Искусство династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) древнего Китая характеризуется новым желанием представлять повседневную жизнь и истории из истории и мифологии, знакомые всем. Искусство подпитывалось как политической стабильностью с ее последующим экономическим процветанием, так и развитием и весьма успешным сочетанием кистей, чернил и бумаги. Каллиграфия, живопись, производство лакированных изделий и резьба по нефриту были лишь некоторыми из областей, в которых художники Хань раздвигали границы того, что было возможно сделать технически и что эстетически желалось все большему числу ценителей искусства.
Вклад Хань
Как развивалось искусство при династии Хань:
В то время как в предыдущие эпохи искусство было связано с ритуалами и церемониями, постепенно превращаясь в декоративное выражение социального статуса, искусство сначала Цинь, а затем Хань связано с мифами и повседневной жизнью. Оно было с самого начала и повествовательным, и экспрессивным искусством.
Хань, как и короткая династия Цинь до них, приобрела обширную полосу Азии, которая охватывала множество различных культур, систем верований и мифов. Правители Хань поняли, что искусство может быть полезным инструментом для сбора этого наследия воедино и представления единого и понятного «китайского» взгляда на мир. Люди и повседневная жизнь, особенно охота, земледелие, рыбалка и пейзажные сцены, стали очень популярными. Декоративные мотивы изобиловали и стали сильно стилизованными в украшениях границ, единообразие которых предполагает использование книг с образцами в крупных городских мастерских. Эти мотивы особенно заметны на керамике , лакированных изделиях и бронзовых зеркалах.
Каллиграфия
Развитие бумаги и использование кистей и чернил привело к буму письма, что в свою очередь создало потребность в иллюстрациях этих текстов. Действительно, эти две формы искусства: живопись и каллиграфия останутся двумя важнейшими формами художественного выражения в Китае на протяжении следующих двух тысячелетий. Гравированная каллиграфия уже была хорошо развита, и стили развивались на таких поверхностях, как бронза, камень и кость, но текучесть бумаги и кисти приведет к появлению многих новых стилей письма в течение последующих столетий.
Используя кисти из шерсти животных и чернила, которые представляли собой смесь спрессованного соснового угля и разбавленного клея, каллиграфы теперь были ограничены только своим воображением. Некоторые стили письма создавали яркие символы, другие были тяжелыми, некоторые смешивали тяжелые и легкие штрихи, в то время как третьи были предназначены для скорости. Композиция символов вместе на странице также была важным соображением. В конце концов, среди китайских литераторов развилось целое знаточество, и отличные навыки письма стали необходимыми для любого, кто хотел, чтобы его воспринимали всерьез его сверстники.
Картины
Шелк долгое время использовался в качестве материала для живописи, но рост использования бумаги и большая доступность книг, безусловно, стали фактором роста числа картин. Другой причиной популярности картин была стабильность, обеспечиваемая правительством Хань, и последующее накопление богатства его более удачливыми гражданами. Богатые люди стали как покровителями, так и потребителями произведений искусства. Этот спрос привел к инновациям и экспериментам в искусстве, и одной из таких областей, которая получила выгоду, стала фигурная живопись.
Портреты стали обычным явлением, особенно портреты почтительных сыновей, но не только, и люди всех мастей появлялись на каменных стенах, перемычках и колоннах гробниц, а также на повседневных предметах, таких как небольшие коробки и гробы. Один из самых известных примеров портретной живописи ханьцев — из корзины, обнаруженной в командорстве Лоланг в Северной Корее. По бокам корзины находятся панели с нарисованными фигурами известных исторических личностей высотой 7,5 см, все из которых подписаны. Здесь, как и везде в живописи ханьцев, человеческие фигуры представлены либо в профиль, либо в три четверти.
Китайские художники начали изображать повествовательные сцены в своих работах еще до того, как более зрелый подход был принесен в Китай буддийскими монахами из Индии по Шелковому пути . Это было особенно заметно в настенных росписях гробниц и на деревянных панелях, покрытых лаком. Очень часто присутствуют несколько сцен, расположенных горизонтально или вертикально, как если бы они были нарисованы на шелковом или бумажном свитке. Выдающимся примером является изображение различных уровней человеческого существования от подземного мира до небес в подвеске, обнаруженной в пещерах Мавандуй в Чанше, датируемое 168 г. до н. э.
Пейзажная живопись не выходила на первый план до династии Сун (960-1279 н. э.), но ее начало относится к периоду Хань, и они, вероятно, произошли от популярных изображений небес. Как и в китайской живописи в целом, целью художника было не точное копирование реальности, а всегда представление сути предмета. По этой причине большинство сцен нарисованы с нескольких перспектив, в отличие от единой точки зрения, более распространенной в западном искусстве. Цветовая штриховка не использовалась, даже если китайские художники знали об этом. Скорее, использование более тонких и широких линий кисти было предпочтительным методом придания глубины картине.
Скульптура
Кирпичи штамповались и вырезались, как и камень, с рельефными сценами, похожими на те, что можно увидеть на картинах, и особенно часто встречаются в гробницах. Это было новым направлением для китайского искусства , создающего постоянные произведения искусства из прочных материалов. Лучшие образцы находятся в святилище У Лян в Цзясяне. Датируемые 151 или 168 годами н. э., есть около 70 рельефных плит, на которых изображены сцены сражений и известные исторические личности, такие как Конфуций , все они идентифицированы по сопроводительным текстам и охватывают хронологическую историю Китая в иллюстрированной записи, похожей на историческую книгу.
Крупные скульптуры редко встречаются в период Хань, но есть несколько статуй, изображающих генералов и чиновников, которые стояли снаружи их могил. Менее масштабные работы включают литые бронзовые скульптуры лошадей, которые часто встречаются в могилах Хань II в. н. э. Обычно их изображают скачущими на полном скаку, и только одно копыто опирается на основание, так что создается впечатление, что они летят.
Распространены расписные глиняные фигурки одиноких стоящих женщин, мужчин и слуг. Литая бронза использовалась для изготовления небольших фигурок и богато украшенных курильниц. Их часто инкрустировали золотом и серебром или позолочивали. Одним из превосходных экспонатов является позолоченная бронзовая масляная лампа в форме коленопреклоненной служанки, которая датируется концом II в. до н. э.
Нефрит особенно ценился за свою редкость, долговечность, чистоту и определенные мистические качества. Из этого материала вырезались всевозможные животные, люди и мифические существа. Резчики по нефриту эпохи Хань теперь использовали круглые режущие сверла и железные инструменты, но изделия часто имели более низкое качество отделки, чем раньше, что говорит о том, что их начали делать быстрее и в более крупных масштабах производства. Еще одной особенностью скульптуры из нефрита эпохи Хань является использование изъянов и примесей в нефрите, чтобы сделать их частью скульптуры. С I века до н. э. чистый белый нефрит стал доступен из Центральной Азии после расширения империи Хань
Одной из уникальных, но ошеломляющих форм искусства было создание нефритовых «костюмов» для покрытия тела усопшего в королевских гробницах. «Костюмы» покрывают контуры тела и изготавливаются из до двух тысяч индивидуально вырезанных прямоугольных кусков нефрита, сшитых вместе золотой или серебряной проволокой. Два выдающихся образца происходят из гробницы конца II века до н. э. принца Лю Шэна и принцессы Доу Вань в Маньчэне. Зарезервированные только для королевских особ, они, тем не менее, стали настолько дорогими в производстве, что последующие правители запретили их использование.
Второстепенные искусства
Развитие технологий и печей привело как к более высоким температурам обжига, так и к появлению первой глазурованной керамики в период Хань. Керамика, особенно сосуды, расписанные серым шликером, которые обычно встречаются в гробницах Хань, очень часто имитировали форму и декор бронзовых сосудов. Характерны низкие круглые кувшины с крышками и высокие вазы с выпуклым корпусом и узким основанием. Раскрашенный дракон, феникс или тигр были популярным выбором украшения. Глина также использовалась для изготовления небольших неглазурованных моделей обычных домов, которые устанавливались в гробницах, чтобы сопровождать умерших и, предположительно, символически удовлетворять их потребность в новом доме. Двухэтажные модели являются полезными индикаторами ныне утраченных глиняных и деревянных конструкций; многие из них дополнены прилегающим загоном для животных и фигурками их обитателей и животных.
Лак — жидкость из шеллака и смолы — использовался для покрытия предметов из дерева и других материалов со времен неолита в Китае, но, как и во многих других видах искусства, производство взлетело при Хань. Действительно, государство спонсировало и контролировало производство лаковых изделий, в котором теперь существовали различные школы лакового искусства, производившие общие формы, но с узнаваемо разными узорами. Лаковые изделия обычно имели форму тарелок, чашек и кувшинов и аналогичным образом имитировали металлические сосуды, но они были украшены более искусно, особенно сценами мифических существ, появляющихся из-за облаков и, вероятно, представляющих духовный мир загробной жизни.