Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как китайский фарфор стал символом власти и вкуса

Оглавление

История фарфора начинается с развития керамического искусства Китая. Первые образцы фарфора появились во времена династии Хань.

Китайский фарфор восхищает своей уникальной красотой уже более тысячи лет. Однако его богатая история выходит за рамки исключительно утилитарных и декоративных функций. В какой-то момент белое золото, как его когда-то называли, символизировало власть и изысканный вкус. Его история берёт начало в древних обжиговых печах Китая. Оттуда он распространился по всему миру по мере роста спроса. В Европе он пользовался большой популярностью среди высшего общества континента.

Краткая история создания фарфора в Китае

Фрагмент каолиновой глины, используемой для производства фарфора, база данных MEC
Фрагмент каолиновой глины, используемой для производства фарфора, база данных MEC

История фарфора начинается с развития китайского керамического искусства . Это мастерство было разработано более 2000 лет назад, и первые зачатки фарфора появились во времена династии Хань. Однако настоящий фарфор, стекловидный и блестящий на свету, появился во времена династии Тан. Мастера создавали его из смеси каолиновой глины и горного хвойного камня петунце. Затем смесь обжигали в печах при температуре свыше 1200 градусов Цельсия. Этот процесс позволял создавать прочные, лёгкие и водонепроницаемые керамические изделия.

Благодаря этим качествам фарфоровые изделия были не только полезными, но и красивыми. Долгие годы метод изготовления фарфора держался в строжайшем секрете. Эта секретность позволила Китаю на протяжении веков практически полностью монополизировать его производство и торговлю.

Фарфоровые изделия в императорском Китае

Ваза Мэйпин, украшенная белым драконом, XIV век, Музей Янчжоу, Китай, Google Arts & Culture
Ваза Мэйпин, украшенная белым драконом, XIV век, Музей Янчжоу, Китай, Google Arts & Culture

На заре своего существования фарфор производился практически исключительно для правящего класса Китая. Обжиговые печи, спонсируемые империей, особенно в Цзиндэчжэне, стали центром новых инновационных идей в производстве фарфора в эпоху династий Сун, Юань и Мин . Создаваемые ими изделия часто несли в себе глубокий символизм, включая идеалы конфуцианства и даосизма .

Например, символ дракона символизировал силу и божественную мощь и занимал видное место в фарфоровой посуде, изготовленной для императорских дворов. Мотивы феникса и лотоса, напротив, символизировали мир, чистоту и удачу. Эти мотивы превращали повседневные предметы в могущественные артефакты, которые использовались в ритуальных церемониях, придворных мероприятиях и в качестве важных даров правителям других регионов для укрепления отношений.

Спрос на фарфор в Европе

Несколько предметов китайского фарфора «Персиковая кожура» периода Канси, 1662–1722 гг. н. э. Источник: Фонд Баура
Несколько предметов китайского фарфора «Персиковая кожура» периода Канси, 1662–1722 гг. н. э. Источник: Фонд Баура

К VII веку китайский фарфор стал одним из самых востребованных товаров на Морском Шёлковом пути. Со временем он завоевал популярность как среди купцов, так и среди правителей. Арабские торговцы играли ключевую роль в торговой сети. Они не только способствовали распространению фарфоровых изделий, но и влияли на технологию их изготовления. Например, персидский кобальт использовался китайскими художниками-фарфористами в качестве синего пигмента для создания знаменитого сине-белого фарфора. На некоторых изделиях даже присутствовали арабские надписи и исламские узоры. Этот динамизм доказал, что китайские производители фарфора способны адаптироваться к потребностям покупателей из других регионов.

Джованни ди Биччи Медичи, основатель банка Медичи. Источник: Википедия
Джованни ди Биччи Медичи, основатель банка Медичи. Источник: Википедия

Изделия из фарфора начали появляться в Европе в XIII веке. Марко Поло, венецианский исследователь, купец и писатель, видевший этот фарфор во время своих путешествий в Китай, дал ему название «porcellana» в своей книге «Il Milione». Первые изделия, попавшие в Европу, были настолько ценными, что владельцы часто оправляли их в золотые или серебряные рамы и выставляли напоказ как произведения искусства, а не использовали в практических целях.

Семья Медичи во Флоренции была одной из первых в Европе, кто коллекционировал фарфор. Они даже оплачивали услуги местных мастерских, пытавшихся скопировать его внешний вид и текстуру. Однако многие ранние попытки в Европе привели к созданию мягких имитаций фарфора, которые были не такими прочными и яркими, как настоящий китайский аналог.

Открытие формулы создания фарфора

Ваза династии Цин «Mille Fleurs» (тысяча цветов), 1736-95 гг. н.э. Источник: Музей Гиме.
Ваза династии Цин «Mille Fleurs» (тысяча цветов), 1736-95 гг. н.э. Источник: Музей Гиме.

XVI и XVII века стали переломным моментом. Торговцы из Португалии, Нидерландов, а позднее из Англии и Франции начали напрямую отправляться в Китай за фарфоровыми изделиями. Голландская Ост-Индская компания (VOC) взяла на себя ведущую роль в этом бизнесе и в период с XVII по XIX века отправила десятки миллионов фарфоровых изделий из Китая в Европу.

Они вызвали огромный приток фарфоровых изделий, благодаря чему фарфор стал обычным предметом в домах богатых европейцев, особенно в виде обеденных тарелок, ваз и чайных сервизов. Некоторые даже в своих домах устраивали специальные комнаты для демонстрации фарфора.

В то время как гонка за копирование китайского фарфора становилась всё более ожесточённой, немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер, работавший на Августа Сильного Саксонского, наконец раскрыл секрет в 1708 году. Это открытие привело к созданию в 1710 году Мейсенской фарфоровой фабрики, первой в Европе, успешно производившей твёрдый фарфор. Вскоре во Франции и Англии появились другие фабрики , каждая из которых создавала собственные местные стили, продолжая при этом черпать вдохновение из китайских оригиналов.

Даже когда Европа производила свой фарфор, китайский фарфор по-прежнему высоко ценился. Однако китайская монополия была разрушена.