ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: 2МВ. Германские противотанковые САУ (01). Спешное развитие легких «истребителей»
Внезапно возникшая необходимость быстрого и массового создания противотанковых САУ поставила перед немецкими конструкторами задачу использования для строительства «истребителей» большого количества уже готовых шасси, чтобы не тратить драгоценное время на разработку и изготовление специализированной ходовой части. И для этого было решено применить шасси легких танков, которых понастроили достаточно много, но появление у противника в массовом количестве тяжелой бронетехники сделало эти легкие танки практически бесполезными в боях. Такое решение обеспечило быструю постройку многочисленных версий «Мардеров», но одновременно заложило и основные недостатки таких «истребителей» (из-за их малых размеров и ограниченного веса) - невозможность усилить слишком тонкую броню легких САУ, обеспечить полную круговую защиту их экипажей, и монтировать на слабосильные «Мардеры» более крупнокалиберные пушки. Для этого требовались шасси средних, а то и тяжелых танков; но такая бронетехника как воздух была необходима немцам на поле боя, и передача части их шасси для изготовления САУ грозила снижением темпа выпуска танков. Выходом в этой ситуации стало «перепрофилирование» в «истребитель танков» средней самоходки огневой поддержки пехоты - StuG.III…
Средняя САУ Sturmgeschutz III – противотанковые варианты
Конструкция, производство:
САУ StuG.III создана в 1940 г. на базе среднего танка Pz.III как «штурмовое орудие» - боевая машина огневой поддержки пехоты (Sturmgeschutz.III, сокращенно StuG.III). Корпус сварной, с неподвижной бронированной рубкой; двигатель сзади, трансмиссия спереди. Ходовая часть и двигатель – те же, что у танков Pz.III. серийное производство: с февраля 1940 по весну 1945 г. в 10 версиях; всего выпущено около 10.500 самоходок. С 1942 г. большинство StuG выпускались не в штурмовом, а в противотанковом варианте.
ТТХ StuG.40 auf G (8.071 шт.):
Вес 23,9 т. Бронирование: лоб корпуса и рубки – 80 мм, борт – 30 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка StuК.40 L48 и 1х7,92-мм пулемет MG-34. Боекомплект 54 снаряда, 600 патронов. Двигатель: Maybach NL 120TR мощностью 300 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: по шоссе 155 км.. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества и модификации:
На раннем этапе 2-й мировой войны StuG.III исполняла роль универсала: была и САУ мобильной огневой поддержки пехоты, и противотанковой. Однако при вторжении в СССР в 1941 году встреча с мощными советскими танками выявила слабую пробивную способность короткоствольных орудий немецкой самоходки. Из-за чего StuG’и, эффективно подавлявшие огневые точки противника при расчистке пути своей пехоте, оказались неспособны защитить ее от атак советских хорошо бронированных танков Т-34 и КВ-1. Это потребовало срочной модернизации StuG’а путем установки другого орудия, и с весны 1942 новые версии StuG стали оснащать длинноствольными 75-мм пушками, способными пробивать советскую танковую броню(на дистанции 1.000 м бронебойным снарядом под углом 30 градусов - 85 мм, а подкалиберным – 97 мм брони).
Так появилась противотанковая модификация StuG.40F с 75-мм пушкой StuK.40 L43 (выпущено 364 шт.) и StuG.40 F/8 (334 шт.) с еще более длинной StuK.40 L48. А за ними с 1943 г. последовали САУ StuG.40G с такой же пушкой StuK.40 L48, но более толстым бронированием (выпущено 8.071 шт.) и StuG.IV (такая же по мощи САУ, но на базе танка Pz.IV; изготовлено 1.170 экземпляров). А так как количество танков в РККА постоянно возрастало, потребность Вермахта в противотанковых САУ была очень велика, из-за чего
за три с половиной года «истребительных» StuG’гов произвели почти в пять раз больше, чем «штурмовых» за всю войну («штурмовиков» с 1940 по 1945 изготовили 2.183 экземпляра, в то время как «истребителей» с 1942 года «наклепали» 9.939!). Благодаря низкому силуэту, позволявшему этим САУ легко укрываться в засадах, и длинной пушке с хорошей пробивной способностью многочисленные самоходки StuG стали основным противотанковым средством Вермахта.
Боевое применение:
Выпущенные в огромных для германской промышленности количествах, StuG’и активно участвовали в боях на всех фронтах 2-й мировой войны вплоть до ее окончания. Именно StuG’и наравне со средними танками Pz.IV стали для немцев настоящими «рабочими лошадками войны».
Кроме использования в своих войсках, StuG’и поставлялись немцами и союзникам. Румыния в 1943–1944 гг. закупила 118 САУ StuG.40G (обозначены в румынской армии как TAS T-III). Венгерская армия в 1943–1944 гг. получила 60 противотанковых StuG. Финляндия доставшиеся ей в 1943 г. 30 StuG.40G тут же модернизировала по своему вкусу: пулеметы MG-34 заменили советскими ДТ, двигатель сверху закрыли большим деревянным ящиком с ЗИПом, а запасные катки перевесили на борта рубки. Весной 1944 финны успели получить у немцев еще 29 StuG до того, как перешли на сторону Советского Союза. Болгарии в течение 1943 г. было передано 55 штурмовых орудий, Испания получила 10 StuG F/8, а итальянцы - 5 StuG.40G, которые после капитуляции Италии немцы захватили на севере страны и ввели в состав своих подразделений.
Средняя САУ «Hornisse/Nashorn»
Конструкция, производство:
САУ «Насхорн» создана в 1943 г. на базе специализированного шасси, объединявшего узлы и агрегаты средних танков Pz.III и Pz.IV. Двигатель смещен вперед, рядом место механика-водителя; боевое отделение в задней части корпуса. Орудие более крупного калибра. САУ производилась в 1943-1945 гг.; всего изготовлено 494 экземпляра.
ТТХ САУ «Nashorn»:
Вес 24,4 т. Бронирование: лоб корпуса – 50 мм, борт – 30 мм, рубка – 10 мм. Вооружение: 1х88-мм пушка Рак.43 L71 и 1х7,92-мм пулемет MG-34. Боекомплект 40 снаряда, 600 патронов. Двигатель: 2 Maybach NL 120TRМ мощностью 300 л.с. Скорость: 42 км/ч. Запас хода: по шоссе 215 км. Экипаж: 5 человек.
Боевые качества:
В 1942 году на Восточном фронте наиболее эффективным орудием Вермахта в борьбе с советскими тяжелыми танками показала себя 88-мм пушка Рак.43/1, пробивавшая на дистанции 1.000 м (при встрече под углом 30 градусов) бронебойным снарядом 165 мм, а подкалиберным – 193 мм брони. Однако тяжесть пушки создавала проблемы в транспортировке и развертывании орудия на позиции; низкая мобильность нивелировала все ее преимущества. Поэтому было решено сделать орудие самоходным, для чего конструкторы на основе объединения наиболее удачных агрегатов средних танков Pz.III и Pz.IV создали специализированное шасси. Однако и для специальной конструкции шасси 88-мм пушка оказалась тяжелой и создавала слишком большое удельное давление на грунт даже при широких гусеницах. Поэтому для снижения веса САУ ее бронирование пришлось сделать недостаточным по толщине, и неполным (сверху и сзади экипаж не прикрывался). А из-за возникшего в Германии к середине войны дефицита высококачественной стали броня «Насхорна» была незакаленной. Все это вместе взятое, да еще и при слишком высоком силуэте «Насхорна», не дававшем успешно маскировать САУ в засадах, сделало «Насхорн» очень уязвимым, и сказалось на высоких боевых потерях самоходки.
Боевое применение:
Поначалу новую САУ назвали «Хорнисс» («Шершень»), но в январе 1944 по личному указанию Гитлера самоходку переименовали в «Насхорн» («Носорог»). «Шершни»/«Носороги» поступали на вооружение только противотанковых дивизионов РГК, и в составе этих подразделений принимали участие в боевых действиях до конца войны. Из-за указанных выше недостатков «Насхорны» несли ощутимые потери, и в результате к 10 апреля 1945 г. из 494 произведенных «Носорогов» в Вермахте оставалось всего 62 САУ этого типа на Восточном фронте, и 23 — на Западном…
Средняя противотанковая САУ Jagdpanzer IV
Конструкция, производство:
Jagdpanzer IV – противотанковая САУ на базе среднего танка Pz.IV с полностью бронированной закрытой рубкой и 75-мм противотанковой пушкой (2 варианта разной длины). Серийное производство: 1944-1945 гг.; всего изготовлено 1.976 экземпляров (769 Jagdpanzer IV и 1.207 Jagdpanzer IV/70).
ТТХ САУ Jagdpanzer IV (Jagdpanzer IV/70):
Вес 24 (25,8) т. Бронирование: лоб корпуса – 60 мм, борт – 30 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка Рак.39 L48 (1х75-мм пушка KwK.42 L70) и 1х7,92-мм пулемет MG-42. Боекомплект 79 (55) снарядов, 900 патронов. Двигатель: 2 Maybach NL 120TRМ мощностью 265 л.с. Скорость: 40 км/ч. Запас хода: по шоссе 190 км. Экипаж: 4 человека.
Боевые качества:
САУ Jagdpanzer IV проектировалась под новую длинноствольную противотанковую 75-мм пушку KwK.42 L70. Однако ею в первую очередь обеспечивали танки «Пантера», и потому поначалу как временную меру спроектированную самоходку начали изготавливать с более короткой 75-мм пушкой Рак.39 L48 (на 1.000 м бронебойным снарядом пробивала под углом 30 град. 85 мм брони, подкалиберным – 97 мм). Эта промежуточная версия производилась с января по ноябрь 1944 г.; а с августа с постепенным насыщением запасов KwK.42 L70 начался плавный переход к выпуску Jagdpanzer IV/70, которая ничем, кроме орудия, не отличалась от предыдущего «временщика». Пушка KwK.42 L70 на 1.000 м пробивала под углом 30 град. бронебойным снарядом 111 мм, а подкалиберным – 149 мм брони).
Производившийся «истребитель танков» был довольно приземистым, с рациональными углами наклона брони. С мая 1944 бронирование усилили: лоб до 80 мм, а борт до 40 мм. Правда, это увеличило вес машины, доведя его до предельной для шасси Pz.IV нагрузки. Из-за увеличившегося веса и тяжести длинного ствола пушки KwK.42 САУ Jagdpanzer IV/70 просела на нос, что ухудшило ее проходимость, и участило поломки ходовой части.
Боевое применение:
Первые серийные Jagdpanzer IV в январе 1944 поступили в дивизию «Герман Геринг», воевавшую в Италии. Затем распространившиеся по многим противотанковым дивизионам Jagdpanzer IV воевали на всех фронтах. Осенью 1944 в войска во все увеличивающихся количествах пошли и Jagdpanzer IV/70. В первую очередь их поставляли на вооружение батальонов истребителей танков, истребительно-противотанковых дивизионов танковых и «панцергренадирских» дивизий, а также танковых батальонов танковых дивизий (вместо недостающих PzV «Panther»).
В конце декабря 1944 - начале января 1945 Jagdpanzer IV/70 в значительном количестве участвовали в Арденнской операции против англичан и американцев, показав при этом достаточно хорошую боевую результативность. Но с приближением Красной Армии к Берлину большинство Jagdpanzer IV/70 были переброшены на Восточный фронт. В боях против советских танков немецкие САУ несли существенные потери. Из 1.976 произведенных «истребителей» этих типов к началу апреля 1945 в строю еще оставались 390 Jagdpanzer IV и 274 Jagdpanzer IV/70. Из них только 11 машин сражались на Западе, а все остальные безуспешно пытались сдержать наступление советских войск…
ОКОНЧАНИЕ: 2МВ. Германские противотанковые САУ (03). Тяга к большому калибру
Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.