Найти в Дзене
АвиаОбоз

Как появился и каким стал первый класс дальних перевозок

За последние десятилетия самолеты сильно изменились, а вместе с ним и впечатления от пребывания в них. Обслуживание в первом классе эволюционировало вместе со всей отраслью, от однотипных сидений до салонов высшего класса. Сегодня мы посмотрим на меняющийся с годами первый класс и каково это - летать по высшему разряду

Современный салон первого класса British Airways, но до создания этого пришлось проделать долгий путь. Фото: British Airways
Современный салон первого класса British Airways, но до создания этого пришлось проделать долгий путь. Фото: British Airways

Сначала был только один класс обслуживания

Пассажирская авиация в США появилась вместе с прибыльными грузовыми и почтовыми перевозками. Конечно, тогда не было отдельных кают, а был один общий уровень обслуживания. По мере того, как пассажирская авиация становилась все более популярной, размещение в салоне самолета становилось все комфортнее, что по сути означало появление более высокого первого класса обслуживания, даже если он и не назывался так тогда.

Одноклассный салон трансконтинентального рейса, 1929 год. Фото: Getty Images
Одноклассный салон трансконтинентального рейса, 1929 год. Фото: Getty Images

По мере расширения популярности авиации и ввода в эксплуатацию новых больших самолетов высокий стандарт обслуживания в первом классе только возрастал. Многие самолеты в 1930-е годы предлагали один тип удобных кресел, часто со столами и другими удобствами, такими как спальные места и бары.

Самолет Douglas DC3 появился в 1935 году и считается важной вехой в авиации. И он стал первым самолетом, который сделал пассажирскую авиацию прибыльным делом. DC3 стал использоваться многими авиакомпаниями (их было произведено более 16 тысяч единиц), в нем для пассажиров, как правило, был один салон с большими сиденьями или кроватями.

Долгие межконтинентальные перелеты в то время были роскошным предложением для состоятельных пассажиров. Авиакомпания Qantas Empire Airways, например, предлагала услуги летающих лодок (самолет Short Empire) из Сиднея в Сингапур и, в последующем, в Лондон. Все, кто совершал эти длительные перелеты, делали это в первоклассном стиле - комнаты отдыха, кровати, комната для курения, прогулочная палуба со смотровыми площадками входили в комплекс услуг.

Летающий корабль Qantas предлагал роскошные номера. Фото: Qantas
Летающий корабль Qantas предлагал роскошные номера. Фото: Qantas
Пассажирский салон летающей лодки Empire. Фото: Qantas
Пассажирский салон летающей лодки Empire. Фото: Qantas

Короткое видео о Short Empire

Создание категории «первый класс»

С началом 1940-х годов авиакомпании начали предлагать более низкие «автобусные» тарифы. Они чаще использовались для самолетов или рейсов с большим количеством остановок.

Одной из особенностей авиации того времени было то, что цены на авиабилеты строго регулировались, а авиакомпании были ограничены в установлении цены. Изменения в правилах ИАТА разрешили с 1952 года двухклассную структуру тарифов, которая впервые была введена на трансатлантическом маршруте Нью-Йорк - Лондон.

Однако только в 1955 году началось повсеместное применение двухклассных тарифов. Авиакомпания TWA была первой, которая устроила на своих самолетах Super Constellation места первого и экономического класса.

Внутреннее пространство Super Constellation позволяло разместить два салона (это сохранившийся экземпляр во Франции). Фото: Getty Images
Внутреннее пространство Super Constellation позволяло разместить два салона (это сохранившийся экземпляр во Франции). Фото: Getty Images

Расширение двухклассного сервиса в эпоху реактивных самолетов

С появлением в конце 1950-х годов таких самолетов как Boeing 707 и DC8, два разряда обслуживания - экономического и первого класса - стали обычной практикой. Большинство из роскошеств, которые использовались раньше, например, кровати и комнаты для отдыха, стали менее распространенными. Вместо этого перевозчики сосредоточились на создании более комфортного салона и улучшении сервиса.

Двухклассная компоновка салона Boeing 707 у Qantas. Фото: Qantas
Двухклассная компоновка салона Boeing 707 у Qantas. Фото: Qantas

Появление в 1969 году гиганта Boeing 747 дало авиакомпаниям возможность снова изменить ситуацию. Полеты к этому времени были уже достаточно популярными и распространенными. Регулирование цен на авиабилеты в США было отменено, что дало перевозчикам возможность устанавливать различные тарифы и предлагать разные типы обслуживания. Большое количество дополнительного пространства в Boeing 747 позволило значительно улучшить первый класс.

Первый класс на Boeing 747 у Pan Am в 1970-е годы. Фото: Getty Images
Первый класс на Boeing 747 у Pan Am в 1970-е годы. Фото: Getty Images

Салон первого класса BOAC Boeing 747, 1970 год. Фото: Getty Images
Салон первого класса BOAC Boeing 747, 1970 год. Фото: Getty Images
BOAC - British Overseas Airways Corporation, государственная авиакомпания Великобритании, созданная в 1939 году, просуществовала до 1974 года. Была образована слиянием Imperial Airways Ltd и British Airways Ltd. В 1974 году произошло объединение BOAC с British European Airways Corporation и образована авиакомпания British Airways
Из Википедии

Первый класс в те дни означал не просто более удобные сиденья и лучшее обслуживание.

Первый класс на борту Singapore Airlines, 1975 год. Фото: Getty Images
Первый класс на борту Singapore Airlines, 1975 год. Фото: Getty Images

Первый класс на борту Qantas Boeing 747, 1971 год. Фото: Qantas
Первый класс на борту Qantas Boeing 747, 1971 год. Фото: Qantas

Рост популярности авиаперелетов незадолго до Boeing 747 привел к появлению еще одного - третьего класса обслуживания - сегодняшнего бизнес-класса. В 1970-е годы авиакомпании начали выделять часть свого эконом-класса, которую назвали premium (каюты первого класса остались без изменений), а к началу 1980-х крупные авиакомпании, такие как TWA, Pan Am, Qantas, British Airways уже предлагали три класса обслуживания.

Расширение возможностей - люксы, бары и апартаменты

В течение 80-90-х годов качество услуг в первом классе продолжало расти, но только в середине 1990-х годов раскладывающиеся для сна кресла появились в каютах первого класса. British Airways были первой авиакомпанией, которые установили их, чтобы выделить преимущества перед бизнес-классом (менее чем через 10 лет British Airways первой представит кресло-кровать и в бизнес-классе).

Удивительно, что на то, что было в 1930-х годах обычным явлением потребовалось так много времени.

Ранние кресла-кровати первого класса British Airways. Фото: Getty Images
Ранние кресла-кровати первого класса British Airways. Фото: Getty Images

С тех пор первый класс претерпел еще большие изменения. Подобно тому, как Boeing 747 начал расширять подобное обслуживание, Airbus A380 предоставил авиакомпаниям новые возможности. Эксклюзивности и роскоши стало еще больше. Некоторые авиакомпании предлагают теперь просторные закрытые апартаменты. А Emirates и Etihad добавили туда душевые кабины. И бар с залом в первом классе (так любимый на В747) снова появился у ряда авиакомпаний.

Роскошные люксы первого класса на Etihad A380. Фото: Etihad
Роскошные люксы первого класса на Etihad A380. Фото: Etihad

Бар - популярное место на самолетах Emirates A380. Фото: Emirates
Бар - популярное место на самолетах Emirates A380. Фото: Emirates

Будущее первого класса

В связи с постоянным улучшением обслуживания в бизнес-классе у этой категории обслуживания в наши дни все меньше и меньше различий с первым классом. Некоторые авиакомпаний, например, Asiana, полностью удалили салоны первого класс. Другие решили просто не устанавливать его на свои новые самолеты (пример - Cathay Pacific с недавно полученными A350). В общем, количество мест первого класса за последние 10 лет снизилось, только Emirates увеличила предложение этого дорогого сегмента.

С предложениями бизнес-класса, такими как Qsuite от Qatar Airways, сложнее оправдать высокую стоимость первого класса. Фото: Qatar Airways
С предложениями бизнес-класса, такими как Qsuite от Qatar Airways, сложнее оправдать высокую стоимость первого класса. Фото: Qatar Airways

Однако многие перевозчики продолжают работать с первым классом. Его роль, возможно, изменилась по сравнению с тем как это использовалось в ранние годы пассажирских перевозок. Но он по-прежнему дает авиакомпаниям возможность предложения пассажирам роскошных путешествий или способ привлечь и вознаградить постоянных клиентов.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Возможно вас также заинтересует