Рассказ о немецком 4-осном бронеавтомобиле Sd.Kfz.231 (8-rad) из коллекции военно-технического музея в Кобленце (WTS Koblenz)
Немецкая военная техника в принципе является вещью редкой. Особенно раритетными оказались немецкие бронемашины. Надо сказать, что они и в лучшие годы были не самыми массовыми образцами, существенно уступая танкам. Ситуация усугубилась после окончания Второй мировой войны. В отличие от танков, немецкие броневики оказались никому не нужны, разве что музеям. Поэтому известны единичные экземпляры бронемашин, а некоторые из них, вполне известные образцы, и вовсе не сохранились до наших дней.
Одним из немецких колесных уникумов, сохранившихся до наших дней, оказался тяжелый 8-колесный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad). До недавнего времени считалось, что такой броневик сохранился только один - в экспозиции военно-технического музея в Кобленце (WTS Koblenz). Сейчас их известно уже два, второй экземпляр обнаружился (радийный Sd.Kfz.232) обнаружился в музее Ахмеднагара, Махараштра, Индия. Там броневик выглядит подуставшим, но при этом сохранился одним куском. Что же касается бронемашины в Кобленце, то там всё сложнее.
В годы Первой мировой войны немецкие бронемашины оказались весьма неоднозначными. Имя развитую автомобильную промышленность, немцы не смогли в полной мере ей воспользоваться с точки зрения рационального использования шасси. Броневики у кайзеровской армии оказывались впечатляющих габаритов, но при этом имели чисто пулеметное вооружение, а серийное производство оказывалось обычно крайне скромным. В этом смысле русские броневики оказывались куда более рациональными, особенно что касается использования шасси и массовости выпуска. Да, шасси чужие, но тут уже вопрос, как кто ими воспользовался.
Казалось бы, опыт Первой мировой войны должен был подсказать правильный вектор направления развития бронемашин. Но нет: после того, как во второй половине 20-х годов рейсхвер рестартовал программу разработки броневиков, в нем значились традиционные железные капуты. В работу пустили бронемашины семейства ARW/ZRW, в первом случае речь шла о 4-осном шасси, во втором - о 5-осном. ARW разрабатывали Daimler-Benz и Magirus, а ZRW - Büssing-NAG. При этом машины были полноприводными, а также с возможностью преодолевать водные преграды вплавь.
При таких требованиях неудивительно, что ARW и ZRW остались в виде опытных экземпляров. Получилось сложно, дорого и непонятно зачем. В результате было принято решение в виде создания тяжелых бронемашин на шасси 3-осных грузовиков. На свет появилось семейство броневиков, изначально именовавшихся как Kfz.67. Всего выпускалось три версии бронемашины - линейная, радийная, а также штабная. Позднее их переименовали в Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.263 соответственно. Для своего времени не самые плохие броневики, с задними постами управления и вполне приличной удельной мощностью. В зависимости от шасси и исполнения, боевая масса варьировалась от 5,3 до 6 тонн.
Немецкие трехосные броневики примерно соответствовали советским пушечным средним бронемашинам. Но сами немцы считали их тяжелыми броневиками, и не зря. Дело в том, что трехосные броневики считались скорее временной мерой, поскольку от многоосных бронемашин немцы отнюдь не отказались. К середине 30-х годов полный привод удалось довести до совершенства, что привело к созданию массовых шасси. В том числе и для броневиков. В начале 1935 года задание на разработку тяжелого 4-осного шасси получила Büssing-NAG. Так на свет появилось шасси Büssing-NAG GS.
Как и в случае с предшественниками, концепция производства тяжелой 4-осной бронемашины выглядела как кооперация разных заводов. Непосредственно Büssing-NAG выпускал только шасси, а корпуса с башнями производились другими предприятиями. Окончательная сборка производилась силами третьих заводов - Deutche-Werke и Schichau-Werke. Изначально новые броневики именовались как Vskfz.623 (линейные) и Vskfz.624 (радийные). Впрочем, эти обозначения продержались недолго. В 1937 году их поменяли на Sd.Kfz.233 и Sf.Kfz.243 соответственно. А далее, аналогично трехосным бронемшаинам, появилась еще и штабная версия - Sd.Kfz.263, без башни и с пулеметным вооружением.
Более привычные индексы Sd.kfz.231 (8-rad) и Sd.kfz.232 (8-rad) появились позже - 7 сентября 1940 года. Связано это с тем, что в системе вооружения 3-осные и 4-осные броневики занимали те же места. Броневая защита, вооружение, экипаж, радийное оборудования изначально были одинаковыми. Как, собственно, и задачи. Индекс Sd.kfz.233 позже понадобился, но для совершенно другой версии броневика. Принципиальным отличием4-осной бронемашины стало шасси. Согласно требованиям, новый тяжелый броневик должен был разгоняться до 90 км/ч, иметь полный привод и полное управление.
До 90 км/ч новый тяжелый броневик не разгонялся, но оказался близок к тому. Также в требованиях значилась возможность ехать с той же скоростью назад, как и вперед, но так решили всё же не делать. Так или иначе, у броневика было два поста управления, и довольно быстро назад он ездить всё же умел. Когда бронемашина создавалась, то считалось, что 20-мм автоматической пушки вполне хватит для борьбы с танками. Но уже в 1940 году стало понятно, что это смелые заявления. В этом смысле советские средние пушечные броневики выглядели более предпочтительными.
Не менее занятным выглядела и общая концепция немецких тяжелых броневиков-разведчиков. Начиная с распределения ролей экипажа. Непосредственно в башне сидел один человек - командир, он же наводчик. В боевом отделении также присутствовал заряжающий, который, надо так понимать, был радистом. При наличии радиостанции. Если кто не в курсе, то Sd.Kfz.231, что 3-осному, что 4-осному, радиостанция не полагалась. То есть стрелять он мог, но сказать не мог. Уже позже, в 1941 году, стали штатно ставить радиостанции, а также устанавливать их на ранее выпущенные броневики.
Тяжелые 4-осные броневики являются одними из самых известных образцов немецкой бронетехники времен Второй мировой войны. Ирония в том, что осенью 1939 года немецкие военные в них уже разочаровались, особенно что касается проходимости. Также они захотели 2-местные башни, да и вообще решили, что лучший броневик-разведчик - это танк. Тем не менее, Sd.Kfz.232 выпускался до 1943 года включительно. А вот Sd.Kfz.231 (8-rad) сошел с дистанции уже в 1941 году. Ибо стало очевидно, что аналог Pz.Kpfw.II на колесах не нужен. У 232-го хотя бы радийное оборудование было приличным, а тут чемодан без ручек и на колесиках.
Сколько было выпущено 231-х, является тайной. Прежде всего потому, что Sd.kfz.231 (8-rad) и Sd.kfz.232 (8-rad) между собой не резделяли. За 1937-41 годы сдали 331 броневик обоих версий, из которых основная масса относилась к радийным Sd.kfz.232 (8-rad). То есть в лучшем случае сотни полторы за 5 лет. Откровенно говоря, негусто, на этом фоне не стоит удивляться, что их сохранился всего один броневик. 231-е выпускались в трёх сериях, которые несколько отличались друг от друга деталями. Также третья серия стала радийной.
С точки зрения того, что из себя представляет броневик из Кобленца, вообще отдельный разговор. Согласно имеющимся данным, шасси имело серийный номер 59918, это броневик первой серии. По деталям, включая смотровые приборы башни и корпуса, это вполне соответствует действительности. Другое дело, что броневик с "прокачкой". В ходе эксплуатации он получил разнесенную броню в лобовой части корпуса и радиостанцию. Произошло это в 1941 году.
А вот дальше началось самое интересное. Броневик отправился в Северную Африку, где служил в составе Африканского Корпуса. Далее он оказался подбит и захвачен английскими войсками. Машина была вполне комплектной, ее отправили в Англию на изучение. Одновременно там оказался еще один броневик - Sd.kfz.263 (8-rad) с номером шасси 60008. Так вот, англичане решили собрать из двух поврежденных шасси одно комплектное. Так что корпус Sd.kfz.231 оказался на шасси Sd.kfz.263.
В дальнейшем шасси Sd.kfz.231 сдали в металлолом, а "кентавра" отправили в США, на Абердинский полигон. Там он гнил до 80-х годов, пока его не передали немцам. Так бронемашина оказалась в Кобленце. Перед постановкой в музей броневик прошел реставрацию, но... как бы это помягче сказать... Если вы думаете, что реставрация раритетной техники силами военных получается так себе только у нас, то должен сильно разочаровать. Военные всего мира примерно одинаковые, особенно когда есть приказ "надо".
Броневик из Кобленца, конечно, выглядит нарядным, но это пока вы не начинаете всматриваться. А вот дальше становится понятно, что "колхоз" там ничуть не меньший, чем в Кубинке 60-х годов. Причем броневик уже таки никуда не едет, ибо мотор из него вынут. Глушители заменены на новодел, а особый шик - это колеса. Они даже не бундесверовские, а ГДР-овские (точнее, советские, очень характерный протектор "ёлочка"). Причем это не исключение, а практика. В том же Мюнстере немецкая бронетехника, особенно изнутри, такая же "нарядная".
Главный плюс Sd.kfz.231 (8-rad) из Кобленца в том, что он вообще есть. Общая геометрия у него более-менее нормальная, причем те, кто делает реплики таких броневиков, берет его за эталон. Но вот насчет мелочевки... разница между нашими военными только в более нарядной краске, не более того. Тут иллюзий строить не надо, все военные одинаковые.
Другие статьи по немецким бронемашинам:
История немецкого легкого бронеавтомобиля-разведчика leichter Panzerspähwagen (MG) Sd.Kfz.221
История немецкого бронеавтомобиля-разведчика leichter Panzerspähwagen (Fu) Sd.Kfz.223
История немецких легких радийных бронеавтомобилей kleiner Panzerfunkwagen Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261
Критический взгляд на немецкие бронемашины семейства leichter Panzerspähwagen
Sd.Kfz.234, он же Puma, восьмиколесное кошачье с неофициальной кличкой