Текст: Сергей Удачин, Фото: Кирилл Калапов
Проверяем, годится ли на роль городского семейного кроссовера обновлённый в который раз проходимец UAZ Patriot.
Авторитет внедорожников Ульяновского автозавода в нашей стране незыблем. Он зарабатывался десятилетиями и базируется не на рекламных уловках и красивых спецэффектах. Уважение к себе УАЗы заслужили потом, кровью, разбитыми мостами, разлитым трансмиссионным маслом, порванными шинами и, вопреки всему этому, покорившимися человеку невероятными красотами нашей необъятной Родины. «Патриот», будучи одной из самых молодых моделей УАЗа, уже успел получить признание россиян как большой и способный внедорожник.
В рамках последнего обновления этот проходимец поднялся в своём развитии на новую ступень. Он стал современнее и безопаснее. Этими улучшениями руководство автогиганта захотело не только повысить лояльность к модели у нынешних владельцев и покупателей. Но и в который раз попытаться привлечь новых клиентов, возможно, раньше даже не задумывавшихся о приобретении такого автомобиля. Речь об обычных семейных автолюбителях, практически не покидающих асфальт и редко выезжающих за город. Разве что на дачу или на пикник.
Для своих целей они чаще всего покупают паркетники. Якобы ради таких клиентов за счёт новых опций и улучшенной внешности «Патриот» стал более комфортным, эргономичным, современным и приблизился по своим качествам к популярным кроссоверам. Так считают на УАЗе. По мнению ульяновцев, некогда брутальному проходимцу теперь по силам потеснить на рынке паркетники, чтобы решать их задачи. Например, отвезти семью в гипермаркет или развезти детей по детсадам и школам, а затем потолкаться в пробке по пути на работу.
Ну а почему собственно не выступить «Патриоту» в качестве доступной альтернативы кроссоверам? Мы решили проверить, хватит ли ульяновскому внедорожнику обновок, наворотов и шарма, чтобы заменить какой-нибудь средний или крупный паркетник обычной семье, живущей в Москве или Подмосковье. И для этого взяли на тест проходимца в топовой версии «Максимум» стоимостью 989 000 рублей. Дабы в полной мере соответствовать современному паркетнику, наш UAZ Patriot дополнен рядом опций.
Такими как предпусковой подогреватель с таймером за 35 000 рублей, дополнительный отопитель салона за 6000 рублей, 18-дюймовые легкосплавные диски «Сахара» с шинами 245/60 R18 за 8000 рублей и пакет «Кожа» за 52 000 рублей. В последний входят: обивка тёмной натуральной кожей, перфорированной по центру сидений, задний подлокотник с двумя подстаканниками и регулировка поясничного упора кресла водителя. Всё это плюс популярный у покупателей «Патриота» коричневый цвет металлик за 9900 рублей повысили стоимость внедорожника до 1 099 900 рублей.
Это на 2090 рублей дороже, чем стоит топовый Renault Duster Luxe Privilege c полным приводом, 143-сильным бензиновым 2.0 и 4-ступенчатым автоматом. И на 121 100 рублей дороже ближайшего конкурента «Патриота» – рамного Great Wall Hover H3 с похожим оснащением. При этом у УАЗа есть: обогрев всех сидений, кожаного мультируля, боковых зеркал с электроприводом, а также заднего и лобового стёкол. Плюс регулировка руля по наклону и вылету, климат-контроль и круиз-контроль.
А ещё центральный замок с дистанционным управлением, гидроусилитель руля, аудиосистема с навигацией и 7-дюймовым сенсорным экраном, камера заднего вида, тонировка, крепления Isofix на заднем диване, передние и задние парктроники, электростеклоподъёмники всех дверей, фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира. В общем, внушительный арсенал разного рода удобств и полезностей. Но достаточно ли этого, чтобы претендовать на роль семейной машины? Давайте разбираться.
Семейный автомобиль должен обладать привлекательной внешностью. Ну или по крайней мере не быть страшным, чтобы не пугать детей. С этим у «Патриота» всё в порядке. Он и после первого обновления в 2014 году хорош собой с новой заходящей на крылья светотехникой с диодными ходовыми огнями. А теперь стал ещё солиднее с хромированной радиаторной решёткой и крупным логотипом на ней. К лицу ему все шесть цветов металлик и обычный белый колер. Да и опциональные 18-дюймовые колёса классно смотрятся в огромных арках.
В привлекательности наш УАЗ уж точно не уступает современным кроссоверам. А за счёт высоты кузова, превышающей 2 м, и посадке водителя на уровне пассажиров городских автобусов и троллейбусов проходимец из Ульяновска всегда готов потешить самолюбие владельца. Ведь он выше любого продаваемого сейчас в России паркетника и большого внедорожника, включая авторитетных «японцев» и «американцев», многократно превосходящих его в цене. На сидящих в них за рулём водитель «Патриота» может снисходительно поглядывать свысока.
Такая посадка и большая площадь остекления вместе с крупными лопухами боковых зеркал обеспечивают ему прекрасный обзор по сторонам. А ситуацию на дороге позволяют оценивать на многие десятки автомобилей вперёд, глядя поверх их крыш. Внушительный просвет в 21 см под редукторами мостов и свыше 37 см от дороги до бамперов в городе не нужен. А семейному автомобилю тем более. Даже взрослым забираться в такой УАЗ – целое гимнастическое упражнение, а уж детям каждый раз, что Эверест покорять. Даже несмотря на удобные широкие подножки вдоль порогов.
Зато забравшись внутрь вы оказываетесь в машине с самым вместительным салоном, какой только можно купить за такие деньги. В «Патриоте» полно места слева направо и снизу вверх, а перед задним диваном за счёт того, что он немного сдвинут в багажник, взрослым можно сидеть закинув ногу на ногу. А детям – играть в футбол. Багажник правильной формы тоже огромен. Он больше, чем у Land Cruiser 200, и за спинками дивана вмещает до потолка 1130 л поклажи (до шторки – 650 л). Две больших детских коляски в него можно закатить и поставить рядом даже не трансформируя. А если сложить заднее сиденье, то влезет уже 2415 л! Хоть квадроцикл загоняй.
При том, что оснащение «Патриота» значительно улучшилось, эргономика и материалы в нём всё ещё не впечатляют. Вполне сносный для недорогого проходимца жёсткий и звонкий пластик передней и дверных панелей тонковат. Его можно продавить пальцами и на неровностях он «поигрывает». Металлические дверные ручки изнутри слишком маленькие для тех усилий, которые к ним нужно прилагать, чтобы покинуть машину. Это неудобно даже взрослым. Что уж говорить о детях, без которых в салоне автомобиль не может считаться семейным. А ещё в «Патриоте» маловато полочек для разной мелочёвки.
Хотя есть четыре подстаканника, ниша под блоком управления климатом и бокс в подлокотнике между кресел. Но нет простейшего очечника где-нибудь над салонным зеркалом. Солнцезащитные очки приходится бросать в подстаканник или цеплять за козырёк над стеклом. Да и с качеством отделки ульяновцам стоит ещё поработать. Разглядывая салон, не единожды натыкаешься на неровные стыки между панелями, облой и заусенцы. А ещё на быстро стирающуюся серебристую краску дверных ручек, которые при не сильном воздействии на них могут остаться в руке.
А без усилия тут никак. Тяжёлые, как у грузовика, двери открыть бывает не просто как изнутри, так и снаружи. Например, по нажатию кнопки центрального замка в нашем «Патриоте» правая передняя порой разблокируется не с первого раза. Хотя громкое срабатывание электрозамков, напоминающее передёргивание затвора автомата Калашникова и способное испугать людей как в машине, так и вокруг неё, звучит убедительно и не заставляет усомниться в проделанной приводами работе. С другой стороны дети сами по неосторожности двери случайно не распахнут. Да и специально, пожалуй, тоже.
Зависимые подвески «Патриота», несмотря на их жёсткость, в городе показали себя в меру комфортными. По крайней мере небольшие дефекты асфальта за счёт неплохой энергоёмкости они почти полностью игнорируют. Разве что на мелкой волне слегка потряхивает. Но стоит попасть под колёса «лежачему полицейскому», как пассажиры на галёрке сначала получают мощный пинок под зад, а затем испытывают невесомость в доли секунды, подлетая над диваном. Частично решает проблему принцип «выше скорость – меньше ям». При этом подвеска не успевает отработать выпуклости дорожного полотна, и тяжёлая машина пролетает их по инерции с куда меньшей встряской всем телом.
В целом Patriot может быть довольно приятным на ходу, если на нём никуда не спешить, а просто катить не быстрее 70-80 км/ч. После этого рубежа оборону шумоизоляции салона начинают прорывать аэродинамические шумы обтекаемого, как холодильник, кузова, вой трансмиссии, гул шин и голосящего на оборотах свыше 3000 двигателя. Если же на УАЗе ехать «на все деньги», то назойливые шумы от натужно работающего двигателя начнут «давить на уши» гораздо раньше. Попытки заглушить эти звуки громкой музыкой лишь усилят раздражающий фон и в продолжительных поездках могут вызвать головную боль.
Да и на скорости Patriot ведёт себя далеко не образцово. Околонулевая зона руля размыта, обратной связи на «баранке» нет, автомобиль мотает по асфальтовой глади, словно небольшую яхту в море. УАЗу требуется постоянное подруливание, а от его водителя - повышенное внимание к направлению движения машины. Кренам в поворотах «Патриот» противостоит как может. Они ощутимые, но не пугающие. А вот раскачки при объезде внезапно возникших на пути препятствий, несмотря на наличие стабилизаторов поперечной устойчивости, – та ещё проверка на прочность нервов. Таких ситуаций на внедорожнике лучше избегать, а все манёвры совершать плавно и на небольшой скорости.
Управлять ульяновским проходимцем на асфальте в принципе не так сложно даже девушкам и женщинам. Ведь зачастую за рулём семейных кроссоверов оказываются именно они. Помощи усилителя руля должно хватить, чтобы вращать большую «баранку» на парковке. Габариты ощущаются неплохо, а камера заднего вида и парктроники по кругу пропищат о критическом сближении с препятствием. И пусть «автомат» появится на внедорожнике не раньше чем через 2-3 года, а механическая коробка чёткостью включения не балует и пугающе хрустит синхронизаторами под нагрузкой.
Зато благодаря тяговитой 135-сильной «четвёрке» 2.7 на «Патриоте» невозможно заглохнуть трогаясь с места, что безусловно оценят не только девушки-водители. На первых двух передачах мотор уверенно вытягивает махину массой более 2 тонн. Да и с третьей можно стартовать, если что. Динамикой разгона внедорожник, увы, не блещет, да и механика большими ходами рычага и подбором передаточных отношений убивает желание куда-либо торопиться. Тем не менее в потоке машин УАЗ держится уверенно, тормоза хорошо гасят скорость и могут на удивление быстро остановить эту глыбу на колёсах.
Выходит, что неким минимальным требованиям, предъявляемым к семейному автомобилю и достаточным для перемещений по городу, а также выездам за его пределы Patriot вполне соответствует. Хотя по ряду принципиально важных для такой машины характеристик вроде большого салона, вместительного багажника и конкурентной цены УАЗ превосходит многие кроссоверы, но до их уровня он всё же не дотягивает. И не будет. Как минимум пока у модели не появится более мощный, современный, экономичный двигатель и «автомат». А также пока не повысится качество сборки, материалов, и, конечно же, безопасность.
С ней, как мы знаем по краш-тестам «Авторевю», у УАЗа не всё хорошо, несмотря на доработки кузова, усиление его креплений к раме, да и самой рамы. А ещё появление фронтальных эйрбегов, ремней безопасности с преднатяжителями и новой складывающейся при ДТП рулевой колонки. Да, пожалуй, этот УАЗ может заменить семейный кроссовер. Но будем честны, пока Patriot не готов достойно и конкурентно выступить в сегменте паркетников. Зато он остаётся королём бездорожья, где его навыки езды по разного рода покрытиям превыше наличия обогревов и электроприводов. А ещё верным спутником досуга за городом: охоты, рыбалки и активного отдыха. И тут ему почти нет равных!
Технические характеристики UAZ Patriot:
Тип двигателя - Бензиновый инжекторный
Рабочий объём,см³ - 2693
Число цилиндров - 4
Макс. мощность, л.с/об.мин. - 135/4600
Макс. момент, Нм/об.мин. - 217/3900
Трансмиссия - Механическая 5-ступенчатая
Тип привода - Подключаемый полный с 2-ступенчатой раздаточной коробкой с электрическим приводом
Передняя подвеска - Зависимая, пружинная
Задняя подвеска - Зависимая, рессорная
ТормозаПередние - дисковые, задние - барабанные
Габариты (ДхШхВ), мм - 4 785 x 1 900 x 2 005
Колёсная база, мм - 2760
Дорожный просвет, мм - 210
Снаряженная масса, кг - 2 125
Максимальная скорость, км/ч - 150
Разгон до 100 км/ч, с - 15,7
Расход топлива (город.), л/100 км - 14
Объём багажника, л - от 650 до 2415
Объём топливного бака, л - 68
Размер шин - 245/60 R18
Цена, руб. - от 719 000