Добрый день!
Крупные игроки тракторостроения каждый год вкладывают огромные суммы в науку, в разработку новых технических решений для повышения производительности, экологичности и комфортабельности своей продукции.
Еще на выставке Agritechnika 2017 корпорация AGCO представила миру электротрактор, работающий на аккумуляторных батареях. Это был Fendt E100 Vario.
Преимущества такого трактора вполне очевидны: электропривод выдает максимальный крутящий момент практически сразу из состояния покоя. Этот показатель не зависит от оборотов двигателя, как в случае с традиционными двигателями. Этим преимуществом, кстати, давно уже пользуются на железной дороге. Даже дизельные локомотивы работают на электроприводе, получая энергию от генераторов, приводимых в движение от ДВС.
Еще одно преимущество, которое подразумевают при разговорах об электромобилях и электротракторах: экологичность. Никаких выбросов CO2 и других продуктов сгорания. Но... Если честно, никогда не понимал подобных заявлений. Будто электричество, которым заряжаются аккумуляторы, получено не на тепловых электростанциях, сжигающих огромное количество природного газа или другого топлива? А каковы потери при зарядке? Сколько энергии уходит в нагрев, то есть, в некуда? В Fendt, конечно, пишут, что электричество можно получить из продуктов животноводства (биогаз), от ветряков или солнечных батарей, но не забываем где мы живем, хорошо?
Еще преимущество, о котором говорят меньше - комфорт. Электропривод - это плавность, отсутствие рывков. И очень маленький, по сравнению с обычными тракторами, шум.
Мощность привода трактора Fendt E100 Vario в версии 2017 года составляла 50кВт, а емкость 650-вольтной аккумуляторной батареи была 100кВт/час. Заряжать аккумулятор можно электрическим током с напряжением 400 вольт и мощностью 22кВт. Или зарядной станцией Supercharging Option. До 80%, по заявлениям Fendt, аккумуляторы заряжаются за 2,3 часа. И, естественно, как и в электромобилях, на Fendt E100 есть рекуперация: аккумулятор подзаряжается за счет сил, возникающих при торможении трактора.
Про кабину не будем. Это Fendt, значит в кабине всё на высшем уровне.
Что касается возможностей трактора E100 Vario, он может работать со стандартными агрегатами. Он оснащен валом отбора мощности, гидравлической системой. Кроме того, может работать с агрегатами на электроприводе, если вы такие встречали.
А еще, он прям просится для работы в городе в коммунальных службах. Тихий электротрактор - то , что нужно для коммунальных дел в ночное время где-нибудь в спальных районах.
В 2018 году выпущена небольшая серия Fendt E100 Vario для испытаний на разных работах, обещали пустить в массовое производство в 2019 году.
И вот, сегодня 2020 год.
На популярном забугорном сайте www.profi.co.uk пишут, что производство откладывается до 2024 года. За эти годы в трактор решили внести некоторые изменения. Трактор испытали на работах с обычным оборудованием с приводом от вала отбора мощности, включая ворошилки, грабли и смесители кормов, а также с машинами с гидравлическим приводом.
Одной из причин, почему откладывается массовый выпуск - это цены на аккумуляторные батареи. За три года цена на них упала, но все еще высокая и не позволяет продавать E100 за вменяемые деньги. Будем ждать.
Каковы его перспективы у нас? Если не обращать внимание на его цену, то он не плохо смотрится в городских службах. А в сельском хозяйстве... У нас уже думали электрифицировать сельское хозяйство в первой половине XX века, но дело до конца не довели. Организовать инфраструктуру очень сложно. С Fendt E100, конечно, не нужно тянуть провода на все поля.
Но с нашими просторами, не представляю как организовать зарядку. По словам разработчиков на полном заряде трактор проработает 5 часов. Наверное, этого мало. Зарядился на машдворе, пока едешь на поле, пока едешь обратно, вот и 5 часов прошло. И в поле его не зарядишь, не оставишь там. Может быть, он повыгоднее будет смотреться в небольших садах, теплицах, животноводстве, но оправдает ли он свой ценник?
Я уж не говорю про стоимость обслуживания этих батарей, про их замену. Думается мне, это будут невменяемо большие деньги.
Возможно, когда-нибудь аккумуляторы станут дешевле и достаточно емкими, чтобы трактор полноценно проработал, скажем 12 часов. А пока таких технологий нет, дизель вне конкуренции. Еще не время для электротракторов, может быть лет через десять?
На этом всё, до скорых встреч!!!