Человеческий мозг мыслит стереотипами, обобщениями, так проще обрабатывать информацию и принимать решения. Стереотипы формируются у людей в процессе общения на основании своего опыта или усвоенного в процессе культурного воспитания в семье, социуме. Это ни хорошо и ни плохо. Просто реальность.
Мы мыслим стереотипами, когда общаемся с незнакомыми людьми. Если нам не хватает информации, а нужно принимать решение, стереотипы очень в этом помогают. Это некие гипотезы, предположения о мире, людях. Мир становится понятным и не таким опасным, всему есть объяснение.
Маркетологи, создавая рекламу, показывают персонажей рекламы, ориентируясь на свою целевую аудиторию, учитывая их ожидания, предпочтения, социальные и гендерные роли. Реклама формирует культурные и визуальные стереотипы, предполагая, что именно они существуют в сознании его ЦА.
Как выглядит типичная женщина в рекламном ролике?
Хозяйственная, красивая, ухоженная, сексуальная, что-то не знает и рекламный продукт ей помогает решить проблему. Она советуется с мужем, подругой, мамой и добивается своего. Устойчивые женские образы:
- Городской кокетка
- Домохозяйка, жена, мать
- Деловой женщина
- Женщина-соблазнительница
Как выглядит типичный мужчина в рекламном ролике?
Бизнесмен в хорошем костюме на дорогом автомобиле. Он занимается спортом и в отличной форме. Он соблазнитель среди сексуальных женщин. Муж и отец – очень частый образ в рекламе. Алкоголь и дружба часто сочетаются в рекламном сюжете. Мужские образы в рекламе выглядят следующим образом:
- Авантюрист
- Соблазнитель, загадочный мужчина
- Делового человек
- Инфантильный мужчина
- Спортивный человек
- Семьянин
Гендерные стереотипы маркетологи с завидным упорством используют в рекламе. Это очень сильный ход, но в последнее время использование гендерных стереотипов вызывает негативную реакцию. И связано это с тем, что у некоторых современников сложная гендерная идентичность. Либо некоторые черты характера, которые приписывают определенному гендеру, носят негативный характер и вполне могут соответствовать представителям обоих полов.
Например, слабый пол – устойчивый стереотип, хотя слабость может быть чертой как женской, так и мужской. Гендерный стереотип предписывает мужчинам проявлять инициативу как обязанность, а женщин осуждают за такое поведение, считая их наглым, навязчивым, жёсткими и прочие нелестные эпитеты.
Рекламные образы вместе с информацией о товарах и услугах, транслируют еще желательные модели поведения людей в обществе, взаимоотношений мужчин и женщин. Большинство людей охотно принимают на веру гендерные стереотипы в рекламе и попадают под её влияние. Реклама начинает контролировать и во многом предопределять социальный портрет общества и отдельного человека в нем.
А что сейчас?
Последнее время тенденция в рекламе – ломать гендерные стереотипы. Реакцию вызывает неоднозначную – кому-то нравится, а у кого-то вызывает отторжение.
В Великобритании запрещено использовать в рекламе гендерные стереотипы, приписывать определенные качества или занятия исключительно одному полу и отказывая в них другому. В России есть только запрет на оскорбительные образы и дискриминацию по признаку пола, расы и возраста.
❓ А что вы думаете о гендерных стереотипах? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.
Стоит их запретить использовать в рекламе или это надуманные проблемы излишне толерантного общества?