В России продолжается кризис на рынке легковых автомобилей. По данным аналитического агентства «Автостат», за июнь 2025 г. было реализовано чуть больше 90 000 новых легковых автомобилей, что на 27,6% меньше, чем в июне прошлого года. Траты россиян на машины в том же месяце сократились год к году на 21,7% ‒ до 288 млрд. руб., говорилось в совместном исследовании ООО «Газпромбанк Автолизинг» и «Автостата».
По данным «Автостата», в июне 2025 г. на российском рынке больше всего было продано автомобилей отечественной марки LADA, на долю которой пришлось около 27% – 24 165 проданных экземпляров. Больше всего иномарок в марте реализовал Haval – 9172 единицы. На третьей строчке находится Chery (8858 шт.), за которым идут еще два «китайца» – Changan (6388 шт.) и Geely (6165 шт.). Далее расположились белорусский Belgee (4074 машины), Jetour (3138 шт.), российский бренд Solaris (2201 шт.) и Omoda (1974 шт.). Замыкает топ-10 по итогам марта «китаец» GAC (1845 шт.). Чуть ниже расположился еще один представитель отечественного автопрома «Москвич» с показателем в 1100 автомобилей, что на 4% больше, чем в том же месяце прошлого года, отмечала пресс-служба автопроизводителя.
«Китайцы» уходят
На снижение спроса резко отреагировали дилеры многочисленных брендов китайских авто. Из-за потери инвесторов в январе – июне 2025 г. закрылись свыше 360 китайских автосалонов в России, что в три раза больше, чем годом ранее, говорится в результатах исследования компании «Газпромбанк автолизинг» и журнала «АвтоБизнесРевю». Основной причиной негативной динамики аналитики называют не самый ликвидный модельный ряд, невысокие доходы дилера на одной сделке и низкие продажи в пересчете на салон. Дилеры считают, что в 2025 г. с рынка могут уйти до 10 китайских брендов, писал «Коммерсантъ».
Такая ситуация возникла из-за высокой ключевой ставки, повышенного спроса в прошлом году до увеличения утильсбора и ожидания автолюбителями возвращения в Россию зарубежных автогигантов, пояснил директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, чтобы поддержать спрос, многие дилеры субсидируют выгодные кредиты до 10% и предоставляют скидки, однако интерес покупателей все равно остается низким.
Кризис на рынке, особенно среди китайских брендов, был также вызван избыточным предложением и неправильной оценкой спроса, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. В стратегическом плане повышение утилизационного сбора сделает импорт автомобилей в Россию непомерно дорогим, что приведет к уходу с рынка тех, кто отказывается от локализации в России, говорит автоэксперт. «Все, кто не локализует производства и соответственно не будет получать возврат утильсбора, уйдут, так как они будут далеко не конкурентны в цене по сравнению с другими, кто успел это сделать», ‒ объяснил вице-президент Национального автомобильного союза. Суммарно по итогам этого года автомобильный рынок может упасть на 20% – до 1,2 млн проданных машин, прогнозировал в апреле коммерческий директор «Авто.ру»Даниил Шкурыгин.
В ручном режиме
Несмотря на ослабление спроса на легковые автомобили, российский автопром продолжает развиваться. В 2024 г. производство легковых автомобилей увеличилось на 39% и составило 756 000 шт., следует из данных Росстата. В том числе увеличилось производство автокомпонентов. По оценкам аналитиков, за прошлый год количество инвестпроектов в автотранспортном секторе выросло на 63,3%, общая сумма денежных инвестиций составила 192,6 млрд руб., писали «Известия». Чаще всего бизнес инвестировал в производство расходных материалов для транспорта, рулевых механизмов, коробок передач, трансмиссий, тормозов, двигателей, колесных дисков, а также автоэлектрики для повышения локализации производства автомобилей. Сейчас уже примерно 330 критических автокомпонентов производится в России, которые раньше только импортировали, заявлял в интервью «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов.
В 2022 г. Минпромторг определил 14 площадок, на которых планировалось возобновить выпуск автомобилей после ухода международных партнеров, 11 из которых уже запустили. Одной из них стала бывшая площадка Renault, где в конце 2022 г. началось производство автомобилей «Москвич 3» и электромобилей «Москвич 3е». В прошлом году автопроизводитель повысил локализацию производства в 18 раз, рассказали в пресс-службе завода «Москвич»: теперь при сборке используется свыше 900 российских комплектующих вместо прежних 50, доля сварных точек увеличилась с 30% до 75 %, число деталей – с 49 до 231, а парк роботов вырос с 40 до более 100 единиц. Предприятие полностью заменило антикоррозийные и лакокрасочные материалы на отечественные, что позволило улучшить геометрию, коррозионную стойкость и качество окраски модели «Москвич 3», добавили в пресс-службе. По данным завода, объем инвестиций для локализации производства в настоящий момент составил более шести млрд руб.
В условиях снижения спроса автопроизводители ищут новые ниши для потенциального развития. Например, некоторые российские марки для расширения рынка и выполнения социального запроса запустили конвейерное производство автомобилей с ручным управлением. О запуске уже сообщили АвтоВАЗ и «Москвич». Устройство ручного управления в таких машинах дублирует штатные педали акселератора и тормоза, подключаясь к ним через дополнительный приводной механизм. Ускорение и замедление автомобиля осуществляются при помощи компактной рукоятки, интегрированной в салон без вмешательства в базовые системы. Стандартные педали полностью сохраняют функциональность, что позволяет пользоваться автомобилем без необходимости ручного привода, тем самым расширяя аудиторию автовладельцев, пояснили в пресс-службе «Москвича».
Спрос на автомобили с ручным управлением имеет глубокие исторические корни, начиная с послевоенного периода, когда были разработаны первые специальные авто для людей с инвалидностью, рассказал сопредседатель Союза потребителей России Кирилл Янков. «После Великой Отечественной войны сначала была сделана мотоколяска для инвалидов, потом – специальный автомобиль, затем выпустили автомобиль «Ока» с ручным управлением. Часть инвалидов бесплатно обеспечивали машинами, другая часть покупала их себе сама», – отметил эксперт.
Удалов из «Автостата» считает, что автомобили с ручным управлением будут выпускаться под запрос социальных фондов для нужд людей с ограничениями здоровья. «На свободный рынок такие автомобили тоже могут выводить некоторые дилеры, но массовой продажа авто с ручным управлением вряд ли будет», – пояснил он. Многократный чемпион России по баскетболу на колясках Станислав Бураков уверен, что конвейерный выпуск автомобилей на ручном управлении позволит людям с инвалидностью избежать дополнительных затрат и временных задержек из-за необходимости установки спецоборудования. «Тут даже дело не совсем в цене, а именно во времени, которое тратится, когда человек остается без автомобиля», – подчеркнул он.
По словам Буракова, для людей с ограниченными возможностями с коляской более всего подходят седаны и кроссоверы с удобной посадкой, так как не все способны влезть в автомобиль с большим клиренсом. При этом люди, которые ездят на машинах, быстро приспосабливаются и не испытывают сильных сложностей, чтобы убирать коляску, пояснил спортсмен. «Также есть специальные механизмы, которые устанавливают на крыше автомобиля или в багажнике, предназначенные для облегчения этого процесса, однако такие решения, к сожалению, остаются достаточно дорогими. И не все могут себе это позволить», – добавил он.
Основным заказчиком на автомобили «Москвич 3» с системой ручного управления выступает фонд поддержки участников спецоперации «Защитники Отечества». Завод также прорабатывает дополнительные каналы продаж, пояснили в пресс-службе автопроизводителя. «В настоящее время завод «Москвич» рассматривает проекты, связанные с обеспечением равных возможностей, как перспективные и приоритетные, свидетельствующие о социально значимой направленности автомобильного бизнеса. Таким проектом является Москвич 3 на ручном управлении – «автомобиль без границ», созданный для ветеранов спецоперации, чтобы быстро адаптировались к мирной жизни, а также для лиц с ограниченными возможностями в целях обеспечения мобильности, независимости и самостоятельности», – отметила директор по взаимодействию с госорганами и корпоративным связям завода «Москвич» Татьяна Редько. По ее мнению, проект выполнен командой МАЗ «Москвич» с искренней заботой о ветеранах и всех людях, нуждающихся в дополнительной поддержке.
«Москвич 3» с ручным управлением, так же как и стандартная модель, производится с высокой степенью локализации по технологии мелкоузловой сборки, включая сварку и окраску, и адаптирован к условиям эксплуатации в России, добавила Редько.
На электрической тяге
На фоне общего спада спроса на легковые автомобили с двигателем внутреннего сгорания россияне с каждым годом все больше выбирают электромобили. По итогам прошлого года в России было реализовано рекордное количество новых электрокаров – 17 805, говорится в отчете «Автостата». Этот показатель более чем на четверть превосходит уровень 2023 г. Второй год подряд рынок возглавляет неофициально поставляемый Zeekr: за 2024-й г. продано 7623 электромобиля – 43 % всех продаж. Следом идут отечественные «Москвич» и Evolute: 1796 шт. и 1226 шт. соответственно.
Завод «Москвич» планирует продолжать дальнейшее производство электромобиля с высокой степенью локализации: отечественные батареи, кузовные панели, силовая электроника, тормозные системы и другие узлы. Параллельно создается собственная модульная платформа, сообщалось на сайте mos.ru со ссылкой на информацию мэра столицы Сергея Собянина.
В связи с популярностью электрокаров постепенно улучшается и инфраструктура. С февраля 2022 г. по февраль 2025 г., по данным компании Atomobility, количество зарядных станций возросло в шесть раз, достигнув 8185 шт. Несмотря на этот прогресс, на одну станцию в среднем приходится около семи электромобилей, учитывая, что парк электромобилей в России на начало 2025 г. достиг 60 000 машин. Поэтому в крупных городах продолжают развитие соответствующей инфраструктуры. Например, в Москве к 2030 г. планируют установить до 30 000 зарядных станций для электротранспорта.
Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram
Читайте также:
Землетрясение магнитудой 4,4 балла произошло в Южной Калифорнии
Путин подписал закон о запрете фильмов, дискредитирующих традиционные ценности
Руководители Роскосмоса и NASA провели первую очную встречу за семь лет