Найти в Дзене
FAVORIT MOTORS

Миф: чем чаще менять масло — тем лучше. Почему это может быть пустой тратой денег

Оглавление

Многие водители убеждены: масло нуждается в замене чаще, чем рекомендует завод-изготовитель. И начинается самодеятельность. Одни автовладельцы меняют масло в 2 раза чаще, чем рекомендовано, вторые и вовсе каждый месяц. И все они считают, что действуют во благо двигателю — иначе он непременно сломается!

Откуда взялся этот миф? Полезна ли движку частая смена масла — или водители просто тратят время и пускают деньги на ветер из-за своих страхов? Разбираемся.

Страх сломанного мотора: откуда он взялся

Как ни странно, миф о быстро стареющем масле, опасном для двигателя, родом из СССР. То есть ему уже больше 30 лет!

И действительно, в СССР возможно было загубить мотор, если не менять масло через 3000-5000 км. Примитивные технологии изготовления масла, некачественное топливо, непроходимые из-за грязи и разрушенных покрытий дороги. Масло быстро приходило в негодность и теряло рабочие свойства. Оно не отличалось стойкостью к серьезным нагрузкам.

Но сегодня синтетические масла создают по новым, куда более совершенным технологиям. На них вполне можно ездить и 10, и 15 тысяч км. Но автомобилисты, особенно с подержанными машинами, все еще свято верят, что менять его нужно почаще.

Водители боятся, что мотор начнет греться и страдать от масляного голодания, а в итоге, конечно, развалится. И этот страх есть кому подпитывать: в автосервисах хватает недобросовестных сотрудников. Автомеханики же получают прямую выгоду от водителей, панически меняющих масло раз в 2 месяца.

Вместе с маслом активно продаются масляные фильтры, услуга все более востребована. При этом водителям кажется, что они правильно заботятся о своем автомобиле.

Но современным моторам совсем не нравится этот навязчивый «уход». Если вы слишком часто вскрываете систему смазки — повышаются шансы, что вы сорвете резьбу сливной пробки и занесете в начинку авто грязь. Уплотнения могут потечь. К тому же вы меняете свежее, даже не потемневшее масло на свежайшее. Смысл? Кроме дополнительных расходов? Вам кажется, что это способ продлить срок службы авто?

А что в реальности?

Как часто требуется менять масло: что говорят автопроизводители

А они утверждают: все ресурсные испытания авто на заводах проводят, соблюдая обычные интервалы замены масла, указанные в регламенте. То же относится и к прочим расходникам. Машины рассчитаны на такой режим эксплуатации!

Производители всех современных авто обязательно указывают в инструкции точные регламенты замены. Пример: по заводскому регламенту масло у Kia Rio требуется заменять через 10-15 тысяч км или ежегодно. BMW, если вы эксплуатируете авто в умеренных, а не жестких условиях, рекомендует замену через 20 тысяч км.

Исключения: автомобиль используется в службе такси. Или у него часты короткие пробеги по городу. В этих ситуациях возможно более частое обслуживание — замена масла примерно через 7-9 тысяч км. Но 9 и даже 7 — это не 2!

Вам кажется, что рекомендованные производителями интервалы слишком длинные? Но это оправдано техническими характеристиками масел. Современная синтетика — это целые комплексы присадок. Эти составы служат для очистки, защиты, уменьшения износа, мешают образованию нагара.

Стандартные регламенты с учетом режимов эксплуатации выглядят примерно так:

Тип моторного масла

Регламент замены, в км

Город, в км

Трасса, в км

Минеральные

5000

3500-4000

5500-6000

Полусинтетические

7500-10000

6000-7500

10000-11000

Синтетические

10000-15000

7000-12000

14000-17000

Конечно, в холодный сезон рабочий ресурс масла, в том числе и синтетики, меньше, особенно если поездки короткие. Но даже зимой менять его чаще, чем после 6000-7000 км, бессмысленно.

Исключение — регулярное экстремальное вождение: вы постоянно стартуете в мороз, стоите и еле ползете в пробках, буксируете прицепы. Но многие ли водители регулярно ездят в таких условиях? А деньги на частую замену зачем-то тратят…

Любопытно, что тревожность насчет масла чаще посещает именно аккуратных, осторожных водителей. То есть тех, у кого нет никакой необходимости в слишком частом обслуживании мотора.

Почему вредно часто менять масло: главная причина

Каждая манипуляция с заменой масла требует залезать в жизненно важную систему двигателя. Снимать и устанавливать назад сливную пробку часто — рисковать ее резьбой. А спешка у сотрудников загруженных автосервисов — не редкость. Если сотрудник случайно сорвет резьбу или закрутит болт не по ней — масло будет течь по поддону. И вы платите за устранение поломки куда больше, чем за замену масла.

Не стоит игнорировать и такую проблему, как вероятность загрязнения движка. Каждая замена — риск, что в мотор попадет любая автосервисная грязь. Пыль, ворсинки от тряпок, мелкие металлические опилки. Особенно если замена проходит на обычной мойке или в гаражном сервисе, где всегда далеко не стерильно.

Из-за постоянных разборок и сборок может нарушиться герметичность на сливе, начнется ненужная вибрация — и привет, замена прокладки и ремонт поддона.

А если вы пользуетесь не оригинальными, а «левыми» уплотнителями или фильтрами — риск приобретения подделки увеличивается в разы.

Недаром же производители убеждают не вскрывать систему смазки, если не возникает острая необходимость. Водитель, меняющий масло через каждые 2000 км, напоминает владельца собаки, который делает ей нужные прививки не раз в год, а ежемесячно. Понятно, что собачка в таких условиях долго не проживет. Мотор — тоже!

Прочие минусы частой замены масла

Если менять масло через слишком короткие промежутки, это настоящий удар по вашему бюджету. Вспомните стоимость качественного масла с допуском современного мотора. Добавьте к этой сумме стоимость фильтра, расходников, промывки, оплату работы сотрудника сервиса.

Если вы меняете масло втрое чаще, чем рекомендует производитель вашего автомобиля — сколько вы тратите лишних денег?

Сегодня и сами производители моторов увеличивают регламент замены масла. Например, движки новых «мерседесов» и «БМВ» европейским водителям рекомендуют обслуживать не чаще, чем после 20-25 тысяч км. И моторы от этого одноразовыми не становятся — спокойно продолжают работать.

Почему еще часто менять масло вредно:

  1. Это не экологично — вы перерасходуете натуральные ресурсы. От частых замен остаются литры масла, их требуется перерабатывать. А отработку достаточно сложно утилизировать.
  2. Уплотнители из резины и пластика быстрее изнашиваются. Ведь они подвергаются постоянному раскручиванию и закручиванию. В результате происходит разгерметизация, и масло начинает подтекать.
  3. Вы можете потерять гарантию на авто. Нередко дилеры отказываются бесплатно ремонтировать машину, если ее обслуживание производится не по регламенту производителя.
  4. Вы повышаете себе уровень стресса. О каком комфорте в поездках может идти речь, если все мысли — об очередной скорой замене масла?

Другими словами: частая замена масла в автомобиле — это та забота, от которой больше вреда, чем пользы. Финансовые затраты, время, нервы — и все впустую, современный мотор в такой тщательной заботе совершенно не нуждается.

Когда реально нужна замена масла: условия вождения и признаки, что пора менять

Существуют ситуации, когда масло требуется заменять чаще, чем предписывает регламент, и это критично. Сверяйтесь с этим небольшим чек-листом:

  1. Вы часто стоите в пробках, особенно в жаркое время года. Движок активно нагревается, обдув помогает мало, он минимальный.
  2. Условия вождения — частые холодные старты и короткие поездки по 2-3 км: регулярно ездите на машине в магазины, отвозите детей в школу или детсад.
  3. Применяется газовое оборудование. Температура ГБО, как правило, выше, маслу приходится работать с предельной нагрузкой.
  4. Вы любите резко стартовать и обгонять, движок крутится до отсечки.
  5. Авто приходится использовать для перевозки тяжелых грузов или буксировки прицепов.
  6. Мотор проездил больше 200 тысяч км.
  7. Масло стало быстро чернеть или издает отчетливый запах гари. Когда вы используете щуп, на нем заметен металлический блеск.

В прочих ситуациях меняйте масло по инструкции — и покупайте только качественное. Фильтры ставьте оригинальные.

Если тревожность из-за якобы устаревшего масла продолжает беспокоить — проверяйте его раз в 2-3 недели щупом. Если масло резко потемнело или пахнет гарью — не учитывайте регламент, смените.

Но не меняйте масло часто на постоянной основе — и двигатель, и кошелек целее будут.