Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как применялись фортификации в древнекитайском военном деле

Оглавление

В то время как древнекитайская война часто характеризовалась большими армиями в генеральных сражениях, осадная война и разграбление городов также были обычными чертами. Огромные земляные стены с башнями и окружающие рвы или рвы стали обычной стратегией обороны для большинства городов, даже с неолитического периода.

Укрепления также считались необходимыми для защиты определенных уязвимых участков государственных границ, особенно в период Воюющих царств с V века до н. э. Эта стратегия достигла кульминации в Великой Китайской стене династий Цинь и Хань. Тем не менее, китайская война была какой угодно, но не пассивной, и большинство командиров прекрасно знали ограничения оборонительной политики, основанной на долгой и горькой истории павших городов, и, как и их коллеги в других древних культурах, они гораздо больше предпочитали мобильность, обеспечиваемую колесницами и кавалерией, или преимущества упреждающих ударов и быстрого отступления.

Ранние укрепления

Модель сторожевой башни Хань
Модель сторожевой башни Хань

Первое, что нужно было сделать при рассмотрении возможной обороны города или поселка , — это выбрать географически выгодное место. По этой причине многие древние китайские города в период неолита строились на холмах и/или около рек, чтобы обеспечить естественное препятствие для атакующих сил. Еще лучше было возвышенное место, защищенное слиянием двух или трех рек, которое было все еще достаточно высоким, чтобы избежать риска наводнения. Затем нужно было еще больше затруднить доступ, окружив поселение рвом, практика с прослеживаемыми остатками, датируемыми 7-м тысячелетием до н. э., но ставшая обычной практикой в ​​неолитические времена, особенно на таких объектах, как культура Луншань (ок. 3000-1700 гг. до н. э.).

Требовалось огромное богатство и власть, чтобы заставить население строить укрепления, на строительство которых уходили годы.

Выкопанная из рвов почва могла быть использована для дальнейшего повышения места поселения или строительства элементарной стены на стороне рва, ближайшей к поселению. Кроме того, местный источник воды мог быть отведен, чтобы превратить ров в ров и представить еще более грозное препятствие для вражеских солдат. По мере того, как война становилась более распространенной чертой повседневной жизни, рвы становились шире (до 50 м) и глубже (до 6 м), а стены выше (до 5 м) и толще (до 25 м). Однако только во времена династии Чжоу (1046-256 гг. до н. э.) осада укрепленных городов стала более распространенной стратегией, когда считалось необходимым не только победить врага в поле, но и уничтожить его поселения.

Ранние укрепления вполне могли иметь важное социальное влияние

Хотя история показывает, что силы разрушения обычно подавляют конструктивно ориентированные усилия, оборонительная прочность, обеспечиваемая самыми ранними стенами и рвами, сделала возможным постепенное накопление товаров, производимых ткацкими и ремесленными производствами, способствовала одомашниванию животных, защищала возникновение и расширение сельского хозяйства и давала приют металлургическим мастерским. Она также способствовала социальной сплоченности и воспитывала чувство идентичности, отделяя сообщество от внешнего мира

Кроме того, такие последствия, как накопление товаров и богатства в пределах обороняемого пространства, вполне могли способствовать тому, что эти поселения стали заманчивой целью для алчных соседей, что привело к необходимости еще более мощной обороны. Конечно, для того, чтобы принудить население к строительству укреплений, в первую очередь требовалось большое богатство и власть. Существует множество свидетельств того, что и мужчины, и женщины в тысячах человек должны были предоставлять свой труд, задуманный как форма налога, чтобы помочь построить оборонительные укрепления, на возведение которых уходили годы. Также использовались рабы и преступники. Например, во времена династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) осужденным за такие преступления, как непредумышленное убийство, наносили на лоб татуировку со словом chengdan , что означает «строитель стены», и поэтому их требуемое наказание становилось известным всему миру.

Башни ворот, Чанъань
Башни ворот, Чанъань

После возведения укреплений возникла бесконечная проблема поддержания, чтобы обеспечить постоянную целостность сооружений, чтобы внешняя поверхность стен оставалась гладкой и трудной для штурма, и чтобы рвы не были заполнены щебнем и подлеском. Следующая ода, которая относится к периоду Чжоу:

Толпы людей приносили землю в корзинах;
Они с криками швырнули его в рамы;
Они били его ответными ударами;
Они неоднократно шлифовали стены, и звучали они мощно.
Пять тысяч локтей их поднялись вместе,
Так что грохот большого барабана не заглушил их.

Развитие дизайна

-4

Со временем оборонительные стены стали более прочными и постоянными, поскольку война стала более частой реальностью повседневной жизни. Города использовали стены, сделанные из земли, толченой и сжатой (как в оде выше), с использованием деревянных балок и плоских инструментов, которые затем стали очень устойчивым к погодным условиям и чрезвычайно твердым материалом. Архитекторы начали понимать, что различные почвы, перемежающиеся определенным образом, придавали дополнительную прочность и устойчивость. Поскольку стены становились более внушительными и, следовательно, намного тяжелее, фундаменты должны были быть лучше подготовлены, чтобы выдерживать вес. Сама стена была сделана прочнее путем смешивания растительного материала, керамических черепков, песка, соломы и веток. Защитный нижний слой из речных камней также делал земляные стены более устойчивыми к эрозии.

Все чаще использовалась конструкция двойной стены, а затем стены были усовершенствованы еще больше, чтобы облицовываться камнем или кирпичом и подкрепляться поясными стенами. С VI века до н. э. стены начали укрепляться деревом, добавлять башни и монументальные ворота, включать зубцы для защиты лучников, и, по мере расширения городов, строились совершенно новые стены, чтобы охватить растущие пригородные районы. Великая столица Чанъань имела впечатляющие земляные стены и ворота с башнями. Городские стены высотой 5,3 метра окружали около 8600 гектаров (около 21 250 акров). Такие оборонительные сооружения, а также в других городах, особенно вблизи проблемных приграничных регионов, на самом деле были предназначены для защиты населения только на время, достаточное для организации армии и отправки ее на помощь.

Сторожевая башня на Великой Китайской стене
Сторожевая башня на Великой Китайской стене

Также верно, что массивные стены строились не только в целях практической обороны — многие из них были гораздо массивнее, чем требовалось для этой функции — но и для демонстрации власти над местным населением и обеспечения защиты аванпостов относительно небольшими силами, что было важным соображением, поскольку государства расширялись, и армия должна была охватывать обширные территории. Также верно, что внушительные укрепления оказывали важное психологическое воздействие на врага и, таким образом, действовали как сдерживающий фактор, который, при удаче, никогда не нужно было проверять в реальном бою . Эта идея поддерживается древними военными трактатами, которые фактически перечисляли и ранжировали города на основе их оборонительной силы.

Атака и защита

-6

Такие разработки, как башни в укреплениях, были ответом на часто изобретательные методы атаки, которым им приходилось противостоять. Армии оснащали себя лестницами, таранами и передвижными башнями, держали защитные укрытия, пока они атаковали оборону, устанавливали заранее построенные мосты из дерева и цепей, чтобы пересекать рвы, прорывали туннели у фундаментов, чтобы заставить стены обрушиться снизу, использовали артиллерию для стрельбы разрушительными тяжелыми ракетами и зажигательными бомбами, отводили реки, чтобы разрушить стены, и даже проникали через городскую канализацию, если могли. Защитники встречали эти атаки луками, арбалетами и, вероятно, всем остальным, что они могли сбросить на нападающих с большой высоты. Более тяжелые артиллерийские арбалеты, работавшие с помощью блоков и лебедок, стали полезными для обороны с 4-го века до н. э.

Защитники также не были лишены своих собственных необычных инноваций, поскольку они использовали такие устройства, как полые керамические кувшины, покрытые кожаным верхом и зарытые в их стены, таким образом, если кто-то начинал рыть туннель, керамика резонировала как предупреждение. Костры также разжигались с использованием таких материалов, как сушеная горчица, которая создавала густой дым, который можно было сдувать, атакуя туннели с помощью мехов.

Рвы должны быть глубокими и широкими, стены прочными и толстыми, солдаты и люди подготовленными, дрова и продукты питания предоставленными, арбалеты крепкими и стрелы сильными, копья и алебарды хорошо подходящими. Это метод создания прочной обороны. (Из военного трактата 4-3 вв. до н. э. Вэй Ляо-Цзы)

Великая стена и ее предшественники

-7

Еще более амбициозными, чем городские стены, были попытки построить стены вдоль государственных границ, особенно в период Воюющих царств (ок. 481-221 гг. до н. э.), хотя первые такие стены вдоль северных границ Китая , возможно, были построены еще в VIII в. до н. э. К V в. до н. э. и в ситуации, когда многие крупные государства воевали друг с другом, Китай стал перекрещиваться оборонительными пограничными стенами. Например, государство Вэй построило на своей границе с государством Цинь двойную пограничную стену, каждая сторона которой была толщиной более шести метров. Сами стены были защищены огромными квадратными сторожевыми башнями, построенными отдельно от них, но в пределах досягаемости огня. Историк Г. Шелах-Лави так говорит об укреплениях того времени:

Стены служили не только для того, чтобы не подпускать врагов, но и для того, чтобы контролировать передвижения подданных и удерживать их внутри. На символическом уровне эти стены служили колоссальным проявлением власти королей Воюющих царств и их способности не только возводить такие огромные памятники, но и преобразовывать физический ландшафт своих государств.

Большинство из этих сооружений Сражающихся царств были демонтированы, когда династия Цинь утвердилась в качестве единоличного правителя Китая в 221 г. до н. э., но они сохранили некоторые и даже расширили другие, самым известным из которых, конечно, является то, что стало известно как Великая Китайская стена. Это великое сооружение было снова расширено во времена династий Хань и Суй (581-618 гг. н. э.), так что оно протянулось примерно на 5000 километров от провинции Ганьсу на востоке до полуострова Ляодун. Стена не была сплошной структурой и имела несколько разрывов, поскольку была спроектирована для защиты северной границы Китая от вторжения кочевых степных племен.

-8

Квадратные сторожевые башни и сигнальные башни были построены в стене на регулярных интервалах, и быстрая связь между ними была возможна благодаря тому, что всадники на колесницах имели достаточно места, чтобы ездить по верху стен. Это было необходимо, поскольку на стене не размещалось постоянное войско, а сама стена была слишком большой для чего-либо, кроме регулярной патрульной охраны и периодического лагеря.

Также следует помнить, что хотя Великая стена стала символом древнего Китая, многие императоры предпочитали политику выплаты дани северным и западным племенам, которые угрожали границам империи . Это было намного менее затратно, чем война или даже постоянное размещение войск вдоль протяженных границ Китая. Также верно, что в реальных военных действиях китайские командиры предпочитали нападение обороне, и упреждающие удары по проблемным соседям были обычным методом поддержания территориального статус-кво, а не сидением за стеной в ожидании, когда враг проявит инициативу.