Не так давно в США состоялось гиковское мероприятие Anime Central 2025, куда пригласили среди прочих Фуминори Хонду и Томоюки Курокаву — основателей молодой студии Production +h. У первого за плечами большой продюсерский опыт в Production IG и Signal.MD, второй — занимался постановкой «Нашего рассвета», «Драконьего дантиста» и третьего сезона «Психопаспорта». Anitrendz удалось поговорить с дуэтом о творческих принципах и планах, а мы в «Покеболе с предсказанием» перевели этот увлекательных разговор, где они рассказывают о зарплатах, художественных амбициях и поисках идеальных сэйю для Оран и Кадодэ.
— Production +h — довольно молодая студия, основанная в 2020 году для работы над «Внеземными мальчиками и девочками». Как бы вы описали её нынешние масштаб и этап развития?
Фуминори Хонда: Сейчас мы в основном сосредоточены на отдельных проектах и работаем над одним за раз. Однако в будущем хотели бы нарастить мощности и увеличить количество производственных линий, чтобы заниматься несколькими проектами одновременно.
— Можете рассказать, почему вы выбрали «Мертвых-мертвых демонов» как второй проект студии?
ФХ: Короткий ответ — так просто получилось. Проект «Мертвые-мертвые демоны» обсуждался еще до того, как я основал Production +h с Курокавой-саном. Так что после «Внеземных мальчиков и девочек» это оказался наиболее реалистичный вариант. Я уже начал работу над ним, ну и само собой получилось, что он стал вторым проектом [студии].
— Вы упоминали, что у Production +h. ограниченное количество проектов, тогда как сегодня многие новые студии берутся за множество тайтлов сразу. Планируете ли вы сохранять такой подход в будущем?
ФХ: Думаю, со временем мы всё-таки постараемся увеличить объемы. Мы получаем множество предложений от разных заказчиков и сейчас думаем, в каком порядке лучше за них браться.
Томоюки Курокава: Мы также пытаемся расширить штат и производственную команду насколько это возможно. Так что мы параллельно думаем над тем, как организовать работу, пока наращиваем команды.
— Production +h. работает над аниме по мотивам будущего арена-шутера и криптоигры Dark Machine. Что побудило студию взяться за этот проект?
ФХ: Это предложение я получил от продюсера Fuji TV, которого я знаю уже некоторое время. С таким я еще не сталкивался — чтобы аниме и игра разрабатывались одновременно. Кроме того, в аниме речь не только об игре, но и геймерах, вроде популярных киберспортсменов. Подобного опыта у меня еще не было, поэтому я решил попробовать.
— В анкете о найме Production +h. упоминается [новая] работа постановщика Мицуо Исо-сана. Можете ли вы рассказать что-нибудь об этом?
ФХ: Идет работа над несколькими вещами.
— Во время панели [на Anime Central] вы упомянули, как в Production +h. выплачивают зарплату. Можете рассказать об этом подробнее?
ФХ: На прошлых проектах, согласно предыдущим условиям труда, оплата производилась сдельно (за выполненной объем работы), что было очень распространено. В результате зарплата выходила на уровне минимальной, ну или чуть выше: хватало, чтобы оплатить аренду, и осталось немного сверху. В последние годы, и это касается не только нашей компании, набирает силу новая тенденция. Поскольку мы хотим растить новые таланты, началось движение в сторону чего-то вроде ежемесячной зарплаты. Мы стараемся, чтобы выходила хотя бы начальная ставка плюс небольшой бонус. Наша компания была одной из первых, кто начал так делать, но сейчас я вижу, что всё больше студий идут по этому пути.
У обеих систем есть плюсы и минусы. В отличие от сдельной оплаты, при ежемесячной или фиксированной зарплате художникам не нужно беспокоиться о количестве выполненной работы. Они могут сосредоточиться на качестве — и действительно вкладываться в работу. С другой стороны, эта система отлично подходит для продуктивных и опытных аниматоров: они могут делать много, сохраняя высокое качество. При этом бывают новички, из чьей работы ни одна линия не используется в финальном продукте. Для нас непозволительная роскошь платить людям в таком случае. Поэтому сейчас мы ищем более подходящую модель, чтобы сбалансировать всё это.
— Переходя к Курокаве-сану: в чем причина, что «Мертвые-мертвые демоны» сначала вышли как фильм в двух частях, продолжительностью два часа каждая, а теперь, спустя время аниме выпустили онлайн в формате 18 серий?
ТК: На такой системе остановились клиенты — те люди, кто принес нам этот проект. Заказчиком была компания GAGA — они решили поступить так. Производственный бюджет телесериала с самого начала планировался, исходя из предполагаемых кассовых сборов фильмов и ожидаемых препродаж стриминговым платформам вроде Crunchyroll.
Не то чтобы мы так решили; этот формат запланировали изначально.
— У вас возникали какие-то необычные трудности с адаптацией манги из-за такого необычного подхода?
ТК: Манга «Мертвые-мертвые демоны» — очень длинное произведение. Это история с большим количеством персонажей, своего рода ансамблем. Поэтому в аниме-сериале для полноценной работы ансамбля мы сделали упор на то, чтобы посвятить несколько эпизодов отдельным персонажам. В полнометражном формате мы, разумеется, были ограничены хронометражем. Пришлось немного «срезать» индивидуальность отдельных персонажей. Обсудив это со сценаристкой Рэйко Ёсидой-сан, мы приняли решение, что в фильмах сосредоточимся на повседневности и истории взросления двух главных героинь — Оран и Кадодэ. Таким образом, между фильмами и сериалом есть фундаментальное различие в фокусе повествования.
— Можете немного рассказать немного о Рире Икуте-сан и ано-сан, которые исполнили главные роли?
ТК: ано мы утвердили на этапе прослушиваний. У нас было несколько обязательных критериев при выборе голоса для Оран. Во-первых, нам очень хотелось, чтобы это был кто-то примерно того же возраста: в диапазоне от старшей школы до университета. Плюс нужен был человек, способный передать не только экспрессивную версию Оран в старших классах, но и озвучить её десятилетнюю версию — времен начальной школы.
В отличие от анимации, в игровом кино для флешбэка с персонажем в более юном возрасте, естественно, просто берут другого исполнителя — например, ребенка. Так что это не головная боль основного актера. Однако в аниме нам требовался сэйю, который сможет озвучить и старшую, и младшую версию героини. В случае с Оран мы искали человека, который мог бы изобразить как её энергичную старшеклассницу, так и застенчивую робкую ученицу начальной школы. На всех прослушиваниях только ано виртуозно справилась с обеими задачами — настолько, что у нас на глазах выступили слезы во время её исполнения роли маленькой Оран. Никто, кроме нее, не смог бы озвучить Оран.
ФХ: Размышляя о кандидатуре Риры, мы уже точно решили, что ано будет в проекте. Мы думали: «ано точно будет, это уже решено». На роль Кадодэ нам хотелось найти кого-то, кто соответствовал бы уровню популярности и статусу ано и мог бы сравниться с ней по узнаваемости. Сначала мы никак не могли найти или даже придумать подходящего сэйю — было очень трудно подобрать кого-то релевантного. Их сложно было сопоставить с ано — как яблоки и апельсины.
Тогда мы подумали: «А давайте попробуем найти еще одного музыканта, который мог бы озвучить Кадодэ». Правда, всё равно не могли найти человека, подходящего и по роли, и по ситуации. И вот однажды я смотрел аниме «Красавица и дракон» Мамору Хосоды и услышал, как Рира Икута озвучивает титульную героиню. Я подумал: «Вау, она действительно умеет играть. Может, это сработает». Я предложил эту идею, и её поддержал сам [Инио] Асано-сэнсэй: «Да, это хорошая мысль». Так мы выбрали Риру Икуту.
Публика может подумать, что это был такой маркетинговый ход: пригласить сразу двух очень популярных певиц — ано и Риру Икуту, — чтобы озвучить дуэт героинь. Однако на самом деле их участие — чистое совпадение. Их совместная работа над опенингом и эндингом — тоже решение, пришедшее уже после того, как их утвердили на главные роли. Сам выбор песен и музыкальное оформление — всё это тоже сложилось случайно. Всё как-то само совпало — и получилось почти чудо.
К тому же на момент кастинга ано и Рира Икута были достаточно популярны, но еще не настолько узнаваемы, как сейчас. С тех пор ано стала часто появляться на всяких развлекательных шоу (variety shows), превратившись в настоящую телезвезду, а YOASOBI выстрелили с Idol* и провели мировое турне — что стало настоящим сюрпризом и для всей нашей команды.
*Idol — опенинг первого сезона «Звездного дитя».