Найти в Дзене
Бел.Ру

Локализация такси: в Белгороде опять подорожает такси, а время подачи вырастет?

Оглавление

Очередные новые правила на рынке такси. Журналисты Бел.Ру поговорили с участниками белгородского рынка и экспертами. Что поменяется?

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

Локализация такси: что это и к чему может привести

С марта 2026 года в России начнут предъявлять новые требования для машин такси, а именно они должны соответствовать шкалам Минпромторга по уровню локализации. Чтобы внести автомобиль в реестр такси, нужно набрать 3200 баллов, до 2028 года баллы поднимут уже до 3700.

Также машина может участвовать в специальном инвестиционном контракте, который заключили с весны 2022 по весну 2025 года, но уже с 2033 года это не будут учитывать.

Список машин, которые проходят по баллам, не опубликован. Предполагается, что это будут Lada Granta и Vesta, а также «Москвич» и будущие авто «АвтоВАЗа».

Цель закона — поддержать российское автопроизводство и расширить использование технологий, созданных в России. Всё это якобы поможет обеспечить долгосрочную устойчивость отрасли такси, обновить парк, увеличить количество отечественных машин и укрепить экономику страны, а также повысить её технологическую независимость.

Однако всё это может привести к оттоку водителей. Как уточнили в Российском союзе промышленников и предпринимателей, примерно 200 тысяч работников могут уйти с рынка. Таксисты, которые работают на своих машинах, не смогут соответствовать требованиям.

Поможет это изменить гибкая адаптация в применении закона. Но без неё, оценивают эксперты, пятая часть водителей уйдёт уже в 2026 году. Наиболее уязвимы те, кто таксует на собственных машинах.

Похожее происходило в 2023 году, когда власти запретили работать водителям с судимостями. Рынок сократился, а тарифы сильно выросли.

Эксперты из ВШЭ посчитали, что цены на такси могут вырасти на 15%, а за три года дефицит кадров достигнет 500 тысяч человек.

Закон о локализации такси: цены на поездки вырастут в четыре раза?

Белгородский таксопарк

В списке проверенных таксопарков Белгорода Яндекс Такси 19 компаний и один индивидуальный предприниматель. Они — партнёры Яндекса, через который работают водители.

Статистику, сколько отечественных машин среди всех такси, получить нельзя, но мы опросили несколько белгородцев, которые пользуются такси. За 97 поездок за август и сентябрь 17 прошли на отечественных машинах. Около 17% машин такси в агрегаторах Яндекс и Uber — отечественные. Однако в этой статистике довольно небольшая выборка, которая не охватывает всю картину. Местные такси не используются. Но примерное количество машин представить можно.

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

«Даже оценки падают»: сколько отечественных машин в таксопарках Белгорода

Чтобы подробнее узнать о влиянии таких законов на местный рынок, мы связались с руководителем таксопарка «Салют» в Белгороде Михаилом Пшеничным.

«Ситуация у всех разная. У нас [прим. ред. — в „Салюте“] 80% парка локализованы, это российский автопром. Ну и часть есть, конечно, иномарок. Конечно, это ударит по карману, во-первых, иномарки они и долговечнее, и качественнее, и комфортнее для водителя и клиента. В агрегаторе даже оценки водителей падают за счёт того, что мы используем наш автопром», — прояснил управляющий.

Пшеничный пояснил, что для них, как для арендатора машин, важна окупаемость. Будет рост, конечно, потому что паркам нужно будет избавляться от старых автомобилей, иномарок. Они не смогут их обновлять, придётся покупать новые автомобили российские, но они сейчас очень больших денег стоят.

Какое соотношение иномарок к отечественным автомобилям в Белгороде?

«У некоторых парков вообще 100% иномарок, у некоторых 50 на 50. В среднем по рынку, наверное, я думаю, 30% нашего автопрома и 70% иномарок», — считает эксперт.

Принят закон о локализации такси, против которого были белгородские перевозчики

Скачка цен не будет?

Александр, таксист и автор блога «Б-ский таксист» поделился своим мнением с журналистами Бел.Ру. Он считает, что закон ещё могут изменить и пока переживать рано.

«Если принятие этого закона обернётся резким социальным возмущением, то правительство тут же сдаст назад. Поэтому никакого резкого скачка цен на такси ни в Белгороде, ни в России не будет, этого не допустят».

Тарифы разумеется будут расти, но потихоньку, как и цены на прочие товары и услуги.

У местных таксопарков нет недостатка в машинах сейчас. И со вступлением в силу закона о локализации тоже не будет недостатка — вряд ли будут отозваны уже действующие разрешения на машины, это может спровоцировать резкий дефицит, а значит — возмущение среди потребителей, это никому в правительстве не нужно.

Скорее нет желающих работать в такси, водителей нет. Достаточно проехать мимо любого белгородского таксопарка в будний день, машины стоят на парковке.

Каршеринг у нас в ближайшие годы точно не появится, новые машины стоят слишком дорого, чтобы рисковать ими у границы.

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

Водители высвободятся, а остальные пересядут на автобусы

Председатель общественного совета при минтрансе Павел Сапожников тоже поговорил с Бел.Ру на эту тему.

Как и любая трансформация — это удар по рынку. Для кого-то это будет выгодно и принесёт новые возможности, а для кого-то наоборот. Любые встряски для отрасли всегда влекут одно — увеличение цен, считает эксперт.

Как поведут себя местные таксопарки?

Сложно пока тоже прогнозы ставить. Опять же, для организации с большой капитализацией произойдет трансформация достаточно мягко. Для организации с малой капитализацией и с изношенным фондом и отсутствием отечественных авто — это будет тяжелый удар.

Во-первых, с точки зрения поддержки отечественного производителя, однозначно хорошо. Это явная программа, которая направлена на поддержание отечественного производителя. Если посмотреть вообще на всё, что происходит с рынком общественного транспорта, с рынком подвижно-транспортного состава, то мы видим локализацию к отечественным производителям и на РЖД, и на авиаперевозках, и на автобусном парке, и на троллейбусном парке. Ну и дошла очередь, видимо, и до такси.

В Белгороде и области многие таксопарки используют недорогие импортные машины. Если придется переходить только на российские или сильно локализованные автомобили, парки столкнутся с повышением затрат. Это может сделать работу такси дороже и сложнее: меньше новых машин, меньше выбора.

Насколько поможет это нашему автопрому?

Тут у меня больше негативные прогнозы. Но забегать вперёд не будем. В конце концов, автопром отечественный надо поднимать. Поднимать любимыми силами. И все действия — в этом направлении. Что случится с водителями? Перераспределятся. Повысятся цены, люди пересядут больше на автобусы, добираться как-то будет нужно. Водители с такси, высвободятся и найдут себе другое место работы. К слову сказать, работы в стране много, дел много, задач много, поэтому уверен, что работы хватит на всех.

Поездки в такси для белгородцев могут подорожать ещё больше? Что говорят перевозчики

Вырастут ли цены на такси в Белгороде

Да, хотя куда уже (цены на такси и так в городе выросли в 3 раза после начала СВО). Увеличатся расходы на покупку и обслуживание машин и это отразится на тарифах. Водители и компании могут поднять цены, чтобы сохранить прибыль.

Могут ли местные таксопарки подстроиться?

Крупные компании с финансами смогут менять машины и подстраиваются уже. Маленькие таксопарки локальные, такие как 710-710, и водители-частники, которых много в регионе, пострадают больше — им будет трудно быстро купить новые машины или вложиться в обновление.

Сколько водителей могут уйти с рынка и кто это компенсирует?

Уйдут точно, сколько — прогнозы ставить рано. Может, перестанут работать из-за сложностей и новых требований, но тогда появятся другие способы заработка такси, вне паркингов. Это приведёт к меньшему количеству налогоплательщиков. Другой транспорт, как автобусы или каршеринг (не введён, но мог бы) в области, не смогут полностью заменить такси, особенно в сельской местности, где спрос на поездки индивидуальный и разный по времени.

Возможен рост цен и ещё меньшее количество свободных такси (сейчас ожидание занимает от 15 минут), особенно на окраинах и в маленьких городах (от 20 минут), стоит готовиться к изменениям, если это произойдет, и искать новые варианты поездок.

    Источник: 1MI
Источник: 1MI

Подводим итоги

Примерно 20-30% машин в такси в Белгороде уже подходят под новые требования. Даже если количество машин сократится, на первых этапах это может быть незаметно: в Белгороде не хватает таксистов, но есть машины. Возможно, вместо иномарки они арендуют отечественную машину, и это не сильно повлияет на цену.

Однако может быть, что частные водители, кто использует свою машину, уйдут с рынка. Это грозит увеличением времени подачи машины.

В общем, стоит готовиться к тому, что такси будет уже не таким быстрым способом перемещения, а с вероятным ростом цен подтолкнёт людей использовать альтернативу: общественный транспорт, велосипеды, самокаты.

Такси подорожало, но всё законно? ФАС не нашла нарушений в ценах на перевозки

Читайте также:

Lada и «китайцы»: в России утвердили список разрешённых машин для такси

Кто «рулит» в такси? ФАС берётся за проверку конкуренции

Не прокатило: экс-владелица работавшего с мэрией «Такси 711» проиграла суд Бел.Ру