Дизельные "жигули" подобны суслику из фильма "ДМБ": никто их не видит, а они есть! Посему познакомиться с подобным автомобилем вживую, а еще и проехаться - редкая удача.
Экономичные дизельные модели никогда не были объемообразующими для АВТОВАЗа. В СССР на копеечном бензине ездили даже грузовые ЗИЛы и "Уралы", уделом же легковушек были бензиновые "атмосферники". С развалом Союза и приходом рыночно-базарных отношений ситуация с моторизацией легкового автотранспорта российского производства сильно не изменилась.
И все же история знает дизельные УАЗ, "Волга", "Жигули" и "Нива". Одни выпускались в свет с надеждой на рост экспорта, другие - просто чтобы поддержать продажи "прожорливых" внедорожников.
Так, еще в середине 1960-х компания Scaldia-Volga S.A. начала устанавливать экономичные дизельные моторы на ГАЗ-21 "Волга". Это были заимствованные на Западе моторы, ведь собственных разработок легковых дизелей почти не было.
Но предпринимались и попытки создать советский легковой двигатель на тяжелом топливе. Так, еще в начале 80-х на Волжском автозаводе начались разработки дизельного мотора. Унификацию никто не отменял, поэтому проектируемый дизель должен был по максимуму использовать наработки и технологии производства бензиновых моторов ВАЗа.
В итоге в середине 1980-х на базе блока цилиндров ВАЗ-2103 был создан советский легковой дизель рабочим объемом 1,45 л и мощностью 55 л.с. Первыми дизельными "жигулями" с отечественным мотором в 1988 году стал ВАЗ-21055, но в силу ряда причин в серию этот автомобиль не пошел. В начале 90-х была попытка наладить производство легкового дизеля на Кировском заводе, и лишь в 1996-м дизельный двигатель обрел второй шанс на жизнь благодаря усилиям Научно-технического центра ВАЗа и предприятия "Барнаултрансмаш".
Причем модификаций мотора было аж четыре: атмосферный 1,5-литровый ВАЗ-341, турбированный 1,5-литровый ВАЗ-3413, дизель рабочим объемом 1,8 л ВАЗ-343 и турбодизель аналогичного литража ВАЗ-3431. В основе - блок от ВАЗ-2103 со смещенным к середине креплением масляного фильтра, клапанный механизм позаимствован от ВАЗ-2108, ТНВД Вosch и вихрекамерное смесеобразование родом из прошлого. Производство было освоено в начале 2000-х. Предназначались эти силовые агрегаты для "Нивы" и универсалов ВАЗ-2104.
Этот ВАЗ-21045 как раз из таких. Под капотом у него не итальянский и не французский дизель, а разработка советско-российского автопрома - 1,52-литровый атмосферный дизельный мотор ВАЗ-341. Собирались дизельные машины не на конвейере, а на площадях опытно-промышленного производства АвтоВАЗа. По разным данным в 2000-2003 годах было выпущено около 6000 дизельных ВАЗов с отечественными дизелями и турбодизелями.
Первые партии машин надежностью не блистали и требовали капитального ремонта мотора после пробега 35.000-50.000 км. Одной из основных причин было разрушение перегородки между верхними компрессионными кольцами. Затем поршень усилили, машины начали выхаживать 170.000-180.000 км, что для вазовских изделий того времени весьма достойный результат. Но что-то пошло не так, и в 2003 году история дизельных ВАЗов если не закончилась, то приостановилась.
И вот спустя 15 лет в официальный сервис приезжает дизельная "четверка" с проблемами по электрооборудованию. Приезжает, к слову, своим ходом из Солигорска. Спасибо Lada-Club.by, что сообщили нам об этом. В итоге к моменту, когда машина была вновь исправна и готова к эксплуатации, я стоял у ворот СТО в ожидании владельцев уникального автомобиля, которые согласились поделиться особенностями эксплуатации дизельного универсала ВАЗ и тем, как они стали обладателями столь редкого автомобиля.
Уникальный в своем роде автомобиль все 16 лет с момента покупки эксплуатируется в одной семье. Приобретена машина была в 2002 году в Москве.
- Вообще ехали за "Нивой". Объездили половину Москвы в поисках наиболее выгодной цены, и в одном из салонов нам предложили дизельный универсал ВАЗ-21045 за почти 4500 долларов. Озвученная цена была за машину с подкрылками, дополнительным антикором, брызговиками, ковриками и прочими дополнительными опциями. Подкупила нас не только цена, но и то, что под капотом экономичный дизель, кузов - универсал, а машина новая, с завода.
В процессе покупки дилер поведал о том, откуда у него такой диковинный автомобиль по столь "сладкой" цене. Выяснилось, что машина заказная, приобрести ее хотел человек из Санкт-Петербурга, заказавший всевозможные дополнительные опции и антикоррозийную обработку. При этом покупатель не рассчитал свои финансовые возможности, на автомобиль ему банально не хватило денег. Съездив за недостающей суммой домой, он вернулся в Москву, где у него украли привезенные деньги. В итоге от идеи покупки этого автомобиля он отказался и очень хотел вернуть уже уплаченную за него сумму. Нас эта история немного смутила, но в итоге мы решились приобрести отказной автомобиль. Дилер тоже наверняка понимал, что найти клиента на эксклюзив будет непросто. Так машина стала нашей.
За 16 лет в нашей семье автомобиль пробежал всего 79.000 километров, причем львиная доля из них пришлась на последние 4 года. Поначалу "четверка" больше стояла в гараже, чем ездила. А затем настал ее звездный час - автомобиль эксплуатировался почти ежедневно и круглогодично.
Вопреки стереотипам, даже в столь солидном возрасте, тольяттинско-барнаульский дизель неисправностями не докучал и не докучает. Нечастые обращения в сервис можно пересчитать по пальцам одной руки. Из серьезного: из строя вышла пара свечей накаливания, порвался тросик "газа", а недели две назад начал барахлить генератор, который сегодня заменили.
Еще приходится чаще, чем в обычных "жигулях", менять шаровые опоры в передней подвеске. Возможно, сказывается вес дизельного мотора.
Проблема у машины одна - сложности с поиском запасных частей. Когда люди узнают, что наш экземпляр дизельный, реакция одна - удивленные лица и от ворот поворот. Но нам удалось найти фирму, напрямую поставляющую запасные части из Тольятти, и там есть все. Те же свечи накаливания хотя и были найдены со второй попытки, обошлись чуть более 100 белорусских рублей по нынешним деньгам.
Еще один неприятный момент - после закрытия в Солигорске дилерской СТО в принципе за ремонт "жигулей" в городе белорусских шахтеров мало кто берется. Приходится ехать в столицу. К чести дилера, дизельного ВАЗа здесь не испугались, машина была приведена в порядок.
В остальном дизельная "четверка" не разочаровывает, топлива расходует немного и частого внимания не требует. Коррозия автомобиль, несмотря на возраст, тоже пощадила, как вы можете убедиться сами.
К примеру, в частых в последние годы поездках на отдых на 42 литрах солярки машина проходила по загородным трассам тысячу километров, при этом в баке еще пара литров оставалась.
Тяга у машины на низких оборотах выше всяких похвал: с водителем, четырьмя пассажирами, собакой и полным багажником она очень бодренько взбирается в гору. КПП здесь 5-ступенчатая, но высокие скорости и резвые разгоны не ее и не моя стихия, - продолжает рассказ нынешняя владелица автомобиля. - Больше 100-110 километров в час я не езжу, "жигули" все-таки.
В автомобиле, невзирая на возраст, все устраивает. В жару он не греется благодаря большому радиатору и электровентилятору, в морозы заводится, так как топливный фильтр с подогревом. Техосмотры проходит ежегодно, поломками не докучает.
Эксплуатационные характеристики ВАЗ-21045Расход топлива в городском цикле, л/100 км5,7Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км5,6Расход топлива в загородном цикле, л/100 км3,8Время разгона 0-100 км/ч, с23Максимальная скорость, км/ч125Снаряженная масса, кг1060Полная масса, кг1475
А еще много веселых минут автомобиль доставляет на АЗС. Заправщики почти всегда раза три переспрашивают у дамы за рулем: "Вам точно дизель?" И даже положительный ответ их из ступора не выводит.
Кто-то скажет: невероятно! И будет прав. Ведь многие российские автомобили родом из 2000-х уже нашли последнее пристанище на свалках вторчермета. Этот же уникальный экземпляр ездит и даже спустя 16 лет эксплуатации поражает и состоянием, и экономичностью, и надежностью.
Почему АвтоВАЗ в свое время поставил крест на дизельной линейке - вопрос. Да, в России суровые зимы и не самая лучшая солярка, а в 2000-х и бензиновые авто неплохо продавались. Но сегодня вазовским моделям явно не хватает экономичного дизеля или турбодизеля, и то, что он будет от Renault, пожалуй, никого не смутит. Но даже Largus, который в прошлой жизни был Logan MCV, АвтоВАЗ упорно предлагает только с бензиновым мотором, а в случае с Vesta и ХRay о нем тоже речи не идет. Однако для многих экономичность машины в эксплуатации не последний аргумент, и об этом нынешнему руководству АвтоВАЗа явно стоит задуматься.
Юрий ЛИХУТА
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber