Колесница использовалась в китайской войне примерно с 1250 г. до н. э. , но достигла своего расцвета между 8 и 5 веками до н. э., когда различные государства постоянно боролись за контроль над Китаем . Используемая как символ статуса, ударное оружие, для преследования врага или как транспорт для лучников и командиров, она эффективно использовалась во многих сражениях того периода. В конце концов, с появлением более легкой и мобильной пехоты и особенно после введения кавалерии, ее ограничения стали более очевидными, в результате чего колесница стала играть второстепенную роль в войне с 3 века до н. э.
Колесницы Шан
Колесницы впервые появились в середине XIII века до н. э. и, вероятно, были завезены из Центральной Азии. Согласно китайской легенде, напротив, они были изобретены ближе к дому Желтым императором или одним из его министров Си Чуном. То, что они были импортированы, подтверждается отсутствием какой-либо значительной эволюции, отсутствием предшествующих транспортных средств, таких как телеги и фургоны, и тем, что самые ранние находки колесниц уже относительно сложны по конструкции. Прямоугольная обнесенная стеной платформа была прикреплена над одной поперечной осью, вокруг которой вращались колеса. Затем в лошадей впрягали один дышло, идущее от центра кабины.
Сначала их использование в государстве Шан (и некоторых соседях) было ограничено, и только несколько дворян использовали их в бою , а их производство, как и оружие в целом, контролировалось государством. Колесницы Шан обычно тащили пара лошадей, реже четверка, которые были небольшими коренастыми существами, управляемыми веревочной уздечкой и удилами, которые эволюционировали в кожаные версии, а затем в бронзовые . Колесницы имели два колеса, которые могли быть до 1,5 м (5 футов) в диаметре, причем 18 спиц были самым распространенным числом. Таким образом, колеса были намного выше колесниц 2-го тысячелетия до н. э. Микен и Ближнего Востока
Сделанные из дерева, бамбука, ротанга и тростника с некоторыми бронзовыми деталями, такими как части ярма и оси, они имели открытую переднюю часть и низкие боковины, иногда увенчанные защитным ограждением. Задняя часть не была открытой, как у колесниц в других культурах, а имела зазор для установки транспортного средства. Экипаж колесницы ( ma ) состоял из возницы, лучника (который обычно стоял с левой стороны) и иногда третьего солдата, вооруженного копьем или ножом-топором (с правой стороны). Интересно отметить, что в большинстве мест захоронения с колесницами похоронены только два человека.
Колесницы этого периода были найдены в 25 отдельных могилах, где они были похоронены вместе с двумя лошадьми, снаряжением и наездником, что указывает на высокий статус покойного. В этот ранний период важно отметить, что колесницы использовались гораздо больше для церемониальных целей, для придания престижа правителям и в качестве охотничьих транспортных средств, чем в качестве оружия войны . Одним из последних применений колесниц было ужасное наказание за такие преступления, как поджог, когда виновного привязывали и разрывали на части двумя колесницами, ехавшими в противоположных направлениях.
Колесницы Западной Чжоу
В период Западного Чжоу (Чжоу) (ок. 1046-771 гг. до н. э.) колесницы развивали более крупные колеса с большим количеством спиц и изгибом от ступицы, что увеличивало их прочность. Упряжки из четырех лошадей стали более обычным явлением, чем пары, и вся повозка получила щедрое украшение с использованием раковин каури и бронзовых деталей. Теперь всадники носили нагрудные и наручные доспехи из бронзы, кожаных чешуек или лакированных (суматранских) шкур носорогов и буйволов, в то время как лошади были защищены тигровыми шкурами с бронзовыми вставками. Дополнительный вес, который привел к этим разработкам, мог снизить подвижность колесницы, и, возможно, теперь они в основном использовались, чтобы произвести впечатление и деморализовать противника, в то время как командиры использовали их для лучшей координации своих войск.
Армия Западной Чжоу на пике своего развития имела около 3000 колесниц, дополнявших ее 30000 пехотинцев. Колесницы были организованы, как и во времена Шан, в корпуса по 25, подразделявшиеся на отряды по 5. Колесницы продолжали хоронить вместе с элитой в церемонии показного потребления, призванной произвести впечатление. Одна могильная яма в Люлихэ государства Янь содержала 42 лошади и их колесницы.
Колесницы Восточной Чжоу
В период Восточного Чжоу (771-226 гг. до н. э.) сотни мелких государств в Китае постепенно объединились в восемь крупных государств. Поскольку эти соперники сражались за территорию, сила и угроза их армий измерялись тем, сколько боевых колесниц они могли выставить в битве. Жесткая конкуренция гарантировала, что государства вкладывали значительные средства в увеличение своих колесничных армий. Например, в 632 г. до н. э. у Цинь было 632 колесницы, но всего столетие спустя они могли похвастаться 4900. В 720 г. до н. э. у Ци было 100 колесниц, но это число возросло до 4000 к началу V в. до н. э.
Колесницы продолжали совершенствоваться в плане конструкции, теперь у колес было до 26 спиц, центральный столб был укорочен для большей устойчивости, а кабина была покрыта закаленной кожей для дополнительной защиты. Иногда колесницы имели навес для отражения стрел, щеголяли знаменами и имели смертоносные зазубренные бронзовые лезвия, прикрепленные к ступицам колес. Четыре лошади и экипаж из трех человек продолжали оставаться нормой, но чрезмерное украшение колесниц Западной Чжоу в значительной степени исчезло.
Колесницы производились для разных целей — более легкие для скорости, чтобы преследовать убегающего врага, или более тяжелые и лучше бронированные для прямых атак на укрепленные позиции противника. Одной из специализированных колесниц того периода была колесница «воронье гнездо» или чао - че , которая имела более высокое шасси, усиленные колеса и башню на кабине, так что один человек — иногда даже сам командующий армией — мог лучше видеть поле боя и передавать приказы знаменосцам, которые сообщали о маневрах на древнем китайском поле боя.
В военном трактате V–III вв. до н. э. «Луйу - тао» ( «Шесть тайных учений») описывается необходимость того, чтобы воины на колесницах были лучшими и наиболее приспособленными в армии:
Правило отбора воинов для колесниц заключается в том, чтобы выбирать мужчин моложе сорока лет, высокого роста, чьи беговые способности таковы, что они могут преследовать скачущую лошадь, подбегать к ней, садиться на нее и ехать вперед и назад, влево и вправо, вверх и вниз, по всему кругу. Они должны быть способны быстро сворачивать флаги и вымпелы и иметь силу, чтобы полностью натянуть восьмипиковый арбалет. Они должны практиковаться в стрельбе вперед и назад, влево и вправо, пока не станут полностью искусными. Их называют «воинами боевых колесниц». Вы не можете не быть щедрыми к ним.
Развертывание и тактика
Колесницы обычно формировались в отряды по пять штук и развертывались либо отдельно, либо каждая колесница сопровождалась своим собственным контингентом пехоты. Они могли быть выстроены в одну линию вдоль фронта пехотных линий перед битвой или сгруппированы все вместе в мертвом центре. Командир мог использовать группу колесниц в качестве ударного оружия и атаковать определенную область строя противника или использовать их в ложной атаке, чтобы нарушить собственные маневры противника или в быстрой засаде.
Командиру приходилось быть осторожным с местностью при использовании колесниц, поскольку они могли увязнуть в мокрых условиях или сломать оси, если поле битвы было изрыто ямами и камнями — были случаи, когда командиры готовили поле, засыпая большие ямы. Дополнительным ограничением была маневренность транспортных средств. С фиксированной осью и лошадьми, привязанными к дышлом таким образом, что они не могли двигаться вбок, колеснице требовалось большое пространство для совершения значительных поворотов. Повороты или отступления, должно быть, были хаотичными, подвергая как лошадей, так и всадников атакам пехоты и лучников. В отчетах есть много случаев, когда всадников пронзала или вытаскивала из колесницы пехота, а колеса разбивали застрявшими копьями между спицами, когда колесница замедлялась для поворота. По этой причине каждая колесница обычно имела свой собственный небольшой отряд пехоты для ее защиты. Противник также мог предпринять контрмеры против колесниц, например, вырыть скрытые ямы и рвы на поле боя или разбросать колючки (группы металлических шипов), чтобы вывести лошадей из строя.
Колесницы не всегда использовались для прямого столкновения с врагом, но сохранялись как средство доставки войск на поле боя, предлагали генералу и командирам подразделений лучшую мобильность и обзор того, что происходило в хаосе битвы, или служили мобильной платформой для лучников, чтобы стрелять по врагу с расстояния (хотя толчки транспортного средства сделали бы точный огонь крайне затруднительным). Наконец, и, вероятно, в качестве последнего средства, колесницы могли быть организованы так, чтобы сформировать оборонительную стену , за которой осажденные войска могли бы лучше обороняться, как это делали поселенцы со своими повозками в вестернах 20-го века. Существует несколько примеров использования такой тактики, в том числе с успехом против численно превосходящего противника.
Иногда, как в битве при Пи в 595 г. до н. э. между Чу и Цинь, стычки между отрядами колесниц продолжались в течение нескольких дней, прежде чем пехота вступала в бой. В битве при Чэн в 713 г. до н. э. между северными Жун и Чэн последние использовали свои колесницы, чтобы совершить ложное отступление, а затем вернулись, чтобы окружить врага, который расстроился в своем преследовании. В битве при Чэньпу в 632 г. до н. э. между Цинь и Чу командующий, герцог Вэнь из Цинь, смог застать противника врасплох передвижениями своих войск, укрыв их облаком пыли, поднятым его колесницами, волочащими за собой ветки по сухой местности. В другой изобретательной тактике, примененной командиром Цинь, который снова столкнулся с Ци в битве при Пинъинь в 554 г. до н. э., колесницы были заполнены куклами и только одним всадником, чтобы создать впечатление, что армия намного больше, чем она была на самом деле. Хитрость сработала, поскольку командир Ци отступил, думая, что его значительно превосходят по численности.
Снижение использования
Период Чжоу был золотым веком колесниц, и никогда больше они не использовались в таком большом количестве. Однако это не значит, что они всегда использовались эффективно. Одна печально известная потеря произошла в 613 г. до н. э., когда крестьянское восстание в государстве Цу свергло его правителей. Союзники отправили армию, включавшую 800 колесниц, но крестьянская армия одержала победу.
Та же проблема поразила колесничную войну, как и в других культурах от Греции до Карфагена : колесницам требовалась относительно ровная местность и пространство для маневра, иначе их легко могла обойти с фланга более мобильная пехота противника, больше не отягощенная доспехами бронзового века или жестко развернутая только в трех движущихся вперед подразделениях. Есть эпизоды, когда колесницы все еще использовались как полезные мобильные отряды лучников или даже как своего рода артиллерия с установленными на них лебедочными арбалетами. Кроме того, литература продолжала излагать благородные добродетели героев, таких как Лан Шин, бесстрашно едущих на своих славных колесницах на врага. Тем не менее, реальность была такова, что примерно с 500 г. до н. э. меч заменял лук и копье, а лучшее развертывание пехоты снизило эффективность колесниц на поле боя.
Когда в 307 г. до н. э. была введена кавалерия, дни колесниц как эффективного оружия были серьезно сочтены, даже если такие армии, как империя Цинь (221-206 гг. до н. э.) использовали их в меньших количествах, и они присутствуют в Терракотовой армии Ши Хуанди (ум. 210 г. до н. э.) с некоторыми группами колесниц, сопровождаемыми более крупными подразделениями кавалерии, в то время как другие, по-видимому, функционировали в качестве полевого транспорта для групп офицеров. Во 2-м веке до н. э. Хань также продолжала выставлять их, но они, по-видимому, были исключением, когда дело касалось использования колесниц. В целом, как египтяне и месопотамцы обнаружили за тысячу лет до этого, ограничение маневренности колесницы на поле боя и приход более динамичных военных столкновений низвели ее до второстепенной роли в древнекитайской войне.