Найти в Дзене
Альтернативная история

Первенцы французского танкостроения. Прототипы танков «Шнейдер» и «Сен-Шамон»

Оглавление

Зарождение первого французского танка стало следствием встречи в декабре 1915 года между полковником Этьеном и инженером Брилье из компании Schneider-Creusot. Еще с осени 1914 года Жан Этьен вынашивал концепцию боевой бронированной машины на гусеничном ходу, оснащенной вооружением. Свои соображения о конструкции и применении подобной машины он представил в докладной записке военному министерству 1 декабря 1914 года.

Упомянутая встреча с Э. Брилье стимулировала разработку конкретного проекта в декабре 1915 года. В начале января 1916 года главнокомандующий французской армией, генерал Жоффр, дал добро на продолжение работы над проектом, а 31 января направил запрос в военное министерство о закупке 400 «сухопутных линкоров», вооруженных 75-мм орудием.

Перед началом испытаний военной техники создается прототип для оценки жизнеспособности идеи, определения облика машины, проверки инженерных решений и других аспектов. Это касалось и первых французских танков.

По указанию генерала Леона Мурре и от имени Автомобильной технической службы в первой половине 1916 года лейтенант Шарль Фуше, офицер этой службы, построил и испытал в Венсене три прототипа будущих французских танков.

Первые испытания прототипа стартовали в феврале 1916 года.

Танки реальные и альтернативные | Альтернативная история | Дзен
Первая Мировая Война | Альтернативная история | Дзен

Машина № 1 Тип А

Этот образец представлял собой американский трактор Caterpilar Baby Holt мощностью 45 л.с. К передней и задней частям трактора прикрепили прочные лонжероны. На передний лонжерон установили вертикальный клиновидный щит, а на задние лонжероны уложили поперечную платформу. Эти дополнительные элементы должны были имитировать длину бронированного корпуса.

Идея задней площадки, предложенная компанией Schneider, оказалась полезной, особенно при перемещениях. На ней можно было разместить груз или одного-двух пассажиров. В дальнейшем компания запатентовала это решение (патент Schneider от 17 февраля 1916 года).

Машина № 1 Тип А лейтенанта Шарля Фуше, первый прототип французского танка, испытанный в Венсене утром 17 февраля 1916 года. На фото слева направо маршал Куртуа, маршал де Буске, маршал Пьер Лескуде. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину
Машина № 1 Тип А лейтенанта Шарля Фуше, первый прототип французского танка, испытанный в Венсене утром 17 февраля 1916 года. На фото слева направо маршал Куртуа, маршал де Буске, маршал Пьер Лескуде. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Машина № 1 Тип В

Во время испытаний 21 февраля 1916 года в Венсенне машина № 1 Тип А (Трактор А) при преодолении траншеи резко накренилась, уткнулась в стенку окопа и заглохла, так как топливо не достигало карбюратора из-за силы тяжести.

В целях устранения этого недостатка было решено заменить американский карбюратор Kingston французским карбюратором Solex, что частично устранило проблему. Так возникла машина Тип В.

Этот инцидент не повлиял на мнение генерала Мурре и заместителя госсекретаря Томаса о перспективах новой гусеничной машины. Поэтому было принято решение о создании будущего танка с удлиненной до 3960 мм гусеницей. Следует отметить, что длина между осью звездочки и натяжным роликом трактора Baby Holt 45 CV, который послужил основой для работы младшего лейтенанта Шарля Фуше, составляла 2 метра.

Машина № 1 Тип Б, в Венсенне, февраль 1916 г. Во время испытаний заграждение из колючей проволоки со стальными столбами было полностью уничтожено машиной. На машине младший лейтенант Шарль Фуше (слева) и летчик де Буске. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину
Машина № 1 Тип Б, в Венсенне, февраль 1916 г. Во время испытаний заграждение из колючей проволоки со стальными столбами было полностью уничтожено машиной. На машине младший лейтенант Шарль Фуше (слева) и летчик де Буске. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Машина № 1 Тип С

Эта машина являлась дальнейшим развитием Типа А и Типа В (то есть одна машина была построена в трех модификациях).

Машина Тип С была оснащена деревянной моделью брони, имитирующей будущую броню финального танка. Из-за нехватки времени бригада Фуше не смогла создать запланированный стальной бронекорпус. По указанию командира эскадрильи Ферруса передняяModel корпуса приобрела форму носовой части корабля. Такая форма должна была облегчить преодоление проволочных заграждений и отводить перерезанную проволоку в стороны, чтобы предотвратить заклинивание гусениц и обездвиживание машины.

В своей записке военному ведомству от 8 марта 1916 года Феррус отметил:

«Для определения оптимальной формы передней части представляется, что форма должна быть заостренной, отбрасывающей вниз перерезанные железные проволоки.»

Прототип № 1 Тип С представлял собой шасси Holt, удлиненное на 1 метр, с добавленной тележкой и установленным импровизированным корпусом. Конструкция передней части предназначалась для преодоления колючей проволоки и, возможно, «серфинга» по грязи. При этом Тип С не был вооружен, а корпус оставался открытым сверху.

Испытания проводились при участии де Буске и капитана Ферруса, а также других, в том числе Луи Рено. Большая часть полученного опыта была передана компании Schneider, которая приступила к серийному выпуску танка «Шнейдер» СА-1.

Лейтенант Ш. Фуше у машины № 1 Тип С
Лейтенант Ш. Фуше у машины № 1 Тип С

На фотографии выше можно увидеть ходовую часть конструкции Шарля Фуше, в которой к шасси Caterpilar Holt была добавлена третья тележка с тремя опорными катками, что увеличивало опорную поверхность гусеницы на один метр.

К сожалению, лодкообразная форма корпуса, эффективная для преодоления особо прочной колючей проволоки с деревянными или стальными кольями, оказалась совершенно непригодной для передвижения по полю боя. Носовая часть машины имела тенденцию застревать при первом же приближении к препятствию, о чем свидетельствует инцидент, запечатленный на фотографиях, сделанных в Венсене, с де Буске за штурвалом и лейтенантом Фуше в окопе.

Машина № 1 Тип С пытается преодолеть траншею. Венсен, февраль 1916 года. За штурвалом маршал де Буске, а в окопе младший лейтенант Шарль Фуше. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину
Машина № 1 Тип С пытается преодолеть траншею. Венсен, февраль 1916 года. За штурвалом маршал де Буске, а в окопе младший лейтенант Шарль Фуше. Источник: коллекция семьи Фуше Монжину

Весной 1916 года мсье Луи Рено (в черном котелке на фотографии ниже), присутствовавший на испытаниях прототипа, лично решил испытать машину № 1 Типа С.

Вместе с ним на борт поднялись маршал де Буске и капитан Феррус, чтобы помочь ему управлять этой сложной машиной. Из-за нехватки места на кормовой платформе младший лейтенант Фуше, огорченный невозможностью участвовать в демонстрации, стоит слева на фотографии, а его команда – справа.

-6

На следующей фотографии машина № 1 Тип C запечатлена в Венсене во время испытаний в условиях сетей с колючей проволокой под током, проведенных по просьбе депутата Жюля Луи Бретона. Слева стоит генерал Мурре, в центре – капитан Лейсс из Автомобильной технической службы, а справа – младший лейтенант Фуше. За штурвалом танка де Буске. Фотография сделана 3 мая 1916 года.

-7

Машина № 2 или танк Saint-Chamond

Машина № 2 была также построена на базе двух американских тягачей Baby-Holt 45 CV, поставленных дочерней компанией Schneider – Somua в Сент-Уане (Somua принимала артиллерийские тягачи, заказанные American Baby Holt в США, до того, как стала отвечать за создание танка Schneider CA).

Эта машина имела те же габариты, что и машина № 1 тип С, но с установленной электромеханической трансмиссией, разработанной инженерами Кроша и Коллардо, состоящей из бесклапанного двигателя Панара с сухим картером, приводящего в движение генератор, подающий электрический ток на два трамвайных электродвигателя Томсона-Хаустона для привода каждой гусеницы. Это современное для своего времени устройство позволяло обойтись без коробки передач, главного фрикциона, дифференциала и боковых тормозов.

Впервые эта машина была испытана 1 августа 1916 года в лесах Медона, а затем 3 августа 1916 года в Венсене в присутствии г-на Альберта Томаса (заместителя государственного секретаря по артиллерии и боеприпасам).

Машина № 2 (будущий прототип танка «Сен-Шамон») на испытаниях в Венсене. На фотографии видна передняя часть машины, a деревянная модель брони которой намного сложнее, чем у машины № 1 Тип С
Машина № 2 (будущий прототип танка «Сен-Шамон») на испытаниях в Венсене. На фотографии видна передняя часть машины, a деревянная модель брони которой намного сложнее, чем у машины № 1 Тип С

Поскольку будущий танк «Шнейдер» был моделью, построенной в арсенале, а более поздняя модель Renault FT была продуктом автомобильной компании, секретариат артиллерии и лично начальник армейской автомобильной службы захотели собственный проект, которым и стал танк «Сен-Шамон».

Первый прототип танка «Сен-Шамон» также был построен группой инженеров Кроша, Коллардо, Дютиля и старшего уорент-офицера Рену под руководством младшего лейтенанта Фуше.

«Сен-Шамон», разработанный параллельно с «Шнейдер» CA, также базировался на модифицированном шасси Holt. Он имел гораздо больший корпус для удовлетворения требований армии в лучшем вооружении, фактически став самым тяжеловооруженным танком войны на стороне Союзников, с полевой 75-мм пушкой QF и четырьмя пулеметами. Однако его более длинный корпус оказался его ахиллесовой пятой. Он был более склонен к увязанию, чем «Шнейдер».

Таким образом, первый прототип танка «Сен-Шамон» был испытан в Венсене в августе 1916 года. Позже консорциум FAMH в Сен-Шамоне построил заводской прототип, который проходил испытания в Форт дю Тру-д’Энфер в Марли 7 сентября 1916 года. После испытаний произошел инцидент: при заезде танка на платформу последняя сошла с рельсов, и танк перевернулся.

-10

На этой фотографии прототип танка «Сен-Шамон» движется по проселочной дороге во время испытаний в Форт дю Тру-Д’Энфер в Марли в сентябре 1916 года. Прототип оснащен моделью брони из мягкой стали, которая покрывает весь танк. Этот вариант бронирования с плоской крышей стал окончательным и будет присутствовать на большинстве танков.

Боевая машина оснащена пушкой, которую удалось идентифицировать благодаря полковнику Мальмассари – это 120-мм короткое орудие Баке, которое в конечном итоге не будет использовано. Это был тот вариант танка, который лейтенант Шарль Фуше со своей командой разработали без чьей-либо помощи или указаний.

Фуше № 3

Машина № 3, или, как её позднее назвали, «странная машина», разрабатывалась параллельно с основными прототипами танков.

О ней сохранилось немного технических сведений, но, известно, что она была построена на базе шасси машины № 1, оснащенной универсальной трансмиссией Бенджамина Холта.

Конструкция была доработана посредством добавления новой бронированной защиты из дерева сложной конфигурации, включающей в себя боковые экраны и наклонную крышу. В передней части машины, подчиненные лейтенанта Фуше установили конструкцию, внешне напоминающую бульдозерный ковш. Это позволяет предположить, что данный аппарат мог быть первым французским инженерным танком. Его потенциальной задачей было заполнение углублений и ям грунтом, а также создание проходов в препятствиях на поле боя для облегчения продвижения боевых танков.

К сожалению, в документации, относящейся к испытаниям танковых прототипов и деятельности лейтенанта Шарля Фуше, отсутствуют упоминания об этом экземпляре. Единственным подтверждением его существования является фотография.

Машина № 3, запечатленная в лесу Медона (источник: семейный архив Фуше-Монжину).
Машина № 3, запечатленная в лесу Медона (источник: семейный архив Фуше-Монжину).

Машина № 3, вид спереди.
Машина № 3, вид спереди.

Танк «Фуше – Шнейдер» 1916 года

В июле 1916 года министр вооружений Альбер Тома выразил желание ознакомиться с первыми двумя французскими танками, «Сен-Шамон» и «Шнейдер», на полигоне Венсен. Однако ни «Saint-Chamond», ни «Schneider» не смогли предоставить прототип в установленные сроки. В результате было принято решение о создании прототипа танка «Сен-Шамон» силами Автомобильной технической службы (под руководством младшего лейтенанта Фуше). Для этого использовалось шасси уже построенной машины № 1 С, на которое устанавливался макет бронекорпуса из мягкой стали, предоставленный «Schneider» в рамках контракта. Министру были продемонстрированы имитации «Сен-Шамон» и «Шнейдер». При этом, псевдо-«Шнейдер» был оснащен ходовой частью перспективного танка «Сен-Шамон» с тремя опорными катками.

Подделка «Шнейдер», созданная лейтенантом Фуше.
Подделка «Шнейдер», созданная лейтенантом Фуше.

Шарль Фуше перед машиной № 1 тип С с экраном, предоставленным «Schneider». На снимке слева направо: младший лейтенант Фуше, инженеры Грансан и Гаду, а также два неопознанных человека. Июль 1916 года.
Шарль Фуше перед машиной № 1 тип С с экраном, предоставленным «Schneider». На снимке слева направо: младший лейтенант Фуше, инженеры Грансан и Гаду, а также два неопознанных человека. Июль 1916 года.

В ходе презентации «Шнейдер» был оборудован ножницами для разрезания колючей проволоки, установленными на носовой балке. Испытания показали, что это устройство, предназначенное для деликатной резки, часто засорялось землей или травой при движении по неровной местности и выходило из строя. Помимо нескольких фотографий, других сведений об этой системе не сохранилось, и она не была принята на вооружение.

На серийных моделях устанавливалась простая носовая балка для прорыва проволочных заграждений.

«Фуше – Шнейдер» на испытаниях.
«Фуше – Шнейдер» на испытаниях.

-16
В носовой части машины отчетливо видна конструкция («ножницы») для резки проволоки.
В носовой части машины отчетливо видна конструкция («ножницы») для резки проволоки.

«Фуше – Шнейдер» преодолевает проволочное заграждение.
«Фуше – Шнейдер» преодолевает проволочное заграждение.

Серийный танк «Шнейдер СА-1».

После завершения испытаний и внесения незначительных доработок было решено начать серийное производство танка под обозначением СА-1 (char d’assaut-1 – штурмовой танк, модель первая). Первый серийный экземпляр покинул заводской цех компании «Schneider» 8 сентября 1916 года.

Серийный танк представлял собой бронированный корпус, установленный на шасси Baby-Holt, состоящем из двух стальных лонжеронов, соединенных поперечинами, на которых размещались двигатель (в передней части) и трансмиссия (в задней части). Шасси опиралось на две тележки (с тремя и четырьмя катками соответственно) посредством рессор. Гусеница состояла из 34 траков, поддерживаемых катками. Четырехцилиндровый двигатель, разработанный «Schneider», развивал мощность 60 л. с.

Общий вид шасси и двигателя в носовой части корпуса.
Общий вид шасси и двигателя в носовой части корпуса.

Чертеж серийного танка «Шнейдер СА-1».
Чертеж серийного танка «Шнейдер СА-1».

Вид на правый борт СА-1 с артиллерийским орудием. В носовой части машины – металлическая балка для прорыва проволочных заграждений.
Вид на правый борт СА-1 с артиллерийским орудием. В носовой части машины – металлическая балка для прорыва проволочных заграждений.

Броня защищала двигатель, экипаж и вооружение от осколков и огня стрелкового оружия. Она изготавливалась из листов закаленной стали толщиной 11 мм, которые не пробивались винтовкой «Маузер» на дистанции 150 метров.

Доступ в танк осуществлялся через заднюю дверь, а вентиляцию обеспечивал люк на крыше. В передней части располагалась металлическая полоса, которая служила не только для прорыва проволочных заграждений, но и в качестве опоры, предотвращавшей погружение носовой части в грунт при наклоне танка вперед. По той же причине танк был оснащен двумя хвостовыми элементами сзади.

Вооружение включало 75-мм пушку Schneider BS от Blockhaus, стрелявшую фугасными снарядами с начальной скоростью 200 м/с. Точность стрельбы обеспечивалась на дистанции до 200 м. Вертикальный сектор стрельбы составлял от -10° до +30°, а горизонтальный – 60°. На каждом борту размещалось по одному пулемету, установленных на шкворне в полусферических куполах, что позволяло осуществлять боковое и вертикальное наведение с перемещением в пределах 53° в каждую сторону и по углу места от -45° до +20°.

Стоит отметить, что еще до боевого применения стало очевидно, что «Шнейдер» уязвим для немецких бронебойных пуль 7,92х57 типа «К». Поэтому, начиная с конца апреля 1917 года, французские инженеры начали устанавливать дополнительную броню, состоящую из листа толщиной 5,5 мм, расположенного на расстоянии около 40 мм от основной брони корпуса (см. фото ниже). Эта дополнительная защита, хотя и покрывала только наиболее уязвимые участки, увеличивала вес машины примерно на тонну. Это была первая из серии модификаций, направленных на устранение серьезных недостатков, выявленных в ходе первого боя 16 апреля 1917 года.

В том же 1917 году два «Шнейдера» были переоборудованы в радиотанки, а еще несколько – в танки снабжения. Последние отличались более широкими задними дверями.

-22

Танки «Шнейдер» впервые были использованы в бою 16 апреля 1917 года в Берри-о-Бак (Шмен-де-Дам). В этой операции принимало участие, по разным оценкам, от 128 до 132 машин.

Изначально танки предназначались для прорывных действий, но с 1918 года их начали использовать для сопровождения пехоты вместе с легкими танками «Рено ФТ-17». Эти машины оставались на вооружении до заключения перемирия.

План танка СА-1 второй модели, где топливные баки (показаны розовым) были перенесены назад за пределы корпуса, а по левому борту была установлена дополнительная дверь (зеленоватый цвет) для облегчения доступа к двигателю. Также хорошо видно расположение экипажа, боеприпасов и вооружения.
План танка СА-1 второй модели, где топливные баки (показаны розовым) были перенесены назад за пределы корпуса, а по левому борту была установлена дополнительная дверь (зеленоватый цвет) для облегчения доступа к двигателю. Также хорошо видно расположение экипажа, боеприпасов и вооружения.

Проекты значительно усовершенствованных вариантов – СА-2 с подвижной башней, вооруженной 47-мм пушкой, установленной в передней части крыши, и СА-3 с удлиненным корпусом и двухместной башней – не получили дальнейшего развития.

«Шнейдер СА-2»

С марта 1917 года генерал Этьенн рассматривал возможность модернизации танка «Шнейдер». Модификации должны были включать в себя расширение гусениц и их вынос вперед, установку башни, вооруженной пушкой калибра 47 или 37 мм. Вес танка не должен был превышать 13 тонн.

Планировалось выпустить 400 экземпляров.

Предварительный проект был разработан лейтенантом Сааром в декабре 1916 года.

Танк проходил испытания в Шамплие в конце марта 1917 года, но остается неясным, был ли это прототип или модифицированный CA-1.

Чертеж и фотография модификации СА-2. Видны измененная носовая часть и вынесенная вперед гусеница для улучшения проходимости и преодоления препятствий:

-24

«Шнейдер СА-3»

Модификация «Шнейдер СА-3» была разработана на базе СА-1. Танк разрабатывался в нескольких вариантах, но все они были отклонены генералом Этьеном.

Первый вариант предлагал короткую 75-мм пушку в каземате. Длина машины составляла 5,95 м. Второй вариант, под индексом 1050, помимо основного орудия в башне, имел короткую 75-мм пушку в лобовом листе под башней.

Как ни парадоксально, модель с башней была отвергнута, поскольку в начале 1917 года угроза со стороны вражеских танков практически отсутствовала. Потенциальными целями для танкового орудия могли быть только полевые укрепления, форты, пулеметные гнезда или артиллерийские орудия, поэтому установка пушки в каземате казалась военным вполне уместной.

Варианты модификации танка «Шнейдер СА-3»:

-25

Танк «Сен-Шамон» 1916 года

Эта новая машина, серийное производство которой под индексом Н.16 началось в сентябре-октябре 1916 года, имела неоспоримые преимущества перед «Шнейдером»: большую длину (при увеличении массы всего на треть), значительно более высокие защитные характеристики, но оказалась малоэффективной на бездорожье из-за значительного выноса носовой части вперед.

Его вооружение было более мощным: 75-мм полевая пушка, расположенная впереди и стреляющая по оси, четыре пулемета и всего два дополнительных члена экипажа. Размеры Н.16 обеспечивали более просторное, чем у «Шнейдера», боевое отделение с улучшенной обзорностью.

Было заказано четыреста экземпляров этой модели.

Танк Н.16 первой серии с бортами почти до самой земли. На крыше в передней части корпуса видны башенки командира танка и мехвода
Танк Н.16 первой серии с бортами почти до самой земли. На крыше в передней части корпуса видны башенки командира танка и мехвода

Танки «Сен-Шамон» были зарегистрированы в диапазоне номеров от 62 400 до 62 800.

С февраля 1917 года по февраль 1918 года в лагере Шамплио было сформировано 12 танковых групп «Сен-Шамон» с номерами от AS31 до AS42. Каждая группа изначально состояла из четырех батарей по четыре танка, а с декабря 1917 года – из трех батарей. Впервые «Сен-Шамон» вступил в бой 5 и 6 мая 1917 года во время атаки на плато Лаффо, в которой участвовали двенадцать танков.

Во время первого боя выяснилось, что гусеницы слишком узкие, а передняя часть танка слишком низкая и тяжелая. Было решено поднять переднюю часть корпуса, что улучшило обзор, а плоскую крышу заменить на покатую, чтобы гранаты скатывались с нее. Ширина гусеничных траков была увеличена с 326 до 500 мм.

Было построено три модели: первая модель (от 62 400 до 62 550), оснащенная 75-мм пушкой L12 CTR Saint-Chamond, имела плоскую крышу со смотровыми люками.

-27

Вторая модель (с 62 551 по 62 610) была защищена покатой крышей, чтобы гранаты скатывались с нее. Первые экземпляры поставлялись без смотровых люков. У механика-водителя были только откидные заслонки, не обеспечивавшие защиты в открытом положении. Эти модели не поступали в строй, пока для водителя не была установлена защитная смотровая щель.

«Сен-Шамон» с покатой крышей и без башенок командира и водителя.

Третья модель (с 62 611 по 62 800) была вооружена улучшенной 75-мм пушкой образца 1897 года. Начиная с № 62 669 основная бортовая броня была усилена дополнительными бронеплитами.

-28
На рисунке справа внизу пучком стрел показаны места установки дополнительных бронеплит
На рисунке справа внизу пучком стрел показаны места установки дополнительных бронеплит

Как и «Шнейдер», «Сен-Шамон» на протяжении всей своей карьеры будет страдать от частых поломок и трудностей обслуживания, которые усугублялись хроническим отсутствием запчастей.

Часть танков были переделаны в танки без вооружения (из расчета 2 шт. на одну боевую единицу). Этот более легкий вариант предлагал лучшие внедорожные характеристики.

Транспортер «Сен-Шамон» без вооружения
Транспортер «Сен-Шамон» без вооружения

Такими были первые прототипы и серийные танки французской армии, принявшие участие в боях Первой мировой войны.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Источник:

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉