Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Что представлял собой Небесный мандат в Древнем Китае?

Оглавление

Китайский миропорядок четко описывал, как император получал право на власть. Он должен был обладать Небесным Мандатом.

Император Китая стоял на вершине китайского общественного строя. Независимо от того, какая династия находилась у власти, императорская власть была практически неизменной на протяжении более чем 2000 лет китайской истории. Он обладал как мирским, так и духовным значением; его обязанностью было управлять Китаем в соответствии с законами вселенной.

Политические теоретики и религиозные деятели империи разработали сложную идеологию, определяющую право императора на власть: «Мандат Неба». Китайский император обладал абсолютной властью, но, как мы вскоре увидим, ему также было что терять.

Когда появился Небесный Мандат?

Бронзовый сосуд с изображением тигра, династия Чжоу. Источник: Национальный музей азиатского искусства.«Небесный мандат» — древняя концепция в китайской культуре. Историки полагают, что она впервые была сформулирована во времена династии Чжоу (ок. 1046–256 гг. до н. э.). Чжоуские цари разработали эту теорию, чтобы объяснить и оправдать своё восстание против предыдущей династии Шан . Они считали, что правители Шан впали в немилость у божественного порядка и, следовательно, могли быть заменены.
Бронзовый сосуд с изображением тигра, династия Чжоу. Источник: Национальный музей азиатского искусства.«Небесный мандат» — древняя концепция в китайской культуре. Историки полагают, что она впервые была сформулирована во времена династии Чжоу (ок. 1046–256 гг. до н. э.). Чжоуские цари разработали эту теорию, чтобы объяснить и оправдать своё восстание против предыдущей династии Шан . Они считали, что правители Шан впали в немилость у божественного порядка и, следовательно, могли быть заменены.

«Небесный мандат» — древняя концепция в китайской культуре. Историки полагают, что она впервые была сформулирована во времена династии Чжоу (ок. 1046–256 гг. до н. э.). Чжоуские цари разработали эту теорию, чтобы объяснить и оправдать своё восстание против предыдущей династии Шан . Они считали, что правители Шан впали в немилость у божественного порядка и, следовательно, могли быть заменены.

Последующие династии продолжали развивать доктрину «Небесного мандата». Её значение в китайской политической мысли менялось со временем, и в одних династиях она играла гораздо более важную роль, чем в других. Тем не менее, она сохранялась как имперская идеология более 2500 лет.

Что такое Рай в китайской теологии?

Картина, иллюстрирующая китайский пантеон богов и духов, династия Цин. Источник: Музей Хунани.
Картина, иллюстрирующая китайский пантеон богов и духов, династия Цин. Источник: Музей Хунани.

Китайская религиозная культура уникальна среди мировых духовных систем. Китайский народ на протяжении тысячелетий почитал бесчисленное множество божеств, но ни одно из них никогда полностью не вытесняло других. Понятие «Неба» в китайской религии также совершенно отличается от понятия «Неба» в авраамических религиях .

Китайское слово «Небо» — «тянь» . Обычно оно обозначает нечто, выходящее за рамки предков и божественных начал — сам порядок вселенной. Оно безлично, не имеет определённой формы или человеческих черт. Некоторые мыслители древнего Китая связывали «тянь» с понятием Шанди (высшего духовного правителя), но это не всегда было так. Чаще всего «тянь» означал равновесие космоса.

Надпись на ритуальном сосуде, период Западного Чжоу, два иероглифа, выделенные красным, означают «Тяньцзы» (Сын Неба). Источник: Wikimedia Commons
Надпись на ритуальном сосуде, период Западного Чжоу, два иероглифа, выделенные красным, означают «Тяньцзы» (Сын Неба). Источник: Wikimedia Commons

Китайские династии придерживались доктрины, описывающей императора как Сына Неба. Императоры, по сути, были полубогами; народ был обязан повиноваться им и почитать их, как местных богов или своих родителей. Японцы позже развили схожую концепцию в отношении своих императоров. В Японии же императорская семья претендовала на прямое божественное происхождение. Это был шаг вперёд по сравнению с китайским «Небесным мандатом».

Кто может обладать мандатом?

Официальный портрет императора Инцзуна, формат подвесного свитка, династия Мин. Источник: Национальный императорский музей, Тайбэй
Официальный портрет императора Инцзуна, формат подвесного свитка, династия Мин. Источник: Национальный императорский музей, Тайбэй

Вопрос о том, кто может законно обладать Небесным Мандатом, не давал китайским философам спать по ночам. Но, говоря проще, только один правитель мог претендовать на Небесный Мандат в любой конкретный момент времени. Если другой лидер, не принадлежащий к высшим эшелонам власти, оспаривал легитимность императора, с ним расправлялись сурово. Семья императора сохраняла Мандат до тех пор, пока вселенная не решала, что их время истекло.

Ни одна династия не имела божественного права править вечно. Император-основатель династии также не обязательно должен был происходить из знатных семей, в отличие от таких стран, как Япония или Франция. Некоторые из самых известных императоров Китая на самом деле происходили из простых семей. Император Хунъу, основатель династии Мин в 1368 году, был сыном крестьян.

Ксилография, иллюстрирующая последствия голода в Северном Китае 1876–1879 годов. Источник: DisasterHistory.org
Ксилография, иллюстрирующая последствия голода в Северном Китае 1876–1879 годов. Источник: DisasterHistory.org

Если император не служил своему народу справедливо или не соблюдал должные ритуалы, он рисковал потерять Небесный Мандат. Китайцы считали стихийные бедствия, эпидемии, голод и войны возможными признаками утраты династией Мандата. В случае любого из этих событий восстание против правящей династии и восстановление естественного и общественного порядка становилось законным.

Революция и смена династий

Ранняя фотография китайских ворот, датируемая династией Хань, 1875 г. Источник: Библиотека Конгресса
Ранняя фотография китайских ворот, датируемая династией Хань, 1875 г. Источник: Библиотека Конгресса

Падение императорской династии стало монументальным сдвигом в истории Китая. В целом, основные династии после эпох Цинь и Хань, по-видимому, пытались сохранить определённую идеологическую преемственность с прошлым Китая. В то же время они утверждали свою верховную власть, часто уничтожая записи и памятники своих предшественников. Однако каждая династия после Чжоу основывала свою легитимность на доктрине «Небесного мандата». Это касалось и династий некитайского происхождения, таких как Юань и Цин.

«Сад удовольствий», Тан Ифэнь, 1848 год, свиток, Источник: Британский музей
«Сад удовольствий», Тан Ифэнь, 1848 год, свиток, Источник: Британский музей

Отношение династии Цин к Небесному мандату представляет собой особенно интересный пример. Когда этот этнически маньчжурский клан захватил власть в середине XVII века, они сделали это не у предыдущей династии Мин. На самом деле, они отобрали Мандат у ханьских мятежников, свергнувших династию Мин.

Эти мятежники были мотивированы неадекватной реакцией императоров династии Мин на частые стихийные бедствия и нищету. Маньчжуры использовали разногласия между повстанческими группировками для создания мощных союзов. В 1644 году они и их союзники из числа ханьцев захватили Пекин. Они утверждали, что Небесный мандат перешёл к маньчжурскому клану Айсинь Гёро.

Новой династии Цин пришлось искать сложный баланс. Будучи представителями этнического меньшинства, маньчжурские императоры осознавали свой статус чужаков. Тем не менее, стремление сохранить свою культурную самобытность они сочетали с попытками перенять китайские культурные практики и терминологию. Провозглашение права править Китаем по Небесному мандату было самым прямым путём к политической легитимности.

Конфуцианский взгляд на мандат

Посмертный идеализированный портрет Конфуция, XVIII век. Источник: National Geographic
Посмертный идеализированный портрет Конфуция, XVIII век. Источник: National Geographic

Во времена династии Чжоу в Китае зародилась конфуцианская традиция. Делая акцент на индивидуальной и коллективной морали и отношениях, конфуцианская мысль остаётся одним из величайших интеллектуальных вкладов Китая в человеческий опыт. Развиваясь с течением времени, она переплеталась с более ранним учением о Небесном мандате.

Конфуцианская философия уделяла большое внимание государственному управлению, даже больше, чем даосизм и другие китайские школы. Ведь сам мудрец Конфуций пытался сделать карьеру в политике. Он стал советником нескольких местных правителей, но его грандиозные политические амбиции не осуществились так, как он хотел. Тем не менее, Конфуций никогда не отказывался от ценности, которую он придавал правильному политическому поведению.

Погребальная урна времен династии Западная Цзинь, III или IV век. Источник: Метрополитен-музей.
Погребальная урна времен династии Западная Цзинь, III или IV век. Источник: Метрополитен-музей.

Конфуцианские идеалы надлежащего политического поведения часто сочетали духовное и мирское. Мудрец и его ближайшие последователи не особо заботились о поклонении богам, но они верили в необходимость соблюдения определённых ритуалов. Соблюдение таких практик, как, например, почитание предков, было необходимо для нравственного общества. Ритуалы, конечно, чтили божественное, но, что ещё важнее, поддерживали единство общества. Идея безличного Неба – космического порядка, основанного на иерархии отношений и межличностных обязательств, – хорошо согласовывалась с учением Конфуция.

Небесный мандат и некитайские традиции

Католические миссионеры-иезуиты работают с китайскими астрономами, XVIII век. Источник: China Underground
Католические миссионеры-иезуиты работают с китайскими астрономами, XVIII век. Источник: China Underground

Конфуцианская мысль доминировала в интеллектуальной среде императорского Китая. Однако на протяжении всей истории Китая различные верования и ритуальные системы, как правило, смешивались, а не оставались строго обособленными. Так, буддизм, даосизм и конфуцианская философия переплелись и пришли к общей концепции Небесного мандата. В меньшей степени это произошло и с некитайскими религиями.

Возьмём, к примеру, китайское христианство. Когда в конце XVI века в Китай начали прибывать католические миссионеры-иезуиты , они пытались создать новую религию в и без того сложной духовной ситуации. Китайские новообращённые в христианство прекрасно осознавали теологические различия между традициями их предков и монотеистическим принципом католической церкви. Поэтому они стремились найти обоснование совместимости двух культур.

Иллюстрация Маттео Риччи и Сюй Гуанци, ок. 1670 г., Источник: Wikimedia Commons.
Иллюстрация Маттео Риччи и Сюй Гуанци, ок. 1670 г., Источник: Wikimedia Commons.

Один из китайских христиан-новообращенных, ученый Ли Чжизао, считал, что китайские конфуцианцы, даосы и буддисты не смогли понять истинную природу Небес. Ли встречался с Маттео Риччи, итальянским священником-иезуитом, возглавлявшим первые китайские миссии Церкви и принявшим христианское крещение. По убеждениям Ли, католическое учение о Боге дополняло китайское представление о Небесах: «В объяснении Небес ни одна книга не превосходит „Книгу перемен“, источник наших письменных иероглифов. В ней говорится, что изначальная сила (цяньюань), управляющая Небесами, — царь и отец всего».

Обратите внимание на стремление Ли дополнить безличное Небо личностным творцом. Он намеренно цитирует конфуцианский трактат «О переменах», прочно укореняя свою мысль в классической китайской философии и практике. Он утверждал, что другие конфуцианские учёные его времени были знакомы с Мандатом Неба и природой космоса, но простые китайцы — нет. Ли фактически поддерживает миссионерскую деятельность иезуитов, призывая китайцев рассмотреть возможность перехода в католичество. По мнению Ли Чжицзао, конфуцианская мысль всё ещё обладала великой мудростью и ценностью для китайской культуры, но её понимание божественного было неполным.

Как Небесный мандат повлиял на историю Китая?

Комплекс Храма Неба в Пекине, династия Мин. Источник: The Review of Religions
Комплекс Храма Неба в Пекине, династия Мин. Источник: The Review of Religions

Небесный мандат как идеология направлял китайское государственное управление в эпоху экспансии. Подобно божественному праву европейских королей, Небесный мандат наделял китайского императора религиозной функцией. Его правление было естественным законом. Однако, по крайней мере теоретически, власть правящей династии не была абсолютной. Слишком суровые действия по отношению к народу или бездействие перед лицом стихийных бедствий могли обернуться крахом династии. В этом случае могла возникнуть новая династия и заявить о своих правах на Небесный мандат.

Непреходящее наследие конфуцианской идеологии продолжает определять китайскую (и более глубокую восточноазиатскую) культуру. Сегодня коммунистическое правительство Китая больше не основывает свою легитимность на Небесном Мандате. Императоры прошлого давно ушли в прошлое. Тем не менее, Мандат оказывал огромное влияние на китайскую политическую философию на протяжении более двух тысяч лет. Он стал основой могущественных династий и уникальным образом соединил светское и священное.