Известный среди британцев как «десантный мотоцикл», Excelsior Welbike был одним из самых маленьких военных мотоциклов Второй мировой войны. Мотоцикл проектировался для обеспечения мобильности войск в зоне десантирования. В частично сложенном состоянии Welbike упаковывался в специальный контейнер и крепился к самолету.
Компания Excelsior Motor Company появилась в 1874 году, когда два британских предпринимателя Томас и Бэйлис, объединили свои усилия и наладили выпуск велосипедов Excelsior. Производство мотоциклов началось в 1896 году и продолжалось вплоть до 1965.
Welbike был разработан в 1942 году под руководством подполковника Джона Долфина (J.R.V. Dolphin) в городе Вельвин (Welwyn), от которого и было образовано название мотоцикла. Необычный лёгкий складной мотоцикл состоял на вооружении у Британской разведывательно–диверсионной службы, предназначался для использования в воздушно-десантных войсках. Производство находилось в городе Бирмингем (Birmingham).
Вес мотоцикла составлял всего 32 килограмма. Одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 98 куб.см. производила компания Villers, располагался он горизонтально, вдоль рамы. Запас хода без дозаправки составлял 145 километров, но насос был ручным и водитель должен был подкачивать бензин каждые 16-20 км. Заднее колесо приводилось в движение цепью, но на мотоцикле отсутствовала коробка передач, передаточное число было постоянным. Максимальная скорость передвижения по ровной дороге – 48 км/ч.
Welbike размещался в цилиндрическом контейнере диаметром 38 сантиметров. Заднее сиденье опускалось и не выступало за габариты рамы, ручки управления вместе с частью передней вилки складывались вдоль рамы, поверх двигателя. После извлечения мотоцикла из контейнера требовалось не более 15 секунд чтобы привести его в готовое состояние и завести.
Мотоциклы закупались по трем различным контрактам, от последней закупки правительство Великобритании отказалось.
Управление специальных операций (британская разведывательно-диверсионная служба, работавшая во время Второй мировой войны) достаточно быстро пришли к выводу, что не хотят использовать Welbike и передали мотоцикл в ведение Воздушно-десантных подразделений Великобритании, в надежде что им он пригодится больше. Есть единственное фото подтверждение реального использования Welbike – это Высадка в Нормандии, 6 июня 1944 г. Документально подтверждено еще одно использование мотоцикла в Голландской операции, 17 – 25 сентября 1944 г. Все прочие имеющиеся фотографии сделаны во время тренировок.
Несмотря на неудачу в боевых операциях, Welbike нашел применение на Британских авиабазах, где использовался как замена велосипедам. Многие из более поздних моделей никогда не участвовали в боевых действиях и были проданы частным лицам в округе Нью-Йорк. Поскольку на мотоцикле устанавливался только задний тормоз и не было передней фары, невозможно было легально использовать Welbike на дорогах общего пользования. Большинство экспортированных мотоциклов приобрели фермеры для внедорожного использования.рБ
Мотоцикл находится в музее "Мотомир Вячеслава Шеянова", Самара, Россия.