Если ты не забываешь про чаевые для официанта, то ты либо щедр, либо сам когда-то работал им. Эта профессия довольно древняя – официанты существовали уже в Древнем Египте и Греции. Сколько пунктов в списке того, что раздражает официанта, и почему нужно иметь стальные нервы.
Первое, что меня поразило в работе официанта – это тяжесть подносов, которые непременно нужно держать одной рукой. Левой. Под конец первого дня руки просто не слушаются. А потом приобретаешь такие полезные навыки, как открывать двери без рук, носить подносы в двух руках, держать по четыре тарелки супа сразу, подъём по лестнице без проливания кофе. И это только базовые навыки. А уж официантов, наливающих вино, держа бутылку за широкую часть снизу и кладя большой палец в углубление на дне, и вовсе мало.
За день набегаешь по залу и кухне несколько километров, а мест, где можно присесть – как назло! – совсем нет. Стоит двоим официантам собраться за барной стойкой, облокотиться и отдохнуть, как тут же прибегает администратор или кто-то поважнее и разгоняет это собрание. Как правило, есть администраторы, менеджеры зала. Они следят за порядком, заставляют официантов не лениться, решают сложные вопросы. А ещё бармены, которых все любят, и повара, с которыми важно с первых дней выстроить правильные отношения.
Приходилось учить меню со всеми ингредиентами. Крайне утомительное и вызывающее аппетит занятие. Тестировать вас может как и руководитель в начале вашей карьеры, так и назойливый гость, который никак не может сделать свой выбор.
Гости, а всех посетителей в общепите называют именно так, любят спрашивать, насколько вкусное то или иное блюдо. А ты кушать хочешь, но не можешь пойти на обеденный перерыв, так как тебе ещё пару столов нужно обслужить до конца, а блюдо, про которое спрашивают, ты вообще не пробовал ни разу! Откуда такая уверенность у гостей, что официанты знают вкус всех блюд?
И ещё познания в алкоголе значительно расширяются, и все как-то странно на тебя смотрят, когда ты, простая девушка, начинаешь советовать, какой сорт виски лучше взять. А я зря, что ли, учила винную карту? Не стану спорить о практической значимости таких знаний.
Когда время работы считается уже в месяцах, то начинает раздражать музыка, крутящаяся в зале. В нашем ресторане играла спокойная тихая музыка, что-то из попсы, но как же часто этот плейлист повторялся!
Есть такая штука как стоп-лист – это те блюда, которые закончились в меню и временно нельзя их заказать. Этот стоп-лист висит на самом видном месте, но все забывают на него смотреть, а потом придумывают невероятные причины, почему официант сразу не предупредил гостя, что тот не может это блюдо заказать.
А если у тебя появилась свободная минутка, то тебя тут же пошлют натирать приборы или бокалы для бара.
Чтобы не кричать на весь зал имя официанта, администраторы и другие вышестоящие говорят «кс-кс-кс». Гости либо не слышат, либо не реагируют, либо удивлённо приподнимают брови, а сами официанты быстро понимают.
Но то, ради чего ты терпишь такую работу, это чаевые. Если найти себе хорошее место, не лениться улыбаться, чувствовать настроение людей, можно делать хорошие суммы за вечер, которые за месяц будут складываться в три твои никчёмные зарплаты официанта. Часто тебе может просто везти: небольшая компания мужчин, которые давно не виделись, могут сидеть до самого закрытия, открыв огромный счёт, а потом положить сверху большую сумму со словами: «Сдачи не надо».
Катерина Романова, редакция «Include»
Фотографии из архива редакции