Считается, что европейская концепция потребления кофе, это что то достаточно быстрое, как, например, принято в Италии, буквально у стойки, из маленькой чашечки, не садясь за столик.
Другая и тоже европейская история —все же за столиком, но все равно достаточно быстро, объем подаваемого напитка не предполагает того, чтобы располагаться надолго.
Кофейники существуют, так же как чайники, но если чай чаще всего и подадут в чайнике, то кофе в общественном месте, это, в основном, именно чашечка или чашка или кружка кофе.
И есть третья концепция, захлестнувшая мир и вызывающее некоторую неловкость у истинных ценителей этого культурообразующего напитка и ставшая очень популярной у нас, американская.
Это - кофе «с собой», «навынос», «to go».
Что смущает ?
Ну, во- первых, «на бегу», что уж. Во многих культурах это, скажем так, не совсем прилично- есть и пить на ходу.
Второе: разные мнения можно ли таким образом в достаточной степени насладиться и оцепить качество хорошего кофе и нет ли здесь какого- то неуважения к продукту.
Тут могу сказать, что крайне мало, кто пьет таким образом эспрессо, где, действительно, все эти нюансы можно оценить в полной мере.
Собственно, по этой причине итальянцами и был придуман американо, что ясно из названия. Американские военные заказывали кофе, но итальянский эспрессо не слишком нравился, чашка была слишком маленькой, а вкус казался непривычным и чрезмерно насыщенным.
То есть, американо, я вот его люблю, это по сути эспрессо с дополнительной горячей водой.
Кстати, тут же добавлю, что все эти «на миндальном» «кокосовом» и еще с миллионом деталей - все сплошные американизмы со всеми вытекающими, но об этом в другой раз.
Итак, кофе с собой.. Еще одним смущающим и в некоторой степени понижающим статус напитка, стал пластиковый или одноразовый стаканчик, в котором этот кофе предполагалось достаточно долго и выносить.
Про огромное значение для человечества пластиковой посуды я уже писала, но тут уместно еще напомнить, что вообще то развитие «фарфоровой» культуры, то есть, всей этой роскоши и гедонизма очень тесно связаны именно с распространением горячих напитков- кофе, чая и горячего шоколада.
Эти дорогущие в те времена и тонкие напитки требовали и соответствующей подачи - только фарфор, иначе быть нам «простушкой» без воспитания и манер еще в XIX веке.
Но век двадцатый внес свои коррективы во многих социальных смыслах.
Кофе в Штатах объединился с одноразовым стаканчиком во времена сухого закона. Очень нужна была хорошая замена запрещенному алкоголю.
Американцы пили кофе максимально активно еще со времен Бостонского чаепития, ставшего началом борьбы за независимость от Великобритании, страны исторически чайной. И в Америке начался настоящий кофейный бум, а продажа кофе стала прибыльным, модным и что важно и легальным бизнесом.
Третий президент США называл кофе «любимым напитком цивилизованного мира». Он стал поклонником кофейной культуры во Франции, а вернувшись домой завёл правило на европейский манер подавать кофе после обеда.
Во второй четверти двадцатого века крупнейшие производители и поставщики кофейных зерен в США и Канаде начали активно продвигать свою продукцию и искать новые маркетинговые ходы. Одним из элементов их рекламной кампании стала идея- людям нужен перерыв на кофе. Да, в течение рабочего дня.
Сама идея была не нова, те же итальянцы, большие любители кофе активно боролись за свое право выпить кофе прямо на работе, а для ускорения процесса еще в 1901 году изобрели кофе машину.
Но в Штатах это приобрело огромный масштаб.
«Сделайте перерыв на кофе - и получите то, что кофе может вам дать». Такой вот был слоган.
Успеху способствовал так же судебный процесс, ставший прецедентом в 1955 году.
«Соединенные Штаты VS Фила Грейнца из Los Wigwam Weavers.»
Грейнец владел фабрикой по производству, что мне особо понравилось, галстуков и очень старался придерживать высокий профессиональный уровень и искал «дешево и сердито» персонал для этой тонкой задачи. Чтобы повысить производительность, он ввел короткие перерывы на кофе, чтобы работники трудись бодрее. И веселее.
Проблема была стара как мир, оплата была почасовая и Грейнц не хотел платить своим сотрудникам за то время, которое, по его требованию, они тратили на кофе.
В конце концов, в дело вмешалось Министерство труда США, и в конечном итоге суд постановил, что работодатели должны оплачивать перерывы на кофе, коль уж их вводят.
Перерывы были не продолжительны, а кофе пили почти все. Индустрия автоматов, в том числе, кофейных, тоже времени даром не теряла.
И вот, в 1964 году в деловом районе Нью-Йорка, на Лонг-Айленде, один из владельцев магазинов сети 7-Eleven предложил клиентам кофе навынос.
Решение многим понравилось, выйти из офиса казалось очень приятным, и совсем скоро напитки в картонных стаканчиках появились во всех магазинах сети, ну, а там и остальные подтянулись.
В больших городах люди работали все больше, ехали издалека и спешка — стала признаком человека деловитого, а не какого то праздношатающегося, без понимания того, что время - то деньги!!!!
Стаканчики, крышечки, палочки для размешивания, все получали исправно патенты и все развивалось, трансформировались, реагировало на моды и повестку дня, пластик- угроза для окружающей среды и вред здоровью. Вернули бумажные, но в актуальном эквиваленте теперь их делали из перерабатываемых материалов.
А некоторые бренды начали использовать биоразлагаемые покрытия или вторсырье.
Модницы всего мира восприняли призыв после « Секса в большом городе» и того Дьявола, что носит Прада.
Модные иллюстрации с подходящими сюжетами стали почти направлением в искусстве.
А потом еще и тем, кто приходит со своей многоразовой тарой сделали скидки и организовали общественный почет.
И тут уж не растерялись и большие и элитарные. Это же какие открылись возможности!
И это очень расширило аудиторию, посуду для «to go» с заботой и любовью сделали самые «сильные, стильные, знаменитые, модные» бренды - из фарфора, серебра, с логотипом или … ароматом «тихой роскоши».
Но что то есть в том такое… или нет?
Ксения Маркова специально для etiquette748