Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Бронзовые изделия династии Шан: как развивалось захватывающее мастерство и техника

Оглавление

Более трех тысяч лет назад легендарная династия Шан создавала завораживающие и загадочные изделия из бронзы, символика и значение которых до сих пор ускользают от нас.

Бронзовая ваза типа Ю и легендарный Юй
Бронзовая ваза типа Ю и легендарный Юй

Династия Шан возникла примерно в то же время, когда процветали египетская и месопотамская цивилизации. Объединив медь, олово, а иногда и свинец или цинк, бронза стала первым металлом, который люди производили в культурах по всему миру. Поскольку она стала новым материалом для производства инструментов, оружия и сосудов, человечество постепенно вышло из каменного века в бронзовый век. В течение нескольких столетий металлургия распространилась по всей Евразии, и ремесленники вдоль Желтой реки по-настоящему овладели этим искусством. Этот новый материал приобрел религиозное и политическое значение как часть поклонения клана Небесам, своим Предкам и миру духов. Их значение пропитано богатой, долгой и глубокой культурной традицией Китая.

Династия Шан

Географическое положение династии Шан, Институт искусств Миннеаполиса
Географическое положение династии Шан, Институт искусств Миннеаполиса

Династия Шан (商) (ок. 17-11 вв. до н. э.) правила большей частью сегодняшнего северного Китая. Мощное государство, сосредоточенное вокруг современных провинций Хэнань, Хубэй, Шаньдун, Шэньси и Шаньси, его влияние ощущалось в более мелких государствах и городах вплоть до реки Янцзы. Когда-то низведенное до уровня легенд, археология окончательно доказала его историческое существование. На Цзягувэнь (甲骨文), или «Костях оракула», надписанные черепашьи панцири и плечевые кости крупного рогатого скота, заархивированы в старейших полностью разработанных китайских письменных гаданиях — записях правителей Шан. Археологи сообщают нам, что Шан, охватывающий две фазы: период Эрлиган (二里崗) (ок. 17-14 вв. до н. э.) и период Аньян-Иньсюй (安阳–阴虚) (ок. 14-11 вв. до н. э.), представляющий перемещение их столицы. У них была сложная администрация, религия и экономика, а также технологически продвинутые строители, фермеры, бронзовщики и ремесленники. Правители Шан, жившие в больших городах, разбросанных по всему ландшафту, поддерживали веру в свое божественное право на власть посредством надлежащего соблюдения сложных ритуалов и подношений Небесам и Предкам. С этими сущностями регулярно консультировались по поводу благоприятности или неблагоприятности их политики и действий.

Бронзовые изделия династии Шан: совершенство мастеров своего дела

Сосуд типа гонг, ок. 13в. до н.э., Музей Метрополитен
Сосуд типа гонг, ок. 13в. до н.э., Музей Метрополитен

В северном Китае, между Шаньдуном и Хэнанем, первые бронзовые предметы непосредственно следуют стилям предшествующей неолитической культуры Луншань (ок. 2000-1600 гг. до н. э.), где, как говорят, находилась мифическая династия Ся. Шан преуспели в бронзовом ремесле и производили богато детализированные ритуальные сосуды, декоративные предметы, музыкальные инструменты, орудия труда и, в меньшей степени, оружие. Первые образцы бронзовых сосудов имитируют дизайн керамической посуды. Но по мере роста их мастерства растет и их изысканность в этих украшениях.

Еще в зачаточном состоянии мастера Шан по бронзе производят немного тонких изделий, используя сплав меди, цинка и высокой степени олова. Инновация Шан заключается в изобретении ими техники, отличной от метода выплавляемого воска, распространенного во всем мире. Сосуды отливались в резные и гравированные керамические формы. Используя этот метод, мастера, как правило, выбирали симметричные и горизонтальные конструкции.

Мастера по бронзе могут отливать сплавы с различным соотношением меди, олова и свинца в резные глиняные формы при контролируемых температурах от 810 до 960 градусов по Цельсию в зависимости от сплава. Чем выше доля меди, тем выше необходимая температура. Узоры на бронзовых сосудах становились все более витиеватыми и изысканными, поскольку стенки также становились толще. Постепенно сосуды были полностью покрыты четко разделенными узорами и мотивами. Сопоставляя более высокие и низкие рельефные мотивы на тонко отлитой бронзе, мастерство мастеров Шан в этом материале представлено через все более сложные и замысловатые декоративные схемы.

-4

Шан производил высококачественные сосуды с увлекательными абстрактными рисунками, в основном взятыми из реальных и воображаемых животных. Слоны, бараны, птицы, драконы, быки и мифические таоте на спиральных узорах фонов перетекают из одного мотива в другой, создавая эти богато украшенные сосуды, которые вы видите здесь. Крупномасштабное производство бронзы требовало организованной и знающей рабочей силы.

За эти годы были найдены тысячи бронзовых артефактов. Бронзовые изделия классифицируются по функциям, таким как приготовление пищи, хранение жидкости, хранение продуктов, орудие труда, оружие, музыкальный инструмент и т. д. Существует 30 различных типов ритуальных бронзовых сосудов, предназначенных для еды и питья. Классификация основана на некоторых эпиграфических свидетельствах, а другие присвоены в соответствии с их использованием. Большая часть этой классификации является работой историков и любителей искусства династии Сун (10-13 вв. н. э.).

Бронзовые изделия династии Шан: мифологический царь Юй и Дин

Юй Великий, изображение династии Хань, Википедия
Юй Великий, изображение династии Хань, Википедия

Существует несколько различных версий подвигов легендарного Юя. Поскольку королевство было опустошено большим наводнением, император попросил Гуня контролировать наводнения. Гунь построил большие земляные дамбы, которые прорвались. Юй, преуспев там, где его отец Гунь потерпел неудачу, усмирил большие наводнения, опустошившие Китай, осушив воду и направив реку. Его успех принес ему положение императора. Основатель знаменитой династии Ся (17-15 вв. до н. э.), он также разделил царство на 9 провинций и послал в каждую из них бронзовый треножник ( дин ). 9 треножников, или дин, перешли в следующие династии Шан и Чжоу и стали символизировать власть, престиж и единство.

Бронзовый Дин Шан, Музей Чернуски, Париж.
Бронзовый Дин Шан, Музей Чернуски, Париж.

Бронзовые сосуды занимали важное место в престиже правителей Шан. Например, в гробнице знаменитой воительницы королевы Фу Хао, обнаруженной около Аньяна, содержалось 1,6 тонны богато украшенных бронзовых изделий. Такие сосуды, как чашки, кувшины, котлы и т. д., содержащие еду и напитки, использовались этими правителями в ритуальных целях для подтверждения своего происхождения и права на власть. Сосуды использовались для подношений предкам и для других ритуальных обрядов и поэтому имели особенно высокое религиозное значение. Чаще всего их находят в гробницах, где они были частью богатства вещей, таких как керамика, оружие, нефрит, люди, животные и колесницы, которые они будут иметь с собой в загробной жизни.

Бронзовые изделия династии Шан: религиозное и символическое значение

Ритуальный бронзовый сосуд Таоти, Sotheby's
Ритуальный бронзовый сосуд Таоти, Sotheby's

Бронзовые сосуды династии Шан были священными и осязаемыми символами небесной власти. Их использование в публичных ритуалах усиливало их роль как лидеров своего народа и их привилегированное прямое общение и исполнение воли Небес и защиту предков. Рисунки на этих сосудах были предназначены для отражения неблагоприятных сил, которые могли помешать ритуалам. На бронзовых изделиях часто были надписи владельцев или клана. Значение этих комбинаций мифических и реальных животных и абстрактных рисунков было явно важно для их владельцев, но остается загадкой для нас сегодня.

Например, ритуальный бронзовый сосуд Таоте с лицом с двумя большими глазами, носом, без челюсти и иногда с рогами является одним из самых узнаваемых мотивов древнего Китая, несмотря на множество потенциальных вариантов. Лицо легендарного Таоте, сына бога Цзиньюня, чье обжорство, злоба и антропофагия являются напоминанием всем тем, кто знает его историю о зле жадности, расточительства и алчности. Найденное на неолитических нефритах культуры Лянчжу и в бронзах династии Ся, родовое происхождение этого мотива уходит далеко в текстовую неизвестность самых ранних земледельцев Китая. Тем не менее, несмотря на свою отдаленность во времени, это устрашающее лицо должно напоминать нам об этих важных уроках, усвоенных первыми земледельцами и тысячами поколений земледельцев с тех пор.

Бронзовый ритуальный сосуд для воды с изображением дракона, поздняя династия Шан, Christie’s
Бронзовый ритуальный сосуд для воды с изображением дракона, поздняя династия Шан, Christie’s

Как наиболее распространенный символ Китая, дракон ( длинный –龍), несомненно, является существом с очень разнообразными значениями, символикой и важностью. Китайский дракон ближе к змее, чем западноевропейский дракон. Он живет в воде, на небесах и на земле. Драконы стали олицетворять силу, божественность и Воды. С драконами связаны сотни легенд. Он стал символом императорской и аристократической власти, а некоторые даже богом воды. Драконы появляются в Цзягувэнь как поднимающаяся змея с усами и рогами, а на бронзовых изделиях его форма более стилизована.

Искусство бронзы Шан – Дин

Бронзовый ритуальный сосуд Дин на треноге, династия Шан, XII-XI вв. до н.э., Бруклинский музей
Бронзовый ритуальный сосуд Дин на треноге, династия Шан, XII-XI вв. до н.э., Бруклинский музей

Одной из самых узнаваемых форм бронзы династии Шан является Дин-тренога. На протяжении тысяч лет эти типы сосудов были символами власти, и поэтому способность правителя приобрести Дин- треногу высокого качества означала, что его правление было узаконено и одобрено Небесами. Дин, однако, с его круглым корпусом, большими ручками и цилиндрическими ножками, являются в керамике и бронзе обычной формой для пищевых контейнеров и сосудов для приготовления пищи. Дин -сосуды эпохи Шан тонкие, с глубоким и круглым корпусом, небольшими вертикальными ручками и обычно полыми ножками. К концу периода Шан их форма становится еще более круглой, ручки становятся толще, а ножки больше не полые и вместо этого могут иметь стилизованные листовидные ножки с рисунками драконов или птиц, например.

Гу

Бронзовый сосуд Гу, династия Шан, 1200-1050 гг. до н.э., Британский музей
Бронзовый сосуд Гу, династия Шан, 1200-1050 гг. до н.э., Британский музей

Сосуды Гу (觚) в форме чаши с расширяющимися концами, вероятно, являются наиболее узнаваемым типом китайских сосудов. Кубок, который, вероятно, содержал некоторое количество ферментированного вина, был украшен в своей средней части. Также происходящие от керамических предшественников, сосуды Гу часто украшаются фризом из масок таоте (饕餮), а иногда и геометрическими мотивами. К концу периода Шан сосуды Гу становятся выше, тоньше и полностью украшенными.

Цзюэ

Винный сосуд типа «цзюэ» Jue (爵) династии Шан, Музей Метрополитен
Винный сосуд типа «цзюэ» Jue (爵) династии Шан, Музей Метрополитен

Винный сосуд цзюэ (爵) тренога предназначалась для хранения и подогрева ферментированных напитков, особенно во время ритуальных церемоний. Самый древний тип бронзового сосуда, который не произошел от керамических конструкций. Это нововведение первых металлургов, хотя оно может происходить от других неизвестных объектов, которые не сохранились в археологических записях.