Выбор подержанного автомобиля — дело ответственное, и одним из главных критериев является пробег. Этот показатель напрямую отражает эксплуатационную историю машины, влияет на ее стоимость и дальнейшие расходы на обслуживание. В среднем, считается, что легковой автомобиль проходит около 15–20 тысяч километров в год, однако реальное состояние машины зависит от многих факторов, в том числе условий эксплуатации и регулярности сервисного обслуживания.
Понимание нормального пробега
Пробег — это количество километров, которые автомобиль преодолел за весь период эксплуатации. Зная среднюю величину ежегодного пробега, вы можете составить представление о том, сколько километров авто должно было проехать к текущему году. По российской и европейской статистике, обычный легковой автомобиль проезжает от 15 до 20 тысяч километров в год.
- Автомобиль возрастом 4–5 лет. Обычно ожидается пробег 60–100 тыс. км. Такой показатель говорит о средней степени эксплуатации, характерной для частных владельцев, которые используют авто для повседневных целей, но без крайних нагрузок.
- Автомобиль 8–10 лет. У машин такого возраста нормальным считается пробег до 150 тыс. км. Если этот показатель существенно ниже (например, машина за 10 лет прошла всего 40 тыс. км), стоит выяснить причину. Это может быть либо реальным малым использованием, либо изменением показаний одометра, либо длительными простоями, что для техники также нежелательно.
Малым пробегом часто пытаются «привлечь» покупателя, однако длительная «консервация» несет не меньше рисков, чем чрезмерная эксплуатация. Длительные простои вызывают усыхание сальников и уплотнений, коррозию, устаревание деталей тормозной системы и стагнацию технических жидкостей.
Признаки подозрительного пробега
Покупатели зачастую сталкиваются с попытками продавцов скрыть реальный пробег автомобиля. Вот основные признаки, на которые стоит обратить внимание:
- Чрезмерная «свежесть» при возрасте. Новый внешний вид руля, переключателей и педалей, при том что пробег заявлен как низкий для возраста авто (например, пяти- или шестилетняя машина с педалями и сиденьем, практически лишенными следов эксплуатации).
- Отсутствие или фальсификация сервисной истории. Сервисная книжка с большим количеством пропусков или сомнительных отметок должна насторожить — по ней легко выявить подозрительные изменения пробега, если сравнить даты и указанные километры.
- Проверка по базам данных. Сервисные базы (ГИБДД, Автокод, официальные дилеры) могут зафиксировать большой разнобой в записях о пробеге, который может свидетельствовать о скручивании одометра.
- Нетипично высокий пробег для конкретной модели. Если автомобиль моложе 5 лет, а пробег уже 170–200 тыс. км, чаще всего это указывает на коммерческое использование (такси, корпоративный транспорт) и существенно больший износ агрегатов.
Зная эти признаки, вы сможете избежать покупки авто, у которого скрыты реальные эксплуатационные проблемы.
Влияние эксплуатации на состояние автомобиля
Пробег — это только часть картины. Тип использования машины и условия эксплуатации напрямую влияют на скорость износа и остаточный ресурс. Важно учитывать следующие моменты:
- Городская эксплуатация. Постоянные остановки, разгоны, работа двигателя на холостом ходу — все это ускоряет износ мотора, сцепления и коробки передач. Пробег по городу 20 тыс. км будет тяжелее для машины, чем 20 тыс. км, пройденные по трассе.
- Длительная езда по трассе. Двигатель работает более равномерно, меньше циклов разгона и торможения, что снижает износ основных систем. Поэтому 100 тыс. км у «трассовой» машины могут сохранять лучшее состояние, чем 70 тыс. км у городского варианта.
- Экстремальные климатические условия. Регулярное действие реагентов, осадки, соль — все это вызывает коррозию кузова, особенно у автомобилей с недостаточной защитой и плохим уходом.
- Обслуживание и профилактика. Машина с регулярным, подтвержденным обслуживанием (замены жидкостей, фильтров, своевременный ремонт) прослужит гораздо дольше, чем авто без сервисной истории, даже если на одометре одинаковые числа.
Эти нюансы часто оказываются гораздо важнее самого показателя пробега при выборе автомобиля.
Соотношение пробега и стоимости автомобиля
Пробег — один из основных факторов, влияющих на стоимость автомобиля б/у.
- Оптимальный диапазон. Больше всего пользуются спросом и считаются рациональными для покупки машины 3–5 лет с пробегом 60–100 тыс. км. У таких автомобилей, как правило, позади «детские болезни», и еще впереди ресурс важных узлов мотора, коробки передач, элементов подвески.
- Дешевые старые авто с малым пробегом. Такой вариант может выглядеть очень выгодно с точки зрения цены, но часто скрывает проблему простоев или «скрученный» пробег. Кроме того, простои так же опасны для узлов, как и активная эксплуатация.
- Влияние пробега на износ. Чем выше пробег, тем выше вероятность износа двигателя, трансмиссии, подвески и других дорогих агрегатов. Каждые 30–50 тыс. км, в зависимости от модели автомобиля, могут требовать вложений в замену масла в автомате, обслуживание подвески, замену ремня ГРМ и других работ, зачастую дорогостоящих.
- Амортизация. Пробег напрямую отражается на ликвидности автомобиля. Машины с большим количеством пройденных километров теряют в цене быстрее, поскольку предполагают большие вложения.
При покупке важно найти баланс между пробегом, техническим состоянием и привлекательной ценой.
Как проверить реальный пробег автомобиля
Чтобы убедиться в честности одометра и истории использования автомобиля, используйте комплексный подход.
Визуальная диагностика
Проверьте износ педалей (особенно у механической коробки), каких-либо накладок, руля. У автомобиля с пробегом до 80–100 тыс. км педали и обивка сидений должны быть в хорошем состоянии. Оцените состояние кнопок, пластиковых деталей, рычага КПП — естественный износ появляется после 100 тыс. км.
Документальное подтверждение
Проверьте сервисную книжку: отметки официальных дилеров или авторизованных сервисов об обслуживании на определенном пробеге. Запросите чеки и акты выполненных работ (они должны совпадать по году и пробегу). Сравните сервисную документацию с данными электронной базы (ГИБДД, автоистория, дилерские центры).
Проверка по базам данных
Используйте сервисы проверки истории автомобиля по VIN, они часто показывают реальные пробеги на момент прохождения техосмотров, посещения сервисов и страховых случаев.
Комплексная диагностика
Обратитесь в профессиональный автосервис для проверки состояния двигателя, КПП, подвески и электронных систем. Проверьте работу всех электронных систем, иногда показания одометра не совпадают с пробегом в электронных блоках, и специалист это заметит.
Обратите внимание на общее состояние авто
Несоответствие пробега общему износу салона, ЛКП и технической части — серьезный повод для дополнительной проверки.
Если есть малейшие сомнения — лучше отказаться от сделки или настоять на независимой экспертизе.
Заключение
Пробег — действительно важный, но не единственный критерий при покупке автомобиля с пробегом. Оптимальной покупкой становится авто с честным, подтвержденным пробегом и полной сервисной историей. Подходите к осмотру тщательно, не ленитесь использовать все возможности проверки, и тогда риск приобрести изношенный или «скрученный» автомобиль стремится к нулю. В этом случае машина не только прослужит долго, но и потребует меньше дополнительных вложений в будущем.
Присоединяйтесь к FAVORIT MOTORS в соцсетях, ведь у нас
- интересные факты об автомобилях
- обзоры на новинки и специальные предложения на покупку и сервис
- новости и события из жизни группы компаний