Найти в Дзене

Мой свин, мой свин, что ты наделал: «Окча» — предтеча «Микки 17»

Невероятно, но факт: предыдущий англоязычный фильм Пон Джун Хо вышел восемь лет назад. С тех пор он вернулся на родину, снял «Паразитов», покорил множество фестивалей, прокатов и «Оскар», а теперь снова штурмует Голливуд — с сай-фаем «Микки 17», где целых два Роберта Паттинсона, но подход, темы и приемы — практически идентичные. Решил откопать текст об «Окче», написанный по горячим следам: что-то, вероятно, устарело, но метод описан как будто бы точно. Какой же она выглядела в 2017-м, сочная сатирическая сказка про хищные вещи XXI века?

«Окча»
«Окча»

2007 год. Глава корпорации «Мирандо» Нэнси Мирандо (Тильда Суинтон в смешном парике, халате и с брекетами) объявляет на весь свет, что компания вывела экспериментальную свинью — якобы без использования ГМО. 26 образцов разослали фермерам в разные уголки мира, чтобы через десять лет выяснить, у кого поросенок больше.

Спустя заявленное время в южнокорейскую деревню прибывает медийное лицо компании — придурковатый телеведущий Джонни Уилкокс (валяющий дурака Джейк Джилленхол с усами психопата). Там неплохо откормили хрюшку по имени Окча — миловидную помесь гиппопотама и бифштекса. Вслед за домашним любимцем сначала в Сеул, а потом и в город Нью-Йорк отправляется щекастая девочка Ми-ча (Ан Со-Хён), которую ждут погони, испытание мегаполисом и корпоративной культурой, а также встреча с зоозащитной организацией ALF (Animal Libaration Front). Её лидера играет Пол Дано.

«Окча»
«Окча»

«Окчу» для Netflix снял Пон Джун Хо — режиссер левых взглядов, относящийся к когорте тех плюс-минус 50-летних постановщиков, которые в начале 2000-х напомнили мировому зрителю о ярком обаянии южнокорейского кино (другие — Пак Чхан Ук и Ким Чжи Ун). Фильм не без микро-скандала показали на Каннском кинофестивале, а спустя два месяца он добрался до альма-матер — и предстал перед всей немаленькой аудиторией стриминга. Не говоря уже о бесконечном числе пользователей Интернета вообще.

Работая под лого Netflix, Пон Джун Хо ни в чем себе не отказывал — разве что «Окча» самая простая его картина (от этого не менее изобретательная). Саркастическую и местами мрачноватую сказку про то, как корпорация решила улучшить небезупречную репутацию красивым конкурсом и парадом, мог бы написать Роальд Даль, автор притч черного юмора «Чарли и Шоколадная фабрика» или «Большой и добрый великан». На орехи достается всем: и фамильной корпорации, которой несчастная Нэнси пытается налепить человеческое лицо после жутких выходок отца и сестры (тоже Суинтон, естественно); и бестолковым зоозащитникам, которые все как на подбор — уэсандерсовские неудачники с именами, как у «Людей в черном», или вовсе кличками (героя Дано зовут Джей, Стивена Яна из «Ходячих мертвецов» — Кей, красноволосую Лили Коллинз — Рэд); и селфи; и корпоративной культуре; и мясоедству; и даже курению.

«Окча»
«Окча»

Скроено всё это не только наглядно, но и очень умно: десять лет, разумеется, не случайная цифра — как и дата выхода «Окчи» в эфир (28.06.2017). 29 июня 2007 года в продажу поступил первый айфон. Дальше связь с поросенком утрачивается, да и «Мирандо» не пародия на Apple в парике: в ней угадывается и правительство США, и сферическая корпорация в вакууме. Думать, об этом, впрочем, некогда: несмотря на двухчасовой хронометраж, «Окча» довольно мобильно движется от одного занятного эпизода к следующему. Эффектная презентация, буколическая драма, погоня, легкое столкновение, еще более сложная погоня — между жанрами Пон Джун Хо переключается по западным меркам со скоростью матерого шулера, по своим — немного в рапиде. У постановщиков голливудских блокбастеров талант корейских режиссеров к четко артикулированному высказыванию, которое становится частью богатой жанровой палитры, а не многозначительной гирей в трусах, должно вызывать бесконечное раздражение.

К слову, десять лет назад Пон Джун Хо снял «Вторжение динозавра» — собравший на родине рекордную кассу фильм катастрофу, неакцентированно критикующий присутствие американских баз в Южной Корее (ленту полюбил Тарантино). С тех пор его метафоры несколько раздобрели. В предыдущем (тоже блистательном) фильме «Сквозь снег», снятому по французскому комиксу, Пон Джун Хо рассказывает о классовом неравенстве и тщетности революции на примере мчащегося по заснеженной Земле поезда, где в головных вагонах обитали богатые, а в хвостовых — бедные. После такого неплохой трюк — снять микс «Моего соседа Тоторо» и «Боевого коня», призывающий спасать от глобализации и корпораций хотя бы то, что близко к телу.

Я — Окча. Прекрасно себя чувствую.

«Окча»
«Окча»

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал). Интересные картины также ищите в рубрике «Фильм на выходные: vol.2».