На AppleTV+ (и далее везде) выходят «Убийцы цветочной Луны» Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо, Робертом Де Ниро и Лили Гладстоун. Основанный на реальных событиях, фильм посвящен 1920-м и тому, как коренных американцев из племени осейджей потихоньку лишали «нефтяных» заработков. Подробнее о новинке читайте тут (или ниже), а вообще интересно подсветить несколько фильмов о жизни в США 1920-х, снятых в XXI веке.
Их, конечно, гораздо больше (особенно с учетом XX века), но собирать вообще всё — не слишком продуктивно. Хотя и жалко оставлять за бортом «Балто» (1995), мультфильм детства о путешествии доблестного пса на Аляске, или недавнюю «Ма Рейни: Мать блюза» (2020), посвященную музыкальной легенде (а Скорсезе уважает джаз, хотя тот и не звучит в его новом фильме).
«Нефть» (2008)
Строго говоря, события фильма начинаются в 1889-м: Дэниел Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис) случайно находит нефть — и дальше идет на всё ради приумножения капитала (порой — буквально по трупам). На этом пути ему не указ ни человеческие законы, ни божественные, ни штата Калифорния. В общем, тема влияния «черного золота» на отдельно взятого человека раскрыта так, что Скорсезе не нужно повторяться. Едва ли не лучший фильм Пола Томаса Андерсона — монументальное полотно о том, как нефть/капитал/жажда наживы съедают душу. «Нефть» заканчивается в 1927-м — это год публикации одноименного романа Эптона Синклера и канун Великой депрессии.
«Пэрл» (2022)
1918 год. Пэрл (Миа Гот) живет на ферме с педантичной матерью-немкой и парализованным отцом, которому нужны постоянный уход и морфий. Вообще девушка замужем, но супруг Говард уехал на Первую мировую — и нет гарантий, что вернется. Вдобавок в стране бушует эпидемия «испанки» — тоже сомнительная радость. Стараясь не сойти с ума, Пэрл увлекается кинематографом и принимается мечтать о карьере актрисы. Стильный драматический слэшер Тая Уэйста — на самом деле предыстория к его же фильму «Х», который вышел ранее в 2022-м, однако общая атмосфера спутанности сознания, неоправданных больших надежд и тучи далекой войны справедлива и для нового фильма Скорсезе.
«Дж. Эдгар» (2011)
Подробный байопик Джона Эдгара Гувера (Ди Каприо), начинающийся с его работы в разведке Министерства юстиций в 1919-м, времена «красной угрозы». ФБР параноик Гувер возглавил только в 1935-м и занимал этот пост до самой смерти, оберегая страну в меру своих представлений. Клинт Иствуд, легенда вестерна и консерватор, дает довольно объемный портрет охранителя, затрагивая и его детство, и личную жизнь, которые лишь способствовали неспособности кому-либо доверять. В фильме Скорсезе фамилия Гувера тоже звучит — правда, еще не во всех уголках США о нем знают.
«Убийцы цветочной Луны» (2023)
1919 год. В округ Осейдж, штат Оклахома, приезжает Эрнест Беркхарт (ДиКаприо), прошедший Первую мировую поваром во Франции. Здесь, в местечке Грейхорс, он будет выполнять мелкие поручения дяди Уильяма Хэйла (Роберт Де Ниро) и подрабатывать извозом. Заполучив в постоянные клиентки Молли Кайл (Лили Глэдстоун) из народа осейджей, Эрнест проникается к ней симпатией — и женится. Вокруг тем временем набирает обороты «период террора»: гибнут коренные американцы, разбогатевшие благодаря сдаче в аренду земли, богатой нефтью, — часто при подозрительных обстоятельствах. Мартин Скорсезе продолжает летопись американской истории преступлений: если 209-минутный «Ирландец» стал апофеозом его гангстерского кино — массовым разоблачением криминального мифа, к которому во многом приложил руку и Голливуд, то «Убийцы...» — 206-минутная хроника, где юридические уловки и дисбаланс власти становятся удобными инструментами для истребления даже зажиточных осейджей.
«Идентичность» (2021)
1920-е, Нью-Йорк. Живущая в Гарлеме с супругом-доктором и двумя сыновьями Ирэн Редфилд (Тесса Томпсон) иногда «играет белую» и посещает магазины или кафе, где афроамериканцев не очень жалуют. Однажды за соседним столиком она встречает школьную подругу Клэр (Рут Негга), чей муж не подозревает, что она афроамериканка и постоянно откалывает при ней расистские шуточки. Эта встреча заставляет обеих сомневаться обеих женщин, так ли они довольны тем, как сложилась жизнь. Режиссерский дебют Ребекки Холл затрагивает и социальные процессы, но куда эффектнее отражает внутренние. Кратко содержание фильма передает фраза «Никто не рад быть собой».
«Роковая страсть» (2013)
1921 год. Сестер Еву (Марион Котийяр) и Магду (Анджела Сарафян), прибывших на остров Эллис, собираются депортировать в родную Польшу. К счастью для первой вмешивается добродетельный гражданин Бруно (Хоакин Феникс), который берет иммигрантку (так и называется фильм в оригинале) под крыло, а на самом деле — в оборот. Ева, стремящаяся спасти сестру и обрести в Америке лучшую жизнь, сполна хлебнет изнанки американской мечты и быта вдалеке от родины. В фильмографии Джеймса Грэя немало картин о людях, покинувших дом или мечтающих об этом («Любовники», «Затерянный город Z»), но именно классический сюжет о путешествии в США — личный вдвойне, поскольку отчасти вдохновлен историей его бабушки и дедушки.
«Великий Гэтсби» (2013)
1922 год. Выпускник Йеля Ник Кэррауэй (Тоби Магуайр) покупает дом на Лонг-Айленде и вскоре знакомится с местным королем кутежа Джеем Гэтсби (Ди Каприо). Эта встреча станет началом крутого пике для «эпохи джаза» и бьющей фонтаном жизни состоятельных американцев. Классический роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, зафиксировавшего блеск и нищету американского мифа об успехе, неожиданно взялся экранизировать Баз Лурман — мастер мюзикла и избытка, решивший совместить костюмы 1920-х с музыкой 2010-х. Двойная доза представлений о сладкой жизни понравилась не всем, но задумка, надо признать, не лишена смысла (и на мемы хорошо разошлась).
«Вавилон» (2022)
1926-й, Голливуд. Звук в кино придет только через год — и Фабрику звезд ждет настоящая революция, после которой с главными ролями попрощаются все, чей голос сочтут неприятным. Зато для такого же количества дерзких неофитов это шанс прорваться в индустрию. Последний (пока) фильм Дэмьена Шазелла посвящен жизни и злоключениям великолепной четверки: кинозвезды Джека Конрада (Брэд Питт), пробивной артистки из Джерси Нелли ЛаРой (Марго Робби), которая свято верит, что знаменитостями рождаются, саксофонист Сидни Палмер (Джован Адепо), который ищет в музыке совершенства, и мексиканец Мэнни Торрес (Диего Кальва), готовый взяться за любую работу, что рано или поздно приведет его в кресло продюсера. Спойлер: судьба всех четверых будет не самой завидной (хотя и не в том ключе, что в «Артисте» Мишеля Хазанавичуса — немой комедии с Жаном Дюжарденом также о приходе звука в кино).
«Авиатор» (2004)
Монументальный фильм Скорсезе о Говарде Хьюзе (Ди Каприо) — предпринимателе, поклоннике самолетов и (отчасти) режиссере. Взрослая фаза магната начинается в 1927-м — на съемках «Ангелов ада». Флешбэки уходят корнями в 1913-й, когда свирепствовал испанский грипп, поселивший в юном Говарде страх заразиться чем-то и умереть, а прощаемся мы с нервозным богачом в конце 1940-х. Скорсезе фокусируется на главном увлечении Хьюза — самолетах, — но описывает и любовные романы, и сотрудничество с государством, и приступы затворничества. Одна из лучших ролей Ди Каприо, которого неплохо помотает и в «Убийцах цветочной Луны» (но «Оскар» дадут вряд ли).
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).