Airbus A380, выпущенный в 2008 году и бывший в составе флота Singapore Airlines, после пяти лет простоя снова готовится к полётам.
Один из первых Airbus A380, борт 9H-MIP, снова собирается в небо, передает Телеграм-канал FlightMode. Этот самолёт, выпущенный в 2008 году, начинал службу в составе Singapore Airlines, позже летал у Hi Fly Malta и стал знаменитым благодаря ливрее «Save the Coral Reefs» («Спасите коралловые рифы»).
Ливрея была разработана совместно с фондом Mirpuri Foundation в рамках кампании по спасению коралловых рифов. С одной стороны самолёта были изображены разрушенные рифы, с другой — здоровый океан с яркой морской жизнью. Кампанию запустили, чтобы предупредить человечество: если не предпринять меры, коралловые рифы могут исчезнуть к 2050 году.
Не забыт и не заброшен
В 2020 году самолет вывели из эксплуатации. Но теперь, спустя пять лет простоя, он неожиданно перелетел из французского Тарба в Дрезден, где попал в руки EFW — совместного предприятия Airbus и ST Engineering.
Как сообщает FlightMode, в компании уверены: техническое состояние лайнера хорошее, и он сможет вернуться в строй. При этом EFW отдельно подчеркнула, что программа никак не связана с Hi Fly или Global Airlines, хотя в базах данных самолёт числится за стартапом Global. Главная интрига теперь — кто станет новым оператором для старого самолета.
«Летающая легенда» и её рекорды
Airbus A380 — это не просто самолёт, а символ амбиций европейской авиации. Его называют «летающей легендой», но чаще — «Суперджамбо» (Super Jumbo) из-за его больших размеров и сходства с слоном.
Авиалайнер действительно чем-то напоминает слона: он огромный и величавый. Это самый большой пассажирский авиалайнер в мире. Во время создания самолёта маркетологи придумали ему имя «Gentle Giant» (Нежный Гигант), но оно не прижилось.
Его длина — 73 м, размах крыльев — 79 м, высота — 24 м; вместимость — до 853 пассажиров в одноклассной компоновке или 525 в трёхклассной; скорость — до 900 км/ч; дальность — более 15 000 км. Но самое интересное, он двухэтажный.
Кабина А380 тише и комфортнее, чем у конкурентов, а повышенное давление в салоне делает полёт менее утомительным.
В марте 2006 года самолёт без замечаний прошёл эвакуационную сертификацию: 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули тёмный самолёт через восемь аварийных выходов всего за 78 секунд при нормативе в 90. Это стало рекордом и доказало, что гигант может быть безопасным и практичным.
Первый полёт самолета-легенды состоялся 27 апреля 2005 года в Тулузе и продлился 4 часа. К осени 2006 года лайнер успешно прошёл серию «комфортных полётов», а вскоре EASA и FAA дали разрешение на его коммерческую эксплуатацию. 16 октября 2009 года А380 впервые приземлился в России, в московском Домодедово.
Безопасность на высоте
За годы эксплуатации А380 зарекомендовал себя как один из самых надёжных самолётов. За всё время существования лайнера с ним никогда не случалось катастроф с человеческими жертвами.
Впрочем, были громкие инциденты. В 2010 году у А380 компании Qantas через 5 минут после вылета из Сингапура взорвался двигатель, но экипаж благополучно посадил самолёт. А в 2017 году у А380 Air France разрушился двигатель во время рейса Париж — Лос-Анджелес, однако лайнер благополучно сел в Канаде.
Таким образом, каждый раз «суперджамбо» доказывал свою надёжность.
Почему А380 не стал массовым
Несмотря на успехи, Airbus выпустил всего 251 экземпляр из планировавшихся 500, закрыв производство в 2021 году. Главная причина — изменившийся рынок. Авиакомпании стали делать ставку на более компактные и экономичные дальнемагистральные самолёты вроде Boeing 787 Dreamliner.
Кроме того, стоимость программы по производству A380 оказалась колоссальной: изначально 8,8 млрд евро, к 2005 году — уже 11 млрд. При этом реальных заказов оказалось меньше, чем ожидали маркетологи. В частности, существенно сократил заказы крупнейший эксплуатант А380 — авиакомпания Emirates (Арабские Эмираты).
Наконец, картину мира существенно изменила и пандемия COVID-19. В разгар пандемии летал только один из более чем 200 самолётов Airbus A380, пишет Forbes, остальные были выведены из эксплуатации и отправлены на авиационные свалки. Казалось, эпоха гигантских самолётов закончилась.
Но с окончанием COVID-19 и восстановлением массового туризма Airbus A380 получают шанс на второе рождение. По свидетельству Forbes, некоторые авиакомпании, в том числе Emirates, British Airways и новичок Global Airlines, уже тратят сотни миллионов долларов на модернизацию самых больших в мире самолётов. И возвращение «кораллового суперджамбо» — хорошая примета нового времени.