Девять треножников, известные по-китайски как Цзюдин, являются одним из самых загадочных и в то же время мощных символов в древней истории страны.
Считалось, что они были созданы основателем династии Ся и обладали силой возвышать или ниспровергать императорскую династию.
Но как они работали и где они сейчас?
Мифическое происхождение котлов
Цзюдин появляется на заре китайской имперской истории в древних текстах Цзо Чжуаня.
В нем говорится, что котлы выковал легендарный Юй Великий, основатель первой китайской династии Ся.
Этот правитель почитался в истории Китая за свою магическую способность контролировать Великий потоп: катастрофическое событие, которое грозило полностью уничтожить раннее китайское общество.
Говорят, что после совершения этого невероятного подвига Юй получил мандат небес, который представлял собой божественное право на власть, дарованное непосредственно богами.
В результате он основал династию Ся.
В первом акте он отлил Девять треножников, которые изначально должны были символизировать каждый регион владения Юя. В некотором смысле их существование должно было символизировать объединение различных племён под властью Юя.
Как выглядели котлы?
Каждый котел, согласно историческим записям и древним текстам, имел уникальные размеры и набор священных надписей.
Они были сделаны из бронзы, материала, который был невероятно ценен в то время, и требовал высокого уровня технологического мастерства, чтобы отлить что-то столь большое, как котел.
Поскольку это были штативы, у каждого из них было по три ножки и две ручки.
По-видимому, ручки можно было перемещать и манипулировать ими во время определенных священных ритуалов.
В то время для многих объектов все большую популярность приобретала конструкция на треноге, поскольку такая конструкция обеспечивала устойчивость при размещении на ровной поверхности.
Это была необходимая деталь для любых сосудов, которые ставили на огонь или для кипячения жидкостей.
Кроме того, число три имело важное символическое значение в древнекитайской культуре. Оно ассоциировалось с небом, землей и подземным миром.
А что насчёт надписей? Насколько нам известно, они представляли собой своего рода исторические записи, перечисляющие достижения правителя и относящиеся к региону, который они представляли.
Они, должно быть, были написаны с использованием ранней формы китайской письменности, похожей на «Кости Оракула».
Роль Девяти Трехногих Котлов в политике
После своего создания Девять треножников стали мощным символом императорской власти: права управлять людьми.
Те, кто мог их контролировать, показывали, что у них также есть мандат небес.
Это потому, что они представляли собой общее единство королевства, так же как Юй объединил различные племена и регионы.
Когда к власти приходил новый император, ему приходилось проводить определенный набор церемоний с использованием котлов.
Если все было сделано успешно, это должно было доказать, что боги одобряют притязания новой династии на трон.
На самом деле, именно в это время котлы упоминаются чаще всего в истории: либо для оправдания прихода к власти нового правителя, либо в попытке утихомирить гражданские беспорядки во времена кризиса, когда люди могут усомниться в способности императора руководить Китаем.
Их таинственное исчезновение
Одним из самых захватывающих аспектов истории Девяти треножных котлов является их таинственное исчезновение.
Последнее историческое упоминание о котлах относится к позднему периоду Чжоу (ок. 1050–221 гг. до н. э.).
Впоследствии они почти полностью исчезли из исторических записей.
Существует множество версий их исчезновения, порой противоречащих друг другу.
В труде историка Сыма Цяня, известном как « Записки великого историка» , он писал, что котлы были перевезены завоевателями Цинь и затерялись в реке Си близ Пэнчэна (современный Сюйчжоу) во время правления царя Чжаосяна из династии Цинь (306–250 гг. до н. э.).
Император Цинь Шихуанди отправил тысячу человек на поиски в реке, но они ничего не нашли.
Другая теория, напротив, гласит, что кочевники Цюаньжун захватили котлы, когда напали на столицу Западной Чжоу, Хаоцзин, в 771 году до н. э.
Если это было так, то это событие, несомненно, показало бы, что правители Чжоу утратили Небесный мандат.
По некоторым версиям, сторонники Чжоу спрятали или закопали котлы, чтобы уберечь их от мародеров.
Они считали, что потеря котлов покажет, что династия окончательно утратила право на власть.
В более легендарной истории говорится, что котлы просто «стали лёгкими и улетели». В духовном смысле, если котлы улетели сами собой, это может быть иллюстрацией того, что Небеса лишили Чжоу своей поддержки.
Похожая версия гласит, что из реки поднялся дракон и унес котлы.
Что бы ни произошло на самом деле, идея котлов как демонстрации мощи власти правителя продолжала существовать.
Более поздние правители, такие как У Цзэтянь и император Хуэйцзун, создавали или упоминали о создании новых наборов из девяти котлов, чтобы доказать свое право на власть.
Поговорка «одно слово стоит девяти котлов» (一言九鼎, yī yán jiǔ dǐng) по-прежнему означает полное доверие и авторитет.
Сегодня исследователи расходятся во мнениях относительно того, действительно ли существовали Девять котлов в том виде, в каком они описаны, или эта история была добавлена позднее.
До сих пор никаких археологических подтверждений этому не обнаружено. Из-за переплетения истории и мифов мы вряд ли когда-либо узнаем точно, что с ними произошло.