логистической концепции «Точно вовремя»? Это когда на заводе хранится только минимальный набор необходимых для сборки деталей, обычно на две-три смены.
Никакого промышленного шпионажа, никаких игр в разведчиков. Да и вообще никакого секрета — нам помогают карточки, которые называются «канбан». Да, самые обычные карточки, но очень полезные.
Смотрите, когда половина текущей партии деталей заканчивается, рабочий видит в контейнере карточку-канбан и пересылает ее в отдел логистики. И там уже знают — нужно подвезти на конвейер очередную партию комплектующих. Просто, как все гениальное.
Слышите? Где-то над конвейером вдруг зазвучала громкая музыка. Нет, это не сигнал на обеденный перерыв, это кто-то из сотрудников дернул за шнурок-андон. Даже если вы ничего не знаете о производственной системе Toyota, то про эту гениальную штуку наверняка слышали!
Именно это приспособление, как мне кажется, ярче всего доказывает — для Toyota качество важнее количества. Ведь что такое андон? По сути стоп-кран, который тормозит конвейер, если кто-то из работников не успел завершить операцию или заметил брак.
Слышал, что на других предприятиях о дефектах и проблемах на рабочих местах лишний раз и не упоминают. Но на Toyota все иначе. Ведь того, кто обнаруживает дефект, не ругают за остановку конвейера, наоборот поощряют, если тревога не оказалась ложной. Мне кажется, это правильно. Лучше разобраться с проблемой в самом начале, чем потом распутывать клубок неприятностей, которые она вызовет.
На самом деле, андон в Шушарах звонит нечасто. Возможно, потому что на заводе функционируют так называемые кружки качества, а все сотрудники — да-да, и я в том числе! — буквально пропитаны духом кайдзен — стремлением к постоянному самосовершенствованию.
Вот кажется, что простые русские работяги вроде меня и моих друзей могут улучшить в производственном процессе, который японцы налаживали десятилетиями? Оказывается, много чего. Счет идеям и рационализаторским предложениям идет не на десятки даже, а на сотни! Логично, ведь за это сотрудникам также полагается вознаграждение.
Но главное — я не знаю ни одного коллеги, который относится к работе как к нелюбимой теще. Наоборот, каждый старается проявить нежность и заботу о том, что делает — то есть об автомобилях Toyota.
Я работаю на этапе сборки и хорошо помню: когда завод только открылся, свежепокрашенные кузова RAV 4 на нашем участке сборки закрывали защитными панелями. Знаете, такая мера предосторожности, чтобы рабочие во время установки приборной панели, кресел, проводки не повредили лакировку. Конечно, защитные панели стоили заводу и денег, и времени. Но вскоре необходимость в них отпала — все сотрудники цеха сборки научились работать без этой предосторожности, причем без ущерба для качества.
Вот что я называю «любить свою работу»!