В 1967 году нефтяная компания Imperial Oil (владелец автозаправочных станций Esso) масштабно включилась в празднование столетия Канады. Клиентам АЗС Esso предложили поучаствовать в лотерее, состоящей из двух частей. В нижней части лотерейного билета были изображены заправочные колонки, скрывающие определенные символы под отрывными клапанами (как еще можно назвать то, что на сегодняшних лотерейных билетах и скидочных купонах стирают монеткой?): если открылось два одинаковых символа победитель получал фотоаппарат Kodak, а если три – цветной телевизор!
В верхней части билета были скрыты некие «тезисы о безопасности дорожного движения». Счастливчикам, которым удалось собрать пять разных «тезисов» (лотерейные билеты раздавались на 2 400 канадских АЗС Esso), получали шанс выиграть один из четырех автомобилей и не абы каких, а уникальных Oldsmobile Toronado, созданных специально для Imperial Oil «Королем кастомайзинга» Джорджем Баррисом. Компания также обеспечивала бесплатное топливо, страховку и техническое обслуживание в течение 12 месяцев. Вот это я понимаю - суперприз!
Многие богатые компании проводили розыгрыши призов, в том числе и автомобилей, но Imperial Oil решили всех переплюнуть.
План состоял в том, чтобы эксклюзивные автомобили колесили по дорогам, привлекали внимание и рекламировали АЗС Esso – всем ведь будет интересно откуда у гражданина такой автомобиль?! Имена победителей объявлялись по радио и в печатными СМИ в течение четырех месяцев 1967 года (по одному в месяц), а автомобили выставлялись на международной выставке «Экспо-67» в Монреале и на АЗС Esso, чтобы подогревать интерес.
За «прикладной частью» нефтяники отправились к Джорджу Баррису, снабжавшему уникальными автомобилями не только звезд Голливуда и обеспеченных любителей экзотики, но и непосредственно сам Голливуд. Масса транспортных средств для фантастических фильмов были «рождены» в мастерской Barris Kustom в Лос-Анджелесе.
Джордж Баррис в качестве отправной точки выбрал купе Oldsmobile Toronado, даже в стандарте выглядевший достаточно футуристично. К тому же, автомобиль имел передний привод, что позволило относительно легко удлинить колесную базу… Конечно, Toronado не страдал теснотой в салоне, но идеи Барриса требовали совершенно иного простора!
Четыре новеньких 7-литровых Toronado были приобретены Imperial Oil по 6 400 долларов, а вот переделка каждого стоила уже 52 000 долларов! Масштабы работы впечатляют. Помимо удлинения колесной базы, Oldsmobile получил совершенно новый кузов – было изменено все, кроме ветрового стекла и дверных проемов.
В задней части салона появился, в буквальном смысле слова, диван, а переднее пассажирское кресло разворачивалось против хода – можно было попить кофе или перекинуться в карты (складной столик прилагался). Оснащение включало полноценный кондиционер, тонированные стекла, два радиоприемника (плюс наушники для задних пассажиров), стереосистема, отделанная бразильским орехом центральная консоль. Два автомобиля окрасили в золотой цвет, по одному – в красный и зеленый. Пятый Toronado Баррис сделал для себя!
Первый автомобиль был доставлен победителю лотерея в мае 1967 года. Через год владелец не смог отказаться от предложения дилера из Торонто и сменил автомобиль на «обычный». Владелец второго Esso 67-X тоже отказался от автомобиля через год, когда закончилось бесплатное топливо и вернулся за руль своего Volkswagen Beetle. Третий автомобиль был продан в 1969 году за 10 000 долларов, чего хватило владельцу на новый Chrysler и кемпер. Четвертый автомобиль тоже быстро продали – молодая семья покупала дом.
Как видите, никто не оставил себе Esso 67-X на долгие годы. Помимо огромных размеров, владельцы отмечали огромное внимание к автомобилю, не всегда желанное – часто Esso 67-X облепляли на парковке, их постоянно тормозила полиция, обычно чтобы задать пару вопросов о машине.
Тем не менее, рекламная акция Imperial Oil и Esso, определенно, удалась!
Сергей Клюшниченко
Подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы ничего не пропустить!
Фото Classic & Sports Car