Найти в Дзене
Журнал 4x4Club

Никита Мещерский: машины 2013 и 2025‑го – две реальности одного рынка

Вы помните тринадцатый год? Не 1913, а 2013-й? Российский рынок тогда бил рекорды – почти 2,8 миллиона новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в год. Тогдашние бестселлеры – LADA Granta, Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Duster и Volkswagen Polo – стали символом эпохи.

Средняя зарплата в стране колебалась в районе отметки 30 тысяч рублей, а за доллар давали чуть больше тридцати. Двенадцать лет спустя картина радикально изменилась. Рынок сжался вдвое, и по итогам 2024 года продажи новых машин едва перевалили за 1,3 миллиона штук. Динамика 2025‑го продолжает этот тренд. LADA Granta по-прежнему в лидерах, но её окружение говорит само за себя: Haval Jolion, LADA Vesta и Belgee X50. Да, зарплаты выросли, но и доллар заметно подорожал. К тому же, утилизационный сбор, который в 2013‑м только вводили, превратился в серьёзный барьер для импорта, окончательно перекроив логику рынка.

-2

Но давайте сравним не просто модели, а эпохи. К примеру, в 2013 году за Renault Duster, базовую версию с передним приводом, просили 469 тысяч рублей. Сегодняшний хит – Haval Jolion – в минимальной комплектации стоит 2 миллиона. Это четырёхкратный рост, даже с учётом того, что Jolion – самый обычный кроссовер. Но реальная революция произошла в сегменте настоящих полноразмерных внедорожников. Toyota Land Cruiser 200 в базе стоила чуть больше 2 млн рублей, а её вечный соперник, Nissan Patrol, предлагал флагманский комфорт и неубиваемую раму, примерно, за те же деньги. Сегодня их нишу заняли китайские автомобили, такие как Tank 500, с гибридной силовой установкой и салоном претендующим на роскошь. Он стартует с 5,5 млн рублей. А Haval H9 – потомок не самого легендарного Hover, предлагающий рамную конструкцию и мощный мотор, продают за 4,5 миллиона.

Эволюция цен так же хорошо видна и на других сегментах:

  • C-сегмент: Nissan Qashqai 2013 – от 780 тысяч рублей, против Geely Coolray 2025 – от 2,8 млн рублей.
  • B-сегмент: Renault Logan 2013 – от 350 тысяч рублей, против Belgee S50 2025 – от 1,85 млн рублей.
  • Бизнес-класс: Toyota Camry 2013 – от 970 тысяч рублей, против Chery Arrizo 8 2025 – от 2,8 млн рублей.
  • Гольф-класс: Skoda Octavia 2013 – от 590 тысяч рублей, против GAC Empow 2025 – от 3 миллиона.
  • Премиум-сегмент тоже не избежал общей тенденции. Легендарная «пятёрка» BMW (5-я серия) в 2013 году начиналась с 1,8 млн рублей, тогда как китайский флагман Hongqi H5 сегодня – это минимум 3,5 млн рублей. Довольно большую Toyota Highlander тогда можно было купить за 1,76 млн рублей, а её условный наследник в лице Geely Monjaro сейчас стартует с отметки в 4,5 миллиона. Вопрос, который мне задают сегодня чаще всего: «Кто их покупает?» Но ведь покупают. А куда деваться?

В общем, цифры говорят сами за себя: за двенадцать лет автомобили подорожали в разы, заметно опережая рост доходов. А место привычных европейских, корейских и японских марок прочно заняли китайские производители и локализованные белорусские бренды. Плюс, утиль, минус кредит. Таким образом, рынок 2025 года – это рынок новой реальности, где понятие «доступный новый автомобиль» приобрело совершенно иное значение. Впрочем, вы наверняка замечаете это и без моей статистики.