Многие водители убеждены: масло нуждается в замене чаще, чем рекомендует завод-изготовитель. И начинается самодеятельность. Одни автовладельцы меняют масло в 2 раза чаще, чем рекомендовано, вторые и вовсе каждый месяц. И все они считают, что действуют во благо двигателю — иначе он непременно сломается!
Откуда взялся этот миф? Полезна ли движку частая смена масла — или водители просто тратят время и пускают деньги на ветер из-за своих страхов? Разбираемся.
Страх сломанного мотора: откуда он взялся
Как ни странно, миф о быстро стареющем масле, опасном для двигателя, родом из СССР. То есть ему уже больше 30 лет!
И действительно, в СССР возможно было загубить мотор, если не менять масло через 3000-5000 км. Примитивные технологии изготовления масла, некачественное топливо, непроходимые из-за грязи и разрушенных покрытий дороги. Масло быстро приходило в негодность и теряло рабочие свойства. Оно не отличалось стойкостью к серьезным нагрузкам.
Но сегодня синтетические масла создают по новым, куда более совершенным технологиям. На них вполне можно ездить и 10, и 15 тысяч км. Но автомобилисты, особенно с подержанными машинами, все еще свято верят, что менять его нужно почаще.
Водители боятся, что мотор начнет греться и страдать от масляного голодания, а в итоге, конечно, развалится. И этот страх есть кому подпитывать: в автосервисах хватает недобросовестных сотрудников. Автомеханики же получают прямую выгоду от водителей, панически меняющих масло раз в 2 месяца.
Вместе с маслом активно продаются масляные фильтры, услуга все более востребована. При этом водителям кажется, что они правильно заботятся о своем автомобиле.
Но современным моторам совсем не нравится этот навязчивый «уход». Если вы слишком часто вскрываете систему смазки — повышаются шансы, что вы сорвете резьбу сливной пробки и занесете в начинку авто грязь. Уплотнения могут потечь. К тому же вы меняете свежее, даже не потемневшее масло на свежайшее. Смысл? Кроме дополнительных расходов? Вам кажется, что это способ продлить срок службы авто?
А что в реальности?
Как часто требуется менять масло: что говорят автопроизводители
А они утверждают: все ресурсные испытания авто на заводах проводят, соблюдая обычные интервалы замены масла, указанные в регламенте. То же относится и к прочим расходникам. Машины рассчитаны на такой режим эксплуатации!
Производители всех современных авто обязательно указывают в инструкции точные регламенты замены. Пример: по заводскому регламенту масло у Kia Rio требуется заменять через 10-15 тысяч км или ежегодно. BMW, если вы эксплуатируете авто в умеренных, а не жестких условиях, рекомендует замену через 20 тысяч км.
Исключения: автомобиль используется в службе такси. Или у него часты короткие пробеги по городу. В этих ситуациях возможно более частое обслуживание — замена масла примерно через 7-9 тысяч км. Но 9 и даже 7 — это не 2!
Вам кажется, что рекомендованные производителями интервалы слишком длинные? Но это оправдано техническими характеристиками масел. Современная синтетика — это целые комплексы присадок. Эти составы служат для очистки, защиты, уменьшения износа, мешают образованию нагара.
Стандартные регламенты с учетом режимов эксплуатации выглядят примерно так:
Тип моторного масла
Регламент замены, в км
Город, в км
Трасса, в км
Минеральные
5000
3500-4000
5500-6000
Полусинтетические
7500-10000
6000-7500
10000-11000
Синтетические
10000-15000
7000-12000
14000-17000
Конечно, в холодный сезон рабочий ресурс масла, в том числе и синтетики, меньше, особенно если поездки короткие. Но даже зимой менять его чаще, чем после 6000-7000 км, бессмысленно.
Исключение — регулярное экстремальное вождение: вы постоянно стартуете в мороз, стоите и еле ползете в пробках, буксируете прицепы. Но многие ли водители регулярно ездят в таких условиях? А деньги на частую замену зачем-то тратят…
Любопытно, что тревожность насчет масла чаще посещает именно аккуратных, осторожных водителей. То есть тех, у кого нет никакой необходимости в слишком частом обслуживании мотора.
Почему вредно часто менять масло: главная причина
Каждая манипуляция с заменой масла требует залезать в жизненно важную систему двигателя. Снимать и устанавливать назад сливную пробку часто — рисковать ее резьбой. А спешка у сотрудников загруженных автосервисов — не редкость. Если сотрудник случайно сорвет резьбу или закрутит болт не по ней — масло будет течь по поддону. И вы платите за устранение поломки куда больше, чем за замену масла.
Не стоит игнорировать и такую проблему, как вероятность загрязнения движка. Каждая замена — риск, что в мотор попадет любая автосервисная грязь. Пыль, ворсинки от тряпок, мелкие металлические опилки. Особенно если замена проходит на обычной мойке или в гаражном сервисе, где всегда далеко не стерильно.
Из-за постоянных разборок и сборок может нарушиться герметичность на сливе, начнется ненужная вибрация — и привет, замена прокладки и ремонт поддона.
А если вы пользуетесь не оригинальными, а «левыми» уплотнителями или фильтрами — риск приобретения подделки увеличивается в разы.
Недаром же производители убеждают не вскрывать систему смазки, если не возникает острая необходимость. Водитель, меняющий масло через каждые 2000 км, напоминает владельца собаки, который делает ей нужные прививки не раз в год, а ежемесячно. Понятно, что собачка в таких условиях долго не проживет. Мотор — тоже!
Прочие минусы частой замены масла
Если менять масло через слишком короткие промежутки, это настоящий удар по вашему бюджету. Вспомните стоимость качественного масла с допуском современного мотора. Добавьте к этой сумме стоимость фильтра, расходников, промывки, оплату работы сотрудника сервиса.
Если вы меняете масло втрое чаще, чем рекомендует производитель вашего автомобиля — сколько вы тратите лишних денег?
Сегодня и сами производители моторов увеличивают регламент замены масла. Например, движки новых «мерседесов» и «БМВ» европейским водителям рекомендуют обслуживать не чаще, чем после 20-25 тысяч км. И моторы от этого одноразовыми не становятся — спокойно продолжают работать.
Почему еще часто менять масло вредно:
- Это не экологично — вы перерасходуете натуральные ресурсы. От частых замен остаются литры масла, их требуется перерабатывать. А отработку достаточно сложно утилизировать.
- Уплотнители из резины и пластика быстрее изнашиваются. Ведь они подвергаются постоянному раскручиванию и закручиванию. В результате происходит разгерметизация, и масло начинает подтекать.
- Вы можете потерять гарантию на авто. Нередко дилеры отказываются бесплатно ремонтировать машину, если ее обслуживание производится не по регламенту производителя.
- Вы повышаете себе уровень стресса. О каком комфорте в поездках может идти речь, если все мысли — об очередной скорой замене масла?
Другими словами: частая замена масла в автомобиле — это та забота, от которой больше вреда, чем пользы. Финансовые затраты, время, нервы — и все впустую, современный мотор в такой тщательной заботе совершенно не нуждается.
Когда реально нужна замена масла: условия вождения и признаки, что пора менять
Существуют ситуации, когда масло требуется заменять чаще, чем предписывает регламент, и это критично. Сверяйтесь с этим небольшим чек-листом:
- Вы часто стоите в пробках, особенно в жаркое время года. Движок активно нагревается, обдув помогает мало, он минимальный.
- Условия вождения — частые холодные старты и короткие поездки по 2-3 км: регулярно ездите на машине в магазины, отвозите детей в школу или детсад.
- Применяется газовое оборудование. Температура ГБО, как правило, выше, маслу приходится работать с предельной нагрузкой.
- Вы любите резко стартовать и обгонять, движок крутится до отсечки.
- Авто приходится использовать для перевозки тяжелых грузов или буксировки прицепов.
- Мотор проездил больше 200 тысяч км.
- Масло стало быстро чернеть или издает отчетливый запах гари. Когда вы используете щуп, на нем заметен металлический блеск.
В прочих ситуациях меняйте масло по инструкции — и покупайте только качественное. Фильтры ставьте оригинальные.
Если тревожность из-за якобы устаревшего масла продолжает беспокоить — проверяйте его раз в 2-3 недели щупом. Если масло резко потемнело или пахнет гарью — не учитывайте регламент, смените.
Но не меняйте масло часто на постоянной основе — и двигатель, и кошелек целее будут.