Императорские гаремы существовали в Китае с глубокой древности и нередко становились свидетелями как расцвета, так и упадка династий. Были ли они воплощением роскоши или же всего лишь богато украшёнными тюрьмами?
Императорские гаремы Китая эпохи Цин
В Китае структура и функционал императорских гаремов варьировались от династии к династии. В сущности, это была система жёсткой иерархии, определявшая повседневную жизнь и поведение женщин в Запретном городе. Во времена династии Цин (1644–1912) женщины дворца делились на восемь классов — от Императрицы (высшего ранга) до скромных служанок (низшего). Можно сказать, наложница в гареме - это должность, где женщины могли как получать повышение, так и понижение, в рангах. Их должностные обязанности, привилегии и ограничения строго регламентировались согласно занимаемому положению.
Что нужно было сделать, чтобы попасть в императорский гарем? Какова была повседневная жизнь женщин во дворце в эпоху Цин? Какими правами и привилегиями они обладали, и какие трагедии скрывались за закрытыми дверями гаремов?
Введение в китайские императорские гаремы
«Дамские сезонные занятия по месяцам» (Yueman Qingyou Tu) художника Чэнь Мэя, 1738 год. Музей дворца, Пекин
В императорском Китае гаремы играли важную роль в правлении императора. Чтобы обеспечить продолжение династии, от женщин гарема конечно в первую очередь требовалось рождение наследников мужского пола, которых готовили к занятию драконьего трона. Поэтому считалось нормой, что императорская семья отбирает наложниц со всей страны.
Процесс подбора сюйнюй (букв. «красавицы») был строгим и многоступенчатым: молодые незамужние девушки подвергались тщательному отбору по внешности, поведению и уму, конкурируя друг с другом.
Они проходили несколько этапов медицинских осмотров, а также испытания на соблюдение этикета, манеры и умственные способности. Лишь те, кто успешно проходил все проверки, получали уникальную возможность стать наложницами императора. С этого момента они становились участницами жёсткой иерархической системы и пожизненной борьбы за внимание императора. Считается, что подобная практика восходит ещё к эпохе династии Цзинь (265–420). Так же женщины гарема являлись представителями интересов своих кланов, либо просто их марионетками. И в третьих именно рождение ребенка, сына, позволяло упрочить наложницам свои позиции в иерархии гарема, повысить свою значимость в глазах клана. После этого следовала борьба, борьба за то, чтобы рожденный ребенок выжил среди интриг гарема, и взошел на престол.
Отбор в гарем династии Цин
Положение «Восьми знамён» во Внутреннем городе вокруг Императорского дворца, Пекин. Источник: Mandarin Mansion
Хотя отбор сюйнюй проводился и при династии Цин, он отличался от аналогичных отборов прежних династий. Император Шуньчжи ограничил участие в отборе исключительно представителями семей «Восьми знамён», исключив основное население — ханьцев.
Система «Восьми знамён» представляла собой элитную структуру, объединявшую маньчжурские и монгольские семьи, игравшие ключевую роль в военной и административной системе. Императорская коллегия доходов составляла список подходящих кандидаток на основе представлений глав кланов и чиновников знамён. Процесс отбора проходил раз в три года.
Императорский трон в Дворце Небесной Чистоты, Запретный город, Пекин (1900–1927). Исторические фото Китая
В сопровождении глав кланов и членов семей, претендентки прибывали ко Вратам Божественного Доблестного Могущества Запретного города в установленную дату. Обычно около 100–300 девушек проходили первый визуальный осмотр — оценивались их внешность и манеры.
Те, кто проходил начальный отбор, регистрировались как сюйнюй и переходили к следующему этапу — более строгому экзамену на интеллект, способности и личные качества. Те, кто оставался в числе лучших, проходили финальный отбор во Дворце Небесной Чистоты, где лично император и вдовствующая императрица выбирали наложниц.
Успешными обычно становились девушки, обладавшие не только красотой, здоровьем и талантами, но и благородным происхождением — родословная играла ключевую роль.
Иерархия в гаремной системе эпохи Цин
Императрица Сяосяньчунь, главная супруга императора Цяньлуна. Музей императорского дворца, Пекин
Официально гаремная система династии Цин включала восемь рангов. На вершине стояла Императрица — единственная законная супруга императора. Согласно конфуцианским нормам, она должна была олицетворять добродетель, следить за порядком в гареме и играть важную ритуальную роль в жизни дворца. Императрица курировала Шесть Западных и Шесть Восточных дворцов, в которых проживали наложницы. Так же все дети рожденные в гареме считались ее детьми, а биологические матери - с приставкой их гаремного звания.
Ниже по иерархии располагались:
- одна Императорская Благородная Супруга,
- две Императорские Супруги,
- четыре Супруги,
- шесть Императорских Наложниц.
Эти женщины обладали значительной властью, им предоставлялись личные резиденции - дворцы, и штат из шести–восьми личных служанок.
Следующими в иерархии были:
- Благородные Леди,
- Наложницы первого класса,
- Наложницы второго класса.
Для этих низших рангов количество не ограничивалось, они проживали в общих покоях (пока не родили потомка императорской крови) и почти не имели влияния.
Личная жизнь императора
Сцена из сериала Покорение дворца Яньси (дорама 2018), где изображены дощечки с именами наложниц.
Пышный-многочисленный гарем считался тогда символом процветания империи, поэтому интимная жизнь императора организовывалась по строгому порядку. И записывалась. Каждый день тщательно фиксировался — с кем из наложниц проводил ночь монарх.
Евнухи выставляли перед императором деревянные дощечки с именами наложниц. Если он переворачивал дощечку, означало, что этой ночью он хотел провести время именно с этой женщиной. Материалы дощечек и виды чернил так же различались в зависимости от ранга наложницы.
Выбранную наложницу тщательно омывали, затем голую заворачивали в одеяло и относили в покои императора. Это служило мерой безопасности, чтобы исключить пронос оружия или яда в покои императора.
Ожидание и досуг
Две дамы играют в шахматы. Эпоха Цин. Аукцион Bonhams
Жизнь наложницы могла быть однообразной, если она не сопровождала императора на официальных мероприятиях. Поэтому развлечения занимали важное место. Женщины играли в настольные игры (например, китайские шахматы), слушали музыку, занимались живописью и вышивкой.
Император Цяньлун любуется снегом. Анонимный придворный художник. Эпоха Цин. Музей императорского дворца, Пекин
Одним из любимых зимних развлечений маньчжурской знати были забавы на снегу. В снежных играх участвовали и наложницы, и сам император. Также были популярны прогулки по садам, павильонам, рыбалка, качели, уход за животными, цветами. Во дворце содержалось более 100 кошек и собак, и за их здоровьем следили специальные слуги.
Еда и мода
Украшенный головной убор. Эпоха Цин, XIX в. Sotheby’s
От императрицы до скромной наложницы второго класса — уровень жизни в гареме превосходил быт простолюдинок. Особенно это проявлялось в питании и одежде.
Во дворце работали лучшие врачи, повара и диетологи, а продукты привозились со всех уголков страны. Хотя все наложницы получали изысканные блюда, но даже количество и разнообразие зависели от ранга. Например, императрице полагалось до 10 кг первоклассного мяса в день, тогда как наложницы второго класса — лишь около 2 кг.
В одежде маньчжуры предпочитали яркие и богато украшенные ткани. Цвет ярко-жёлтый был прерогативой императора и императрицы на торжественных мероприятиях. Высшие наложницы носили золотисто-жёлтые, а низшие — бежевые наряды, чтобы легко различать статус.
У наложницы был регламентированный гардероб и украшения к ним:
- Ли-фу — церемониальные наряды,
- Цзи-фу — полуофициальные,
- Чан-фу и Бянь-фу — повседневные и домашние одежды.
Безжалостный гарем: выживает сильнейший
Кадр из сериала «Покорение дворца Яньси», 2018 г.
Хотя гарем императора формально предназначался как опора его правления, на деле он часто превращался в кровавое поле битвы, полное интриг, лжи, ревности и трагедий. Борьба за внимание императора, за возможность повысить свой ранг благодаря рождению наследника, что бы повысить качество своей жизни — всё это делало жизнь наложницы невероятно трудной.
И как можно было подняться, так же легко можно было быть пониженной в статусе или потерять милость, допустив малейшую ошибку. Во времена правления императора Цяньлуна это происходило не раз — даже с самой императрицей.
Так, в 1765 году вторая императрица Нара, как говорят, совершила серьёзное нарушение, обрезав волосы — жест, ассоциирующийся у маньчжуров с трауром. Вероятно, император совершил нечто непростительное, что побудило императрицу выразить свой протест таким образом, однако конечно же дворцовые хроники это умалчивают. В ярости от неповиновения Цяньлун лишил её власти, привилегий, а также сократил число служанок при ней.
В 1778 году наложница Ван также была понижена в ранге после того, как служанка умерла от побоев, совершенных по приказу этой дамы. А в 1788 году наложница Шунь за неизвестную провинность всего за 16 дней была понижена сразу на два ранга — до уровня «благородной леди».
Трагедия быть любимой
Портрет наложницы Чжэнь. 1895–1900 гг. Источник: CGTN
На первый взгляд, кажется, что стать любимицей императора — путь к успеху и славе. Но это не всегда приносило счастье, особенно в гаремах, наполненных опасными и зачастую кровавыми интригами. Так случилось с любимой наложницей императора Гуансюя — Чжэнь, жившей в поздний период династии Цин.
В отличие от строгого и консервативного дворцового уклада, наложница Чжэнь была жизнерадостной и свободолюбивой, интересовалась новыми для Китая культурами и технологиями. Её живой характер глубоко пленил императора, и он часто проводил с ней время.
Однако исключительное внимание, которое она получала, а что самое главное - склонность нарушать правила сделали её головной болью и источником недовольства знаменитой императрицы Цыси.
Колодец, в который, по слухам, была сброшена наложница Чжэнь. Запретный город. Источник: CGTN Однако это только один из слухов, так как по логике вещей, императрица попала бы под первое подозрение в таких темных инцидентах гарема, а недовольных вниманием к наложнице - было и так великое множество.
Кроме того, в период упадка великой империи Цин и на фоне внутренних раздоров император Гуансюй стремился реформировать устаревшую систему, а наложница Чжэнь поддерживала его стремления. Она даже вмешивалась в дела управления, за превышение полномочий Цыси однажды понизила её в ранге. Так как это было неподобающе статусу наложницы, и грубо говоря не в ее юрисдикции.
Во время осады Пекина в 1900 году Восьминациональным альянсом, Цыси и император бежали из столицы, оставив Чжэнь во дворце. По слухам, перед отъездом Цыси приказала утопить наложницу в колодце, что и было исполнено евнухами. Колодец, где позже нашли её тело, сегодня является туристическим объектом в Запретном городе.
Вступление в императорский гарем: стоило ли оно того?
Придворные дамы в традиционных маньчжурских одеждах. 1910–1925 гг. Библиотека Конгресса США
Истории таких наложниц, как Чжэнь, до сих пор волнуют умы. С одной стороны — жизнь в роскоши, с другой — непрекращающаяся борьба, страх, одиночество.
Возникают вопросы:
- Были ли эти юные девушки готовы к испытаниям, ожидающим их за воротами дворца?
- Стоила ли игра свеч?
- Зная, что их ждёт, пошли бы они на отбор снова?
Жизнь во дворце — это постоянные интриги, страх ошибиться, необходимость родить наследника, и, возможно, самое тяжёлое — одиночество среди роскоши.
Великий поэт династии Тан Ли Бо в своей поэме «Печаль дворца у Дальних Врат (II)» выразил это одиночество так:
Весна уходит — и некому проводить,
В лавровой тени — лишь тянущийся траур.
А по золотым стенам
осенней пылью плывёт печаль.
В изумрудном небе блестит луна, как зеркало,
Освещая одиночество в Дворце Дальних Врат.
— Ли Бо (701–762)