Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. Германские противотанковые САУ (03). Тяга к большому калибру

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ. Германские противотанковые САУ (02). Поиск оптимальной модели

Встреча при нападении на СССР в 1941 г. с тяжелым советским танком КВ, с которым не могло справиться ни одно немецкое штатное орудие, кроме вообще-то не предназначавшейся для этого 88-мм зенитной пушки FlaK.18/36/37, вызвала в германских войсках настоящий шок. И породила у ошарашенных этой неожиданностью немцев настойчивое желание применять эту, и все последующие варианты зениток крупных калибров, так же и для противотанковой обороны. Однако одно дело – стационарные зенитные батареи, заранее «понатыканные» вокруг важных стратегических объектов, и совсем другое – мобильные батареи тяжелых противотанковых пушек, которым необходимо быстро оказываться в разных местах, где противник применил свои тяжелые танки. Тем более, что в Красной Армии «непробиваемых» тяжелых танков становилось все больше, да и в войсках союзников СССР близкие к ним по качествам «толстобронные» танки тоже уже имелись.

Необходимую мобильность громоздкому и тяжелому «зенитно-противотанковому» орудию могла придать только установка на самоходную ходовую часть, и немцы начали экспериментировать с созданием САУ крупного калибра. Понятно, что шасси морально устаревших легких танков, обычно в 1941-1942 гг. использовавшихся для строительства самоходок, под такие огромные пушки не годились. Попытка использования для установки 88-мм пушки ходовой части среднего танка, вылившейся в создание САУ «Nashorn», оказалась не очень удачной. «88-миллиметровки» были тяжелы для «Носорогов», на которых для повышения мобильности пришлось монтировать слишком тонкую броню, оставив их вообще открытыми сверху и сзади; в результате «Насхорны» несли в боях большие потери. И немецким конструкторам не оставалось ничего другого, как обратить свое внимание на шасси тяжелых танков. Хотя «Пантеры» и «Тигры» были крайне необходимы в больших количествах бронетанковым частям Вермахта, и использование под САУ их шасси, не могло не повлиять на снижение выпуска бронированного «зверинца»…

Тяжелая САУ «Ferdinand/Elefant»

-2

Конструкция, производство:

САУ «Ferdinand» создана в 1943 г. на шасси, спроектированном под тяжелый танк «Тигр» - разработки фирмы «Porsche» (не принятого к производству). Два двигателя смещены вперед, рядом место механика-водителя; боевое отделение в задней части корпуса. САУ производилась в 1943 г.; всего изготовлено 90 экземпляров.

ТТХ:

Вес 65,2 т. Бронирование: лоб корпуса и рубки – 200 мм, борт корпуса и рубки – 80 мм. Вооружение: 1х88-мм пушка Рак.43/2 L71. Боекомплект 50 снарядов. Двигатели: 2 Maybach NL 120TRМ мощностью по 300 л.с. Скорость: 30 км/ч. Запас хода: по шоссе 150 км. Экипаж: 6 человек.

Боевые качества:

После проигранного им конкурса на тяжелый танк «Тигр» у Фердинанда Порше осталось 90 готовых шасси, заранее планировавшихся под выпуск своих «Тигров» в случае успеха. Чтобы не отправлять готовые шасси на металлолом, Порше решил использовать их при разработке самоходной артиллерийской установки, размеры и мощь которой сделали бы из нее грозного истребителя танков.

-3

Из-за установки более длинноствольной 88-мм пушки StuК.43 L71 (впоследствии переименована в Рак.43/2 L71) ранний проект был пересмотрен: двигатели перенесли вперед, а боевое отделение – в кормовую часть. Но даже при такой компоновке машины вынос ствола составлял 1,22 м. Полностью закрытая рубка внушительных размеров имела рациональные углы наклона броневых листов; корпус самоходки был низким, с ровным верхом. Все броневые плиты соединялись с помощью шиповых соединений и затем сваривались; это делало корпус самоходки механически высокопрочным. Первоначально машина была названа «Фердинанд» в честь своего создателя Фердинанда Порше, а с середины 1943 года, после модернизации, стала называться «Элефант» («Слон»).

Мощная пушка с боекомплектом из 50 выстрелов позволяла «Элефанту» расправляться с любыми танками противника, находясь при этом вне досягаемости их орудий. Однако пулемета для ближнего боя не предусматривалось. Лишь на машинах последнего выпуска в распоряжении стрелка-радиста появился пулемет MG-34 в шаровой установке.

Мощное бронирование до 200 мм делало «Элефант» неуязвимым для лобовых атак, но за это преимущество САУ расплатилась чересчур большим весом, низкой проходимостью и невысокой мобильностью.

-4

Боевое применение:

Генеральный штаб возлагал большие надежды на этот истребитель танков, поэтому с появлением «Фердинандов» были поспешно сформированы два батальона по 45 машин в каждом, которые отправили на Восточный фронт и тут же бросили в мясорубку Курской битвы. «Элефанты» возглавили силы прорыва, но попали в окружение, и 39 из них были уничтожены. Впоследствии немецкое командование применяло САУ «Элефант» более осмотрительно в ходе других сражений на Восточном фронте (с июля по ноябрь 1943 года).

В конце 1943 года все оставшиеся «Элефанты» были отозваны с Восточного фронта, сведены в один 653-й батальон истребителей танков и отправлены воевать в Италии. Зимой 1945 года эти самоходки приняли участие в немецком контрнаступлении в Арденнах. К концу марта 1945 в строю еще оставалось 28 боевых машин этого типа.

Противотанковая САУ «Jagdpanther»

-5

Конструкция, производство:

«Jagdpanther» – противотанковая САУ на базе среднего танка Pz.V «Panther» с неподвижной, полностью закрытой бронированной рубкой, и 88-мм длинноствольной противотанковой пушкой Pak.43/3 L/71. Серийное производство: октябрь 1943 (март 1944) – апрель 1945 гг.; всего выпущено 413 (по другим сведениям 392) САУ «Ягдпантера».

ТТХ САУ «Jagdpanther»:

Вес 45,5 т. Бронирование: лоб корпуса – 80 мм, борт – 50 мм. Вооружение: 1х88-мм противотанковая пушка Pak.43/3 L71 и 1х7,92-мм пулемет MG-34. Боекомплект 57 снарядов, 600 патронов. Двигатель: Maybach NL 230 Р30 мощностью 700 л.с. Скорость: 46 км/ч. Запас хода: по шоссе 250 км. Экипаж: 5 человек.

Боевые качества:

Танк Pz.V «Panther», на базе которого выпускалась САУ «Jagdpanther», у немцев считался средним танком, по советским же меркам эта машина скорее входила в класс тяжелых. Соответственно, и самоходку «Ягдпантера» одни исследователи относят к средним, другие – к тяжелым САУ.

Первые попытки установить мощную 88-мм длинноствольную пушку на мобильное шасси, предпринятые на тяжелой САУ «Ferdinand/Elefant», и на средней САУ «Hornisse/Nashorn», не стали выдающимся успехом. «Слон» получился чересчур большим и тяжелым, а потому маломобильным, с низкой проходимостью. «Носорог» же со слишком слабой ходовой частью от среднего танка и слишком тонкой броней часто ломался, да еще и постоянно нес боевые потери. Проблемы с боевой эксплуатацией обеих этих самоходок, и крайняя необходимость на фронте САУ с пушкой, снаряды которой на дистанции 1.000 м пробивали от 165 до 193 мм брони, породили идею поставить Pak.43 L71 на более мобильное, и в то же время более «выносливое» шасси танка Pz.V «Пантера». На шасси этого танка была установлена неподвижная полностью закрытая рубка, сформированная из наклонных бронелистов; в лобовой плите были вделаны пушка в сферической маске и пулемет в шаровой установке.

-6

Первая серийная «Ягдпантера» была изготовлена в октябре 1943 г. Однако трудности с налаживанием выпуска тяжелой бронетехники, переработка выявлявшихся недочетов конструкции, а затем и начавшиеся массированные авианалеты вражеских бомбардировщиков на промышленные центры Германии стали причиной затянувшегося массового выпуска. Лишь к началу марта 1944 г. выпуск «Ягдпантер» достиг 8 машин в месяц (это при ежемесячном плане выпуска в 100 САУ!). Планировавшийся темп производства так никогда и не был достигнут, несмотря на подключение к брауншвейгскому строительству «Ягдпантер» еще и ганноверского, и потсдамского предприятий.

-7

Боевое применение:

Первые «Ягдпантеры» начали поступать в войска в феврале 1944 года; но из-за медленного производства этих САУ первый дивизион «Ягпантер» (654-й тяжёлый дивизион истребителей танков, ранее имевший на вооружении «Фердинанды») был полностью укомплектован этими машинами только к концу июля. Дивизион состоял из трех батарей по 14 «Ягдпантер» + 3 командирских танка Pz.V «Пантера». Отправленный в Нормандию, этот дивизион уже в первых боях сжег 25 британских танков ценой потери всего 2 «Ягдпантер» и 1 «Пантеры».

К началу 1945 в составе Вермахта имелось уже 5 тяжелых дивизионов «Ягдпантер»; все они действовали на Западном фронте. Самым интенсивным периодом использования «Ягдпантер» стало наступление в Арденнах. На Восточном фронте в конце 1944 г. РККА противостоял только 1 дивизион «Ягдпантер», полностью уничтоженный советскими войсками за январь-февраль 1945 г.

-8

В 1944 г. «Ягдпантеры» поступали на вооружение только тяжелых истребительно-противотанковых частей и подчинялись командованию крупнейших соединений (как правило, армий), которые вели бои на важнейших направлениях. Но зимой-весной 1945 выпускавшиеся с заводов «Ягдпантеры» стали включать не только в отдельные дивизионы «истребителей», но и в другие бронетанковые части - для замены потерянных в боях танков. Это привело к распылению «Ягдпантер» по самым разным фронтам, причем часто – не крупными массами, а отдельными машинами, разбросанными по разным подразделениям. На Восточном фронте самое большое число «Ягдпантер» действовало в Венгрии у озера Балатон, и в Австрии – при обороне Вены. И то, что из-за ограниченного производства многие тяжелые дивизионы «истребителей» были укомплектованы новой техникой не полностью, а обстановка последних месяцев войны вообще привела к распылению этих САУ по фронтам, стало большим везением для войск стран антигитлеровской коалиции. Ведь «Ягдпантера» была одной из наиболее мощных и самых удачных немецких противотанковых САУ. Она стала весьма эффективным средством борьбы с советскими и союзными танками, и нанесла им большой урон...

Тяжелая противотанковая САУ «Jagdtiger»

-9

Конструкция, производство:

«Jagdtiger» – противотанковая САУ на базе тяжелого танка Pz.VIB «Tiger-II» с неподвижной, полностью бронированной закрытой рубкой и 128-мм противотанковой пушкой Pak.44 L55. Серийное производство: 1944-1945 гг.; всего выпущен 81 экземпляр (по другим сведениям 70 или 74).

ТТХ САУ «Jagdtiger»:

Вес 75,4 т. Бронирование: лоб корпуса – 150 мм, борт – 80 мм; лоб рубки – 250 мм, борт рубки – 80 мм. Вооружение: 1х128-мм противотанковая пушка Pak.44 L/55 и 1х7,92-мм пулемет MG-34. Боекомплект 40 снарядов, 1.500 патронов. Двигатель: Maybach NL 230 Р45 мощностью 700 л.с. Скорость: по шоссе 41,5 км/ч, по местности 15,5 км/ч. Запас хода: по шоссе 170 км, по местности 70 км. Экипаж: 6 человек.

-10

Боевые качества:

Хотя созданная до «Ягдтигра» «Ягдпантера» стала самой удачной из немецких противотанковых САУ, и наиболее эффективным средством борьбы с тяжелыми танками противника, «сумрачный тевтонский гений» уже «понесло» - немецкие конструкторы вознамерились разработать еще более «страшную» самоходку с еще более мощным орудием. Зачем? Ведь длинные «88-миллиметровки» «Ягдпантер» и даже более короткие 75-мм пушки танков «Пантера» на дистанции 1.000 м пробивали броню любого танка того времени (а подкалиберным – даже на 2.000 м!). Но и этого заболевшим под влиянием фюрера гигантоманией конструкторам показалось мало: «Даёшь сверхмощное противотанковое орудие, способное бить тяжелые танки и на 3.000 м!» В результате была создана пушка PaK.44 L55 калибра 128 мм, стрелявшая 28,3 кг снарядами; вес такой пушки перевалил уже за 9 тонн! Понятно, что подобного «монстра» мог нести только другой самоходный «монстр», и танкостроители приспособили под PaK.44 шасси от новейшего тяжелого танка Pz.VIB «Королевский Тигр». Так появилась самая тяжелая серийная САУ «Jagdtiger» - дорогая и нетехнологичная в производстве «вундервафля», однако вполне потешившая своими размерами страсть Гитлера и его приближенных к гигантомании.

-11

Как истребитель танков «Ягдтигр» по боевой эффективности действительно превосходил все серийные танки и САУ Второй мировой войны. Да, его созданная на базе зенитного орудия 128-мм пушка PaK.44 с длиной ствола в 55 калибров поражала любой танк на любых дистанциях боя, а толстая броня «Ягтигра» была практически неуязвимой с лобовых ракурсов. Однако на этом достоинства САУ и заканчивались. Огромный вес машины сильно перегружал ходовую часть, из-за чего ее надежность была крайне низкой. При этом мощности двигателя для передвижения такого грузного «монстра» явно не хватало, что определяло его плохую проходимость и никудышную маневренность. Из-за своей тяжести «Ягтигры» вязли в любом мягком грунте, и могли передвигаться только по хорошим дорогам; а проезд через мосты и преодоление водных преград становились для экипажей настоящим кошмаром. Да и огневая мощь 128-мм орудия значительно нивелировалась его низкой скорострельностью (из-за раздельного заряжания), что часто не позволяло «Ягдтигру» вовремя произвести прицельный выстрел по маневрирующей цели. Все это позволяло более подвижным танкам противника обойти «Ягдтигра», и поразить его с бортовых или кормовых ракурсов. Поэтому «Ягдтигры» в основном использовались из укрытий на стационарных позициях, где низкие ходовые качества тяжеленной САУ особой роли не играли.

-12

Боевое использование:

До окончания войны из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками немцы смогли выпустить не более 81 САУ (однако и эта цифра оспаривается некоторыми источниками, утверждающими, что было произведено не то 74, не то вообще 70 экземпляров «Ягдтигров»).

Хотя первый батальон тяжелых противотанковых самоходных установок «Ягдтигр» (№ 512) был сформирован летом 1944 года, из-за медленного поступления техники, полностью укомплектоваться «Ягдтиграми» и вступить с ними в бой 512-й батальон смог только в марте 1945-го. Тогда в районе Рейна его САУ поражали американские танки с дистанции свыше 2.500 м. Таким образом, «Ягдтигры» принимали участие только в последних сражениях Второй мировой войны, и воевали только на Западном фронте. Ввиду их огромной огневой мощи «Ягдтигры» использовались в основном малыми группами, а из-за их невысокой подвижности и технической ненадежности применялись в боях очень ограничено. И, несмотря на практическую неуязвимость с лобовых ракурсов и малое число боев, эти САУ даже в столь короткий срок (менее двух месяцев) понесли значительные потери. Часть «Ягдтигров» была подбита в борта обошедшими их более скоростными и маневренными танками противника, а часть была просто брошена своими экипажами после израсходования боеприпасов, топлива, или из-за поломок. К окончанию войны в строю оставалось не более 48 «Ягдтигров»…

-13

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.