В мировом прокате собирает кассу «Супермен» Джеймса Ганна, а в телеграме недавно прошел занятный флешмоб, посвященный любимым экранизациям комиксов, BD, манги и других рисованных историй в несериальном формате (то есть полный, средний и короткий метр). Решил тут расписать о первых 11 позициях субъективного топа — если интересно, расскажу и о других 19.
«Акира» (1988)
Непотопляемая классика, снятая автором оригинальной манги Кацухиро Отомо. Практически каждая сцена футуристической антиутопии выглядит как шоустоппер, благодаря чему фильм до сих пор разбирают на цитаты: от клипа Канье Уэста на песню Stronger до тропа Akira Slide.
«Олдбой» (2003)
Южнокорейский шедевр по одноименной манге возник практически случайно: первоисточник режиссеру Пак Чхан Уку подкинул знаменитый коллега Пон Джун Хо. Тот оставил от оригинала только очертания тюрьмы да трех центральных персонажей: его О Дэ Су оказывается на территории античной трагедии и вступает в настоящую схватку с судьбой.
«Призрак в доспехах» (1995)
Вольная экранизация манги Масамунэ Сиро (изначально комедийной и раскрепощенной) в руках Мамору Осии стала едва ли не эталоном киберпанка: философская драма с медитативной атмосферой практически целиком состоит из эффектных или запоминающихся сцен, оставивших след в зрительской памяти и массовой культуре. Прыжок Кусанаги с крыши и последующее исчезновение на фоне урбанистического пейзажа, цитируемая в «Матрице» погоня по узким улочкам и завораживающая одиссея камеры по городскому каналу под саундтрек Кэндзи Каваи — лишь несколько визитных карточек.
«Персиполис» (2007)
Экранизация автобиографического комикса Маржан Сатрапи, снятая совместно с Венсаном Паронно, — это и история взросления, и мозаика воспоминаний, и информационная справка о том, что происходило в Иране с 1979-го по примерно 1993-й, от революции к войне с Ираком и далее к новому режиму.
«Скотт Пилигрим против всех» (2010)
Настоящий гимн гик-культуре, напоминающий безумную визуальную смесь комиксов и видеоигр. Как и прочие фильмы Эдгара Райта, это рассказ о том, как найти баланс между прожиточным минимум взрослости и поп-культурными увлечениями. Не менее интересным получился аниме-сиквел/ремикс, вышедший 14 лет спустя: руку к нему приложили автор оригинала Брайан Ли О'Мэлли и Райт, а новая одиссея Скотта (и не только) находчиво критикует наследие франшизы.
«Призрачный мир» (2001)
Экранизация скромного гиганта независимой американской комикс-сцены Дэниэла Клоуза — человек из пантеона Бернса («Черная дыра») и Шпигельмана («Маус»), которого довольно-таки обильно и не слишком резонансно экранизируют. В 2001 году Терри Цвигофф решил, что это отличный материал для фильма, — и сделал такое абсолютно солондзовское кино про подростков с Торой Берч и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
«Проклятый путь» (2002)
Стильная и графичная экранизация одноименного комикса, с присущей кинематографическим 1930-м театральностью, а также со сладким духом свободы, тиражируемым жанром роад-муви. Режиссер «Красоты по-американски» и «1917» Сэм Мендес взялся за криминальную драму о противостоянии семьянина Салливана (Том Хэнкс) и его властным боссом Джоном Руни (Пол Ньюман). «Проклятый путь» далек от кокетства: противостояние героев тут не просто поединок слуги и хозяина, которые скованы семейными обстоятельствами, но натурально схватка человека с могущественным божеством. Несложно догадаться, что без фатума на фоне Великой депрессии не обошлось.
«Хранители» (2009)
Глянцевый (анти)героический эпос Зака Снайдера по мотивам графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса — пожалуй, самый сбалансированный фильм визионера-варвара и едва ли не лучшая экранизация великого и ужасного комиксиста. Тут не обходится без страха и упрека, а некоторые темы первоисточника остроумно дополнил Дэймон Линделоф в одноименном сериале по мотивам.
«Сквозь снег» (2013)
Англоязычный дебют южнокорейского постановщика Пон Джун Хо — вольная экранизация BD (французского графического романа) Le Transperceneige Жака Лоби и Жан-Мара Рошетта о мире будущего, где наступила вечная зима, а остатки человечества путешествуют по миру в поезде, распределенные по уровню дохода (богатые — в первых вагонах, бедные — в хвосте). Захватывающее и злободневное кино с обилием звезд: от Тильды Суинтон до Сон Кан Хо.
«Оборотни» (1999)
Запутанный антиутопический нуар с обильным вкраплением сюжетов и образов из Красной шапочки, основанный на манге Мамору Осии, чье пыльное и мрачное дыхание в аниме Хироюки Окиуры чувствуется ничуть не меньше, чем в великом «Призраке в доспехах». Главное же здесь — ожидаемо плотный слой метафизики, который превращает лихой политический триллер в альтернативном сеттинге — в экзистенциальную трагедию об отношениях человека с родиной, которая прикидывается матерью, а сама пожирает без разбору дочерей и сынов.
«Мертвые-мёртвые демоны» (2024)
Для нарушения мнимого баланса человеческого социума, мангаке Инио Асано («Спокойной ночи, Пунпун») не понадобилось даже полноценное инопланетное вторжение — чтобы высвободить залежи общественной тревоги, воинственности и ресентимента, оказалось достаточно нарисовать НЛО на горизонте. Детальная, но не слишком динамичная анимации Production +h. словно подчеркивает умозрительное свойство истории: идеалы подвергаются коррозии, планы летят в тартарары, хайп спадает, кумиры разочаровывают, а любовь приходит и уходит. Лишь дружба — это чудо.
Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».