С конца 2025 года российскую региональную авиацию ждут масштабные проверки. Ространснадзор намерен проинспектировать 51 перевозчика — от «Азимута» и «Авроры» до «Алросы» и «Ижавиа». Повод — рост числа авиапроисшествий.
С начала 2025 года в коммерческой авиации России произошло четыре авиапроисшествия, унесших жизни 53 человек. По данным ведомства, только за прошлый год количество катастроф выросло более чем вдвое — с восьми до семнадцати, а число погибших — с 12 до 37 человек, пишет «Коммерсантъ».
Эти цифры стали сигналом тревоги для правительства. В письме заместителя руководителя Ространснадзора Владимира Фонарёва в адрес замминистра транспорта Владимира Потёшкина говорится: «Негативные тенденции связаны в первую очередь с нарушениями воздушного законодательства, допускаемыми коммерческими авиакомпаниями».
Кто и почему под прицелом
Проверки пройдут с 1 декабря 2025 года по 1 декабря 2026-го. В список вошли 51 авиакомпания, среди них «Азимут», «Алроса», «Аврора», «Ижавиа», «ИрАэро», «Ангара», «АэроБратск», «КрасАвиа», «РусЛайн», «Северсталь» и другие.
Инспекторы будут оценивать не только техническое состояние самолётов, но и подготовку летного состава, уровень обучения инженеров и соблюдение норм воздушного законодательства. Отдельное внимание уделят системам управления безопасностью полётов.
В пояснительной записке к проекту поручения отмечается, что «авиакомпании зачастую пренебрегают требованиями к техническому обслуживанию, допускают недостатки в подготовке персонала и отклоняются от предписаний эксплуатационной документации», сообщают «Известия».
Черная полоса для малой авиации
Санкции 2022 года и последующий уход западных производителей ударили по региональной авиации сильнее, чем по любому другому сегменту. Большинство авиакомпаний лишились доступа к оригинальным запчастям и вынуждены ремонтировать флот из того, что осталось на складах.
«Нагрузка легла на старые самолёты Ан-2, Ан-24 и вертолёты Ми-8 ещё советского производства — их интенсивная эксплуатация привела к увеличению происшествий и жертв», — объясняет «Известиям» основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков.
Президент Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев добавляет:
«Драйверами роста аварийности можно назвать старение не только самолётов, но и их пилотов. Молодёжь не хочет летать на 50-летних машинах, а старые кадры покидают отрасль».
К этому добавляется банальный дефицит инспекторов. После 2022 года штат Ространснадзора сократился, и проводить масштабные проверки стало физически трудно.
Помогут ли проверки снизить риски?
Пока Ространснадзор готовит проверку, Росавиация и Минтранс пытаются удержать действующий парк в строю. Ведомства заявили о работе над мерами, которые должны не допустить списания до 2030 года более 300 самолётов и 200 вертолётов.
Однако эксперты называют этот сценарий «пессимистическим» — если его не перепишут, уже к концу десятилетия региональные авиалинии рискуют остаться без техники.
Большинство экспертов сходятся во мнении: проверка — мера необходимая, но недостаточная. Проблема не в том, что надзор ослаб, а в том, что авиакомпании технически не могут выполнить требования федеральных авиационных правил.
«Производство запчастей для советских самолётов давно прекращено. Перевозчики вынуждены ремонтировать технику деталями со складов или с разобранных бортов. Проверка тут мало поможет — без обновления флота риски останутся», — говорит Сергей Детенышев.
Фактически Россия подошла к порогу, за которым старение парка и нехватка кадров могут сделать региональные перелёты опасными. Для спасения отрасли нужны не только проверки, а долгосрочная программа обновления флота и возвращения интереса молодых пилотов к региональной авиации.