Первые три китайские династии Ся, Шан и Чжоу охватывали почти две тысячи лет, начиная с загадочной династии Ся и заканчивая политическим кризисом династии Чжоу.
Согласно китайской исторической традиции, китайской цивилизации около 5000 лет. Однако территория древнего Китая времён династий Ся, Шан и Чжоу была значительно меньше современной и в основном ограничивалась бассейном реки Хуанхэ. Со временем население продвинулось дальше на восток и юг, ассимилируя иные культуры. Хотя археологических доказательств существования династии Ся не найдено, археологические данные о династии Шан многочисленны. Цари династии Чжоу, правившие с примерно 1000 года до н.э., были уважаемы за строгое следование ритуалам, однако впоследствии стали марионетками в руках могущественных полководцев.
Династия Ся
Китайская историография, начиная с «Исторических записок» (Шицзи) Сыма Цяня, ведёт отсчёт с легендарного Желтого императора — первого из «Пяти императоров». Последний из них, император Шунь, передал трон Юю Великому, который, по преданию, укротил наводнения реки Хуанхэ, построив дренажные каналы. Юй считается основателем династии Ся: после его смерти царская власть впервые в истории перешла от отца к сыну — Ци.
Согласно традиции и археологическим находкам (начиная с 5000 года до н.э.), на территории Хуанхэ существовали сотни мелких общин, обнесённых стенами из утрамбованной земли. Однако в «Исторических записях» упоминается только династия Ся, приводится генеалогия её правителей, названия столиц и ключевые политические события — всё это указывает на то, что Ся была самым могущественным государством региона.
По словам Сыма Цяня, династией Ся на протяжении около 470 лет управляли 17 царей из 14 поколений. Современные китайские археологи отождествляют Ся с культурой Эрлитоу, открытой в 1959 году Сюй Сюшэном к востоку от Лояна. Однако прямых доказательств этому нет — надписей, соответствующих списку царей Сыма Цяня, пока не найдено.
Династия Шан
По данным Сыма Цяня, династия Ся пала, когда её 17-й правитель, тиран Цзе, потерпел поражение от Чэн Тана, правителя государства Шан (которое Сыма Цянь называет Инь, по названию столицы). Тан основал новую династию. Сыма Цянь перечисляет 29 царей Шан, правивших 23 поколения. Хронология этой династии варьируется, но, как правило, её датируют XVI–XI вв. до н.э.
Шан стала первой китайской цивилизацией, оставившей письменные источники — гадательные кости, с помощью которых жрецы предсказывали будущее для царя и его семьи. Более 200 000 фрагментов таких костей было обнаружено у Аняна (провинция Хэнань). Датируются они 1250–1050 гг. до н.э.; имена правителей на костях совпадают с последними девятью царями в списке Сыма Цяня.
Обнаружено более 500 археологических объектов культуры Шан, простирающихся от Ляонина на северо-востоке до Сычуани на юго-западе. Однако под прямым контролем царей находилась только часть этой территории. Часто встречающиеся вопросы в надписях на костях — исходы сражений, о которых спрашивали цари, принцы и военачальники.
Западная Чжоу
К XI в. до н.э. династия Шан столкнулась с наступлением западных государств, самым грозным из которых было государство Чжоу. Его правитель, Цзи Чан — Царь Вэнь («Культурный царь») — правил приблизительно с 1100 до 1050 года до н.э.
Сам Царь Вэнь не дожил до падения Шан, произошедшего около 1046 года до н.э., когда его сын Царь У («Воинственный царь») разбил армию Шан в битве при Муе, недалеко от столицы Шан. Считается, что решающую роль в победе сыграл талантливый военачальник Цзян Цзыя, служивший обоим царям.
После смерти Царя У в 1043 г. до н.э. на трон взошёл его юный сын Царь Чэн. Один из младших братьев Царя У, герцог Чжоу (Цзи Дань), объявил мальчика слишком юным для правления и стал регентом. Это вызвало мятеж со стороны других дядей. Несмотря на предупреждения советников, молодой царь, уверенный в поддержке Неба (по результатам гадания), решил подавить восстание.
После победы герцог Чжоу продолжил военные кампании и покорил восточный Китай, учреждая уделы для членов правящей семьи и сановников. Цзян Цзыя стал правителем государства Ци (территория современной провинции Шаньдун).
Цари Чжоу правили из столиц Фэнцзин и Хаоцзин, на противоположных берегах реки Фэн (совр. Сиань), объединённых под названием Фэнхао. Для укрепления восточных территорий герцог Чжоу основал Чэнчжоу (совр. Лоян) — восточную столицу династии.
Герцог Чжоу разработал важные принципы управления, часть которых зафиксирована в трактате «Шан шу» («Уважаемые документы»). Он первым сформулировал идею «Мандата Неба», согласно которой власть передаётся от одной династии другой по воле высших сил. Он также считал, что успешное правление зависит не от царя, а от умелых министров.
После восстановления порядка герцог Чжоу получил похвалу потомков за то, что добровольно отказался от власти и остался в Чэнчжоу. Однако существует версия, что его отставка не была добровольной — Царь Чэн мог утвердить свою власть и отстранить дядю.
Период Весны и Осени
Со временем колонии, основанные в ранний период Чжоу, становились всё более независимыми от центральной власти в Фэнхао. Одновременно царство Чжоу сталкивалось с угрозами со стороны варварских племён, включая народ Цюань Жун на северо-западе. В 771 году до н.э. Цюань Жун атаковали Фэнхао и убили чжоуского царя Ю. Его сыну пришлось покинуть столицу и восстановить двуречную резиденцию в Чэнчжоу, где он был провозглашён царём Пином. Этот перенос столицы ознаменовал конец Западного Чжоу и начало Восточной династии Чжоу.
Первая половина Восточного Чжоу, приблизительно с 770 по 481 гг. до н.э., известна как период Весны и Осени (Чуньцю), названный по хронике «Чуньцю» — летописи княжества Лу с 722 по 481 гг. до н.э., приписываемой Конфуцию, который занимал пост министра в этом княжестве в VI веке до н.э.
Во время этого периода власть чжоуского царя продолжала ослабевать, тогда как могущество вассальных княжеств возрастало. Если изначально существовало более сотни княжеств, то со временем их число сократилось до примерно десятка крупных. Большинство из них были основаны Чжоу и продолжали формально признавать верховенство царя в Лояне. Однако некоторые, такие как Чу, У и Юэ, происходили из регионов, изначально находившихся вне политической системы Чжоу, и были позже включены в существующую феодальную структуру.
Восточная династия Чжоу во многом уцелела благодаря поддержке княжества Чжэн, расположенного близ Лояна. Однако к VII веку до н.э. влияние Чжэн ослабло, и на его место в качестве гегемона вышло княжество Ци. Под руководством гуна Хуань-гуна и его советника Гуань Чжуна была проведена реформа государственного управления, позволившая Ци эффективнее мобилизовывать свои ресурсы.
В 671 году до н.э., после военной поддержки царя Хуэй-ван из Чжоу, Хуань-гун получил титул ба — «гегемон» или «протектор». Благодаря военным и дипломатическим усилиям, его статус был признан остальными княжествами, и он регулярно созывал межгосударственные совещания, где подтверждалось формальное верховенство царя Чжоу.
Однако гегемония династии Ци столкнулась с вызовом со стороны южного государства Чу, расположенного в бассейне реки Янцзы, чей правитель ещё в 706 году до н.э. присвоил себе царский титул, бросив вызов власти Чжоу. Победа Хуань-гуна над Чу в 656 году до н.э. укрепила его позиции, но после его смерти в 643 году до н.э. в Ци началась междоусобица. Уже через десятилетие князь Вэнь из Цзинь, к северу от чжоуского домена, взял на себя гегемонию. Его победа над армией Чу в битве при Чэнпу в 632 году до н.э. укрепила этот статус, и Цзинь сохраняло гегемонию около 80 лет.
Борьба за власть между Цзинь и Чу продолжалась на протяжении VI века до н. э., но к концу столетия в дельте реки Янцзы возникли государства У и Юэ, которые бросили вызов существующему положению дел.
В 506 году до н. э. войска царя У Хэлюй разгромили Чу в пяти крупных сражениях и разграбили его столицу Ин, но ему пришлось вернуться домой после восстания брата. Восстановив порядок, Хэлюй обратил внимание на Юэ и умер от ран, полученных в бою, в 496 году до н. э. Его сын и преемник, царь Фучай, захватил Юэ и поработил его правителя Гоуцзяня , прежде чем повести свои армии на север, вынудив Ци и Цзинь признать У гегемонической державой в 482 году до н. э.
Тем временем он освободил из плена царя Гоуцзяня за хорошее поведение и позволил ему вернуться в Юэ. Гоуцзянь был полон решимости отомстить У и в 476 году до н. э. воспользовался отсутствием Фучая на севере, чтобы напасть на столицу У, современный Сучжоу. Армии Юэ захватили город, и Фучай поспешил домой, чтобы заключить мир. Три года спустя Гоуцзянь возглавил кампанию, завершившуюся смертью Фучая и завоеванием У войсками Юэ. Победа Гоуцзяня над своим заклятым врагом позволила ему принять титул ба в конце периода Весны и Осени.
Период Сражающихся царств
Конец периода Весны и Осени совпал с распадом государства Цзинь, из которого возникли три государства: Чжао, Вэй и Ха. Эти три государства входили в число семи крупнейших держав периода Сражающихся царств, включая Янь на северо-востоке, в районе современного Пекина, Ци на востоке, Чу на юге и Цинь на западе. Хотя другие мелкие государства продолжали существовать некоторое время, они постепенно были уничтожены своими более крупными соперниками.
В период Сражающихся царств произошла централизация политической власти, которая была инициирована либо победителями в гражданских войнах для укрепления своей власти, либо правителями, которым приходилось противостоять внешним угрозам. Расширение государственных возможностей означало, что войны могли вестись в более крупных масштабах, а полководцы могли дольше держать свои армии на поле боя. Арбалет стал излюбленным оружием пехоты, а государство Чжао на севере стало пионером в использовании кавалерии.
Каждое из семи воюющих государств обладало различными стратегическими преимуществами и недостатками в борьбе за господство. Будучи самым могущественным государством-преемником Цзинь, Вэй изначально обладало преимуществом, но его центральное положение означало, что оно подвергалось угрозам со всех сторон, и ему было трудно удержать завоевания. Упадок Вэй наступил после поражений от Ци при Гуйлине в 353 г. до н. э. и Малине в 341 г. до н. э. Победы Ци были организованы военным стратегом Сунь Бинем, который утверждал, что является потомком автора «Искусства войны» Сунь Цзы.
Государство Цинь на западе обладало наибольшим стратегическим преимуществом. Расположенное на территории современной провинции Шэньси, сердце империи Цинь было окружено горами, и правители Цинь защищали свои владения, укрепляя проходы Хангу и У, ведущие в этот регион. В течение IV века до н. э. империя Цинь завоевала области Шу и Ба на юго-западе, а в 312 году циньские армии захватили область Ханьчжун у Чу, объединив эти территории в единое целое. Цинь продолжало представлять постоянную угрозу западному флангу Чу, серьёзно подрывая возможности Чу по экспансии в других регионах.
Успех Цинь во многом был обязан Шан Яну , служившему министром у герцога Сяо из династии Цинь в середине IV века до н. э. Политическая философия Шан Яна, известная как легизм, обычно ассоциируется с расширением государственной власти и применением суровых наказаний для поддержания политического порядка. Однако политика Шан Яна также характеризовалась прагматичным стремлением повысить эффективность государства путём продвижения людей по службе, основанной на способностях, а не на происхождении, укрепления армии и содействия экономическому развитию.
В результате экспансии Цинь в IV веке до н. э. внешняя политика других воюющих государств стала определяться их отношением к Цинь. В разное время воюющие государства формировали проциньские «горизонтальные союзы» по оси Восток-Запад или антициньские «вертикальные союзы» по оси Север-Юг.
В начале III века до н. э. государство Ци ненадолго достигло своего господства, воспользовавшись внутренними беспорядками в Цинь и заключив союз с Вэй и Хань для завоевания территорий Цинь к востоку от перевала Хангу. В 294 году до н. э. Ци отказалось от союзников, что позволило Цинь вернуть утраченные территории, а к 288 году Цинь и Ци заключили соглашение о разделе Китая на западную и восточную части.
Через несколько лет Ци возобновил военные действия против Цинь, столкнувшись с «горизонтальным союзом» Цинь, Чжао, Хань, Вэй и Янь. В 284 году яньский генерал Юэ И нанёс решительное поражение армии Ци. Вскоре после этого Юэ И пал жертвой придворных интриг и был вынужден бежать в Чжао, где помог чжаосскому царю Хуэйвэню расширить свои владения за счёт Вэй и Ци, в то время как чжаосский генерал Лянь По успешно отразил вторжение Цинь и нанёс захватчикам тяжёлые потери.
Решающее столкновение между Цинь и Чжао произошло при Чанпине, где после трёхлетней осады циньский генерал Бай Ци разгромил войска Чжао в 260 г. до н. э. Сыма Цянь утверждает, что в битве погибло более 400 000 воинов Чжао. Хотя Чжао не был полностью разгромлен, победа Цинь при Чанпине проложила путь к завоеванию Китая Цинь. В 249 г. циньский вандир Чжуансян занял Лоян и уничтожил династию Восточная Чжоу. Его сын, циньский вандир Ин Чжэн, завершил объединение Китая между 230 и 221 гг. до н. э., что привело к основанию династии Цинь.