Найти тему
brsincraft.ru

Паровые машины. Вторая часть.

Оглавление

Первые изобретения транспортных средств, оснащенных паровыми двигателями, относятся к XVIII веку. Уже известный нам кузнец Т. Ньюкомен, на основании разработок И. Ньютона, воплотил в жизнь "паровую телегу", которая, вследствие своей громоздкости и чрезвычайной прожорливости топлива, не смогла выйти за рамки рудничных дворов, где топливо было дешево и имелось в неограниченных количествах.

 Самым первым автомобилем в натуральную величину стал тягач с паровым двигателем, созданный в 1769 году Николасом Жозефом Куньо в Парижском арсенале для перевозки орудий. Транспортное средство называлось «fardier à vapeur» (паровая телега). Это был самоходный трактор, приводимый в движение с помощью пара. Общество признало изобретение довольно эффективным в сельском хозяйстве, где изобретение и использовалось. Машина двигалась со скоростью 3,6 км/час. Второй тягач, более крупный, был построен в мае 1771 года. Он сохранился до наших дней и сейчас находится в Музее произведений искусства и предметов быта в Париже.

   Английский изобретатель Ричард Трейвитик в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж». Скорость передвижения достигала 15 км/час и 6 км/час на подъеме. 

-2

Теперь огромные междугородние дилижансы, запряженные лошадьми, сменили технологичные паровые дилижансы. Паровой дилижанс механика Гернея стал возить публику из Лондона в пригородные деревушки. У дилижансов Гернея - нарядных, лакированных, похожих на карету, сзади торчали, как жерла пушек, целых три трубы. Колес было шесть: одна пара громадных, в рост человека, другая пара поменьше, а третья пара совсем маленькая. Маленькие колеса находились далеко впереди. Когда поворачивали руль вправо, передние колесики шли вправо, а за ними поворачивался и весь дилижанс. Паровой котел был запрятан внутрь кузова. 

-3

   Изобретаемые средства передвижения были необходимы не только для перевозки людей, но и для технических нужд. В 1822 году Давид Гордон взял патент на изобретенный им паровой трактор. Установленная в больших барабанах диаметром 2,7 м паровая машина через зубчатые колеса, связанные с внутренними венцами барабанов, приводила барабаны во вращение. Впереди была приспособлена двухколесная тележка для управления трактором. По мысли изобретателя машина могла бы тянуть за собой груженые повозки. Проект Гордона явился первым проектом колесного парового трактора. Насколько известно, реализован он не был.

   В 1825 году на участке дороги длиной 171 км от Лондона до Бата была организована первая пассажирская линия. При этом использовали кареты, имевшие паровой двигатель. Это стало началом эпохи скоростных дорожных экипажей, которые хотя и исчезли в Англии, но получили широкое распространение в Италии и во Франции.

-4

   По мере увеличения количество парового транспорта на дорогах английское правительство стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов.

  •  Впереди каждого парового дилижанса, на расстоянии пятидесяти пяти метров, должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он должен предупреждать путников о том, что за ним следует паровик.
  •  Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.
  •  Скорость движения паровика не должна превышать в деревне шести километров в час, а в городе - трех километров. 

В 1832 году англичанин Джон Гиткот получил патент на первый гусеничный паровой трактор "для осушки и разработки болотистых земель, слишком вязких для возделывания при помощи лошадей и рогатого скота". Паровой трактор Гиткота имел гусеницы, звенья которых состояли из деревянных рам, обтянутых полотном. Гусеницы охватывали два больших колеса, при помощи которых осуществлялось их перематывание.

-5

   В 1871 году Бурелл (Англия) построил трактор с паровым двигателем для омнибуса. Эти машины строились в большом количестве. Часть их так же поступала в Турцию и Россию. Машина весила 10,5 т и могла тянуть на крюке прицеп с грузом, весившим до 37 т. Скорость ее в городских условиях доходила до 8 км в час.

   Первый велопаровик скоструировал американец Сильвестр Роупер в 1860 году. На велосипед "Хенлон", оснащенный железной рамой и деревянными колесами, позади сидения была подвешена на пружинных амортизаторах паровая машина. Под котлом располагалась топка, над котлом - два цилиндра. С помощью шатунов движение цилиндров передавалось на заднее колесо. Велопаровик работал на угле. За седлом водителя торчала дымовая труба. Этот паровой велосипед сейчас находится в музее при Смитсоновском институте в США.

-6

   В 1869 году представил свое изобретение француз Л. Перро. За основу был взят велосипед Мишо с железной рамой, педалями на переднем колесе и установленном на рессоре сиденьем. Над задним колесом располагался одноцилиндровый паровой двигатель с котлом и спиртовыми горелками. Во время испытаний машина прошла 15 км, с максимальной скоростью до 15 км/ч. Сейчас она находится в коллекции Робера Грансена. Это был более прогрессивный велопаровик по сравнению с моделью Роупера.

 Но чаще паровые двигатели ставили на трехколесные велосипеды, т.к. и котел больших размеров, и запасы топлива и воды удобнее было располагать на более устойчивых конструкциях.

   Мотоцикл американца Люциуса Коупленда был построен в 1884 году. Изобретатель установил над колесом цилиндрические котел и цилиндр. В качестве топлива использовался бензин. От двигателя движение передавалось с помощью ременной передачи на заднее колесо. Вес двигателя -9 кг.Мощность двигателя составляла 0,25 л.с. У Коупленда существовало несколько вариантов парового мотоцикла на двух и на трех колесах.

   Паровые машины так же привлекли и внимание военных. Изобретатель Николя Жозеф Куньо состоял капитаном на воинской службе во французской армии. В 1770 году он создал паровой тягач для транспортировки тяжелых орудий. Это была телега с установленным на ней паровым котлом. Одноцилиндровая паровая машина размещалась над передним колесом трехколесной телеги. Она могла перевозить груз весом 4 тонны. Максимальная скорость - 4 км/час. Непрерывное время работы - всего 15 минут. Именно с этим механизированным средством передвижения зафиксировано первое транспортное происшествие: при демонстрации паровая телега врезалась в стену, но уцелела. Сегодня эту машину можно увидеть в одном из музеев Парижа.

-7

  В 1885 году английский инженер Джеймс Коуэн сконструировал первый бронетранспортер. Это был покрытый броней автомобиль с паровым двигателем. Его корпус выглядел как полусфера и напоминал стальную черепаху.

   Проект гусеничного бронированного поезда был разработан Эдуардом Буйеном (Франция, 1874 год). По его словам, он стремился создать проходимую универсальную повозку, движимую без участия лошадей: "Поставьте бронированную батарею на мою повозку, и вы получите самое грозное оружие войны, какое было когда-либо создано до сих пор". Бронепоезд Буйена представлял собой гусеничный паровоз с вагонами, на которые устанавливаются орудия, защищенные толстой броней. Вес поезда по расчетам Буйена - 120 т, скорость - 10 км/час. Поезд вооружен 12 пушками и 4 митральезами (предшественники современного пулемета), которые обслуживает команда в 200 человек. Буйен получил патент на свое изобретение, но в жизнь оно, к счастью, не вошло.

-8

 В 1856 году в Крымскую кампанию англичане применяли паровой трактор Бойделя, Эта машина привлекла внимание военных кругов своей высокой проходимостью по местности. Колеса трактора были снабжены широкими качающимися плитами, которые укладывались на дороге, уменьшая, благодаря своей большой площади, давление на грунт.

   Успех паровых машин в военном деле сложно было переоценить – вид огромных, гремящих и пыхтящих машин должен был ужасать и деморализовывать бойцов противника. На деле, он наводил страх на всю, непривыкшую к такому виду техники публику.

   Однако КПД паровых двигателей был сравнительно мал. Поэтому в начале 20 века паровые двигатели уступили свое место двигателям внутреннего сгорания, которые пришли на смену паровым и более экономно расходовали тепло, были более легкими и могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров. Несмотря на то, что последние модели паровых автомобилей развивали скорость до 60км/ч и обладали плавным ходом, паровые двигатели все быстрее и быстрее исчезали с горизонта.

Часть первая

BrsInCraft.ru

Авто
5,66 млн интересуются