Так нередко бывает - начинаешь писать на одну тему, а вынесет совсем на другую. Решив продолжить серию статей о советских прославленных арктических кораблях, закупленных ещё царским правительством за границей, я добрался до "Александра Сибирякова"
А чем он занимался в Канаде под первым названием "Беллавенчур"?
Довольно зачуханный вид, но это обычная практика для судов, занимающихся промыслом, неважно, ловом рыбы или охотой на морских животных. А именно это было первичным занятием построенного в 1909 году парохода ледового класса - тюлений промысел. Сколько таких судов было вообще - трудно сказать, но тюленей они перебили немеряно. Один только "Беллавенчур" всего за три года этой деятельности убил 112 135 тюленей.
Наверно мало кто не читал "Морского волка" Джека Лондона или не смотрел фильм по этому произведению. Там на котиков охотятся на открытой воде, убивая их из винтовок. Но есть более производительный метод - зимой, когда тюлени выбираются на лёд выводить потомство, с ледокольных судов высаживаются целые айнзатцкомманды и убивают беспомощных тюленей просто ударом дубины. Где те простые времена, когда аборигены добывали тюленя только для своих собственных нужд?
Чем-то он на собаку похож, не так ли? Во времена пароходов их стали убивать сотнями тысяч.
В англоязычной статье " NEWFOUNDLAND SPRING SEALING DISASTERS TO 1914" из которой взят нижний снимок,
написано, что эти работники были очень высококвалифицированы и за рабочий день могли снять до 450 шкур с молодых тюленей. Поскольку сезон длился не более двух недель, то всё остальное время года они работали мясниками на берегу.
А почему такое странное название статьи? Дело в том, что именно в этих событиях пришлось участвовать тогдашнему "Беллавенчур", причём в очень прискорбной роли. В сезон 1914 года два судна, "Stephano" и "Newfoundland" вели промысел в нескольких милях друг от друга. Капитаны их были родственники и старались помогать друг другу. Стадо первым нашёл "Stephano". "Newfoundland" не смог подойти ближе и тогда отряд его охотников двинулся к месту охоту пешком. Вышли 164 человека, но через пару часов 30 из них решили вернуться. Потому и остались все живы.
Остальные через 5 часов добрались до "Stephano", где их накормили и капитан отправил их охотится, дав задание добыть не менее полутора тысяч животных. Надо сказать, что основным объектом охоты были "бельки", только что родившиеся детёныши тюленя, обладавшие великолепным белым мехом. Как пишется в статье, скользя в пропитанных кровью животных ботинках, увлёкшиеся люди не обратили внимание на изменения в погоде, но вскоре на них обрушился ледяной дождь, перешедший в снегопад и вдобавок поднялась метель.
Видимость исчезла полностью, направление вскоре было потеряно, охотники беспомощно блуждали в пурге. Каждый из капитанов считал, что они находятся на другом судне, поэтому подачей гудков не озаботились. А радиосвязи не было. В итоге после двух с половиной суток в ледяном аду замёрзли насмерть 79 человек. Первым судном, которое подошло к месту трагедии, когда погода улучшилась, и был "Беллавенчур". Вскоре его палуба была заполнена телами, заледеневшими в самых различных позах, а помещения обмороженными инвалидами. Все они были доставлены на Ньюфаундленд, потом всё как обычно - кто виноват и что делать, чтобы такое не повторилось вновь. Никого не наказали, ограничились критикой.
А что сейчас с этим делом? Погловье гренландского тюленя неудержимо сокращалось, а люди становились всё добросердечнее. Много знаменитостей выступало против зверского умерщвления детёнышей, да и взрослых тюленей. Кстати, цена шкурки белька составляет в среднем 60 долларов. Франция первой запретила импорт изделий из меха белька. Зоозащитники распыляли на местах лежбищ различные красители, после чего шкурки бельков теряли всякую ценность. Доходило до таранов промысловых судов.
С 2009 года в России запрещена добыча детёнышей всех возрастов, но допускается охота на взрослых особей. С 20 августа 2010 ЕС ввёл запрет на торговлю всеми видами продукции из тюленя, добытой в коммерческих целях, защищая при этом охотничий промысел эскимосов и других туземных народностей. А завтрашней статье вспомним о судьбе дельфинов пожалуй.
А это статья о китобойном флоте:
Корабли, которых у нас уже не будет никогда
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь