Найти в Дзене
Автовыбор

Почему "ЛуАЗ-969" был проходимее "УАЗов" и "Нивы": рассказываю о реальных причинах

Оглавление

Производство внедорожников – одна из самых сильных сторон отечественной автомобильной промышленности. "Нива" стала известной на весь мир благодаря сравнительно невысокой цене, ремонтопригодности и выдающейся проходимости. "УАЗы" по-прежнему выполняют задачи в сложных условиях эксплуатации и пользуются стабильным спросом. Но был и ещё один, не менее интересный автомобиль. Именно "ЛуАЗ-969" нередко называют "самым проходимым советским внедорожником".

Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Компактный, простой, массовый

В середине XX века многие автопроизводители разрабатывали компактные модели. Таких решений требовала эпоха массовой автомобилизации населения, и крупногабаритные кузова тех лет ей не соответствовали. Небольшие внедорожники были особенно актуальны для стран со сложными дорожными и климатическими условиями. Исследования показывали, что благодаря размерам кузова они получают целый ряд преимуществ на пересечённой местности.

Первые серийные версии "ЛуАЗ-969" производились в переднеприводной комплектации и оснащались валом отбора мощности. Однако это решение изначально было определено, как временное, о чём говорит приставка "В" к индексу модели. Уже в 1971 году начинается выпуск 969-го с системой полного привода и блокировкой заднего дифференциала. Таким образом модель становится первым массовым внедорожником, который граждане могли приобрести в личное пользование. Особенно высоким спросом этот автомобиль пользовался в сельской местности, а из-за своеобразной внешности он получил прозвище "луноход".

При этом "ЛуАЗ-969" имеет простое техническое оснащение. Под капот устанавливали двигатель от "ЗАЗ-966" с модернизированной воздушной системой охлаждения. В салоне – никаких изысков, только самое необходимое.

-2

В будущем появилась модификация внедорожника с двигателем, оснащённым жидкостным охлаждением, но таких экземпляров будет произведено значительно меньше.

Уникальная проходимость

Отличительная особенность 969-го – небольшая масса (около 950 кг) и короткая колёсная база, составляющая 1800 мм. Благодаря таким показателям внедорожник отлично справлялся с мягкими дорожными покрытиями: грязью, снегом и подобными. При этом "ЛуАЗ" мог успешно проходить болотистую местность, в которую "проваливались" другие отечественные внедорожники тех лет.

Короткая база и минимальные свесы обеспечивают уверенное прохождение сложных препятствий. При этом дорожный просвет автомобиля составляет 280 мм при практически плоском днище. Такого результата удалось добиться за счёт размещения технических агрегатов на большой высоте. "ЛуАЗ-969" способен успешно преодолевать рампы, брёвна и другие препятствия. А путём несложных доработок его можно поднять ещё выше.

-3

Система постоянного полного привода также играет большую роль в проходимости внедорожника. Пониженная передача и принудительная блокировка буквально превращают автомобиль в вездеход. Многие, кто испытывал "969" на бездорожье, сравнивают его с квадроциклом.

Благодаря торсионам и большим ходам задней подвески "луноход" отлично справляется с вывешиваниями колёс и поддерживает сцепление на сложных поверхностях. При этом на пересечённой местности автомобиль едет достаточно плавно, в отличие от "скачущих" рессор, которыми оснащались многие другие внедорожники тех лет.

-4

Несмотря на конструктивную простоту, "ЛуАЗ-969" оснащался передовыми решениями в трансмиссии, так как во многом её позаимствовали у транспортёра-амфибии. Ходовая часть была практически полностью загерметизирована, что позволяет преодолевать броды и глубокие лужи без риска попадания воды в двигатель, коробку передач и редукторы.

Снаружи "ЛуАЗ-969" может казаться неказистым и чрезмерно простым. Однако на самом деле этот автомобиль был очень продуман и создан специально для решения сложных задач на бездорожье. Конечно, у него были недостатки, но, учитывая стоимость машины на тот момент, говорить о них бессмысленно.