В этом году лондонскому ресторану Fifteen («Пятнадцать») исполнилось 16 лет. Это был самый первый ресторан Джейми Оливера, тогда уже ведущего телепередачи «Голый повар», любимца всех английских домохозяек, но еще не кавалера ордена Британской империи (его повар получил в 2003-м). Ресторан фешенебельный, дорогой, великолепный и необычный — как все, что делает мистер Оливер. Здесь готовят не только прекрасные блюда, но и великолепных поваров.
Попасть в программу стажировки ресторана непросто - нужно быть… кошмаром любого работодателя: молодым (от 16 до 24 лет), без образования, желательно с буйным нравом или психическим заболеванием, криминальным прошлым или, по крайней мере, жертвой насилия, любителем наркотиков или хотя бы алкоголя. Вот он — основной контингент, откуда рестораны Fifteen черпают своих будущих стажеров и сотрудников.
«Эти 15 лет были настоящим адом, – признается Оливер, – но сегодня я с уверенностью могу сказать: ничем в жизни я не горжусь так, как Fifteen. Когда мы открылись, ничего похожего в стране еще не существовало. Мы были пионерами».
На работу лишь в такси
Но все это далеко не самое важное — не ради тонких блюд и вин был основан Fifteen в глуши, где уровень жизни в полтора раза ниже, чем в среднем по стране. Главная его цель — борьба с безработицей среди молодежи. Зарабатывает стажер Fifteen 100 фунтов в неделю. Если не пропустит ни одной смены и не опоздает — еще 30 в качестве бонуса. На работу и с работы он ездит… на такси. В Корнуэлле не развит общественный транспорт. Создатели кафе пытались было снять дом для стажеров в городе, но затея не удалась. Транспорт обходится им ежегодно в 60 тысяч фунтов.
«Если честно, я вообще не знаю, куда подалась бы, если б не ресторан, – говорит одна из выпускниц программы стажировки 22-летняя Эмили. – Альтернатива: фабрика картонных коробок. Больше тут ничего нет». Девушка уже не только получила профессию повара, но и трудоустроена. Она будет работать в Лондоне, в кафе River.
Сито для худших из худших
Отбор строг. Примерно 100 человек пройдут собеседование. «Главная его цель, – продолжает Джонс, – выявить тех, кто больше всего нуждается в этой работе. Но не только. В человеке должна быть некая искорка, стремление двигаться вперед. И, конечно, готовность тяжело и много работать».
Один из вопросов собеседования обязательно касается еды. Соискатели должны показать, что им в принципе интересна эта тема — как минимум рассказав о своих предпочтениях: острое или пресное, сладкое или соленое. «Если даже на таком уровне они не способны оценить свои вкусы, им нечего делать на профессиональной кухне», – констатирует Джонс. Отсев на этом этапе составляет почти половину.
60 человек отправляются на предварительное обучение-тестирование. По выходным они собираются в загородном лагере, где организаторам программы предстоит выяснить, что за людей они набрали. Очень важный пункт: трезвость. «Мы пытались как-то работать с зависимыми людьми, – говорит Джонс, – но это превратилось в настоящую катастрофу. Лечить мы их не в состоянии. Не можешь отказаться от кайфа — покидаешь программу».
Остается 30 человек, которые проходят четырехмесячное обучение в колледже: основы теории и базовые навыки готовки. После экзаменов остаются лучшие из лучших: человек 18–20. Они и будут проходить стажировку в ресторане Fifteen.
За прозрачной стеной
Работа тяжелая, но для большинства стажеров она творит настоящие чудеса: люди преображаются на глазах. Кто-то, конечно, не выдерживает: ежегодно из Fifteen уходит 3–6 человек. Но для остальных поварское дело оказывается поистине лечебным. Карл Джонс так размышляет о терапевтических свойствах профессии: «Ты берешь в руки нечто сырое, необработанное и превращаешь в прекрасное, вкусное — то, за что люди готовы выкладывать немалые деньги. Наши стажеры каждый день могут видеть плоды своей работы — это очень важно. Очень облагораживает также кухонная дисциплина и строгая иерархия — тут у нас почти как в армии, для большинства стажеров это вещи необходимые».
Выгоднее, чем в тюрьме
Подобная стажировка может быть экономически выгодной и для государства. Для сравнения: год пребывания одного заключенного в тюрьме обходится в 70 тысяч фунтов, год обучения одного стажера в Fifteen — 25 тысяч.
В 2011 году ресторан Джейми Оливера получил официальный знак социального предприятия (Social Enterprise Mark).
А Оливер мечтает о звезде
«Оглядываясь назад, я не могу поверить, что нам удалось сделать так много, – говорит знаменитый повар, – а будущее сулит еще больше заманчивых перспектив. У меня голова кружится от мыслей, сколько великолепных, талантливых, брызжущих идеями кулинаров мы сможем подготовить общими усилиями. Наша индустрия очень нуждается в приливе свежей крови».
У Джейми Оливера есть две мечты.
Первая: в течение ближайших 10 лет он хочет увеличить число обученных поваров с 15 в год до… 1500. В одиночку, конечно, это потянуть невозможно, так что он надеется, что идею подхватят и другие рестораны Великобритании.
И вторая: чтобы Fifteen получил звезду Мишлен, награду, которую он, без сомнения, давно заслужил.
http://www.nb-forum.ru/business/foreign-experience/glavnyi-resept-olivera.html