Найти тему

«Убийцы цветочной Луны» и еще 8 фильмов об Америке 1920-х (четыре — с Ди Каприо!)

Оглавление

На AppleTV+ (и далее везде) выходят «Убийцы цветочной Луны» Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо, Робертом Де Ниро и Лили Гладстоун. Основанный на реальных событиях, фильм посвящен 1920-м и тому, как коренных американцев из племени осейджей потихоньку лишали «нефтяных» заработков. Подробнее о новинке читайте тут (или ниже), а вообще интересно подсветить несколько фильмов о жизни в США 1920-х, снятых в XXI веке.

Их, конечно, гораздо больше (особенно с учетом XX века), но собирать вообще всё — не слишком продуктивно. Хотя и жалко оставлять за бортом «Балто» (1995), мультфильм детства о путешествии доблестного пса на Аляске, или недавнюю «Ма Рейни: Мать блюза» (2020), посвященную музыкальной легенде (а Скорсезе уважает джаз, хотя тот и не звучит в его новом фильме).

«Нефть» (2008)

«Нефть» (2008)
«Нефть» (2008)

Строго говоря, события фильма начинаются в 1889-м: Дэниел Плейнвью (Дэниел Дэй-Льюис) случайно находит нефть — и дальше идет на всё ради приумножения капитала (порой — буквально по трупам). На этом пути ему не указ ни человеческие законы, ни божественные, ни штата Калифорния. В общем, тема влияния «черного золота» на отдельно взятого человека раскрыта так, что Скорсезе не нужно повторяться. Едва ли не лучший фильм Пола Томаса Андерсона — монументальное полотно о том, как нефть/капитал/жажда наживы съедают душу. «Нефть» заканчивается в 1927-м — это год публикации одноименного романа Эптона Синклера и канун Великой депрессии.

«Пэрл» (2022)

«Пэрл» (2022)
«Пэрл» (2022)

1918 год. Пэрл (Миа Гот) живет на ферме с педантичной матерью-немкой и парализованным отцом, которому нужны постоянный уход и морфий. Вообще девушка замужем, но супруг Говард уехал на Первую мировую — и нет гарантий, что вернется. Вдобавок в стране бушует эпидемия «испанки» — тоже сомнительная радость. Стараясь не сойти с ума, Пэрл увлекается кинематографом и принимается мечтать о карьере актрисы. Стильный драматический слэшер Тая Уэйста — на самом деле предыстория к его же фильму «Х», который вышел ранее в 2022-м, однако общая атмосфера спутанности сознания, неоправданных больших надежд и тучи далекой войны справедлива и для нового фильма Скорсезе.

«Дж. Эдгар» (2011)

«Дж. Эдгар» (2011)
«Дж. Эдгар» (2011)

Подробный байопик Джона Эдгара Гувера (Ди Каприо), начинающийся с его работы в разведке Министерства юстиций в 1919-м, времена «красной угрозы». ФБР параноик Гувер возглавил только в 1935-м и занимал этот пост до самой смерти, оберегая страну в меру своих представлений. Клинт Иствуд, легенда вестерна и консерватор, дает довольно объемный портрет охранителя, затрагивая и его детство, и личную жизнь, которые лишь способствовали неспособности кому-либо доверять. В фильме Скорсезе фамилия Гувера тоже звучит — правда, еще не во всех уголках США о нем знают.

«Убийцы цветочной Луны» (2023)

«Убийцы цветочной Луны» (2023)
«Убийцы цветочной Луны» (2023)

1919 год. В округ Осейдж, штат Оклахома, приезжает Эрнест Беркхарт (ДиКаприо), прошедший Первую мировую поваром во Франции. Здесь, в местечке Грейхорс, он будет выполнять мелкие поручения дяди Уильяма Хэйла (Роберт Де Ниро) и подрабатывать извозом. Заполучив в постоянные клиентки Молли Кайл (Лили Глэдстоун) из народа осейджей, Эрнест проникается к ней симпатией — и женится. Вокруг тем временем набирает обороты «период террора»: гибнут коренные американцы, разбогатевшие благодаря сдаче в аренду земли, богатой нефтью, — часто при подозрительных обстоятельствах. Мартин Скорсезе продолжает летопись американской истории преступлений: если 209-минутный «Ирландец» стал апофеозом его гангстерского кино — массовым разоблачением криминального мифа, к которому во многом приложил руку и Голливуд, то «Убийцы...» — 206-минутная хроника, где юридические уловки и дисбаланс власти становятся удобными инструментами для истребления даже зажиточных осейджей.

«Идентичность» (2021)

«Идентичность» (2021)
«Идентичность» (2021)

1920-е, Нью-Йорк. Живущая в Гарлеме с супругом-доктором и двумя сыновьями Ирэн Редфилд (Тесса Томпсон) иногда «играет белую» и посещает магазины или кафе, где афроамериканцев не очень жалуют. Однажды за соседним столиком она встречает школьную подругу Клэр (Рут Негга), чей муж не подозревает, что она афроамериканка и постоянно откалывает при ней расистские шуточки. Эта встреча заставляет обеих сомневаться обеих женщин, так ли они довольны тем, как сложилась жизнь. Режиссерский дебют Ребекки Холл затрагивает и социальные процессы, но куда эффектнее отражает внутренние. Кратко содержание фильма передает фраза «Никто не рад быть собой».

«Роковая страсть» (2013)

«Роковая страсть» (2013)
«Роковая страсть» (2013)

1921 год. Сестер Еву (Марион Котийяр) и Магду (Анджела Сарафян), прибывших на остров Эллис, собираются депортировать в родную Польшу. К счастью для первой вмешивается добродетельный гражданин Бруно (Хоакин Феникс), который берет иммигрантку (так и называется фильм в оригинале) под крыло, а на самом деле — в оборот. Ева, стремящаяся спасти сестру и обрести в Америке лучшую жизнь, сполна хлебнет изнанки американской мечты и быта вдалеке от родины. В фильмографии Джеймса Грэя немало картин о людях, покинувших дом или мечтающих об этом («Любовники», «Затерянный город Z»), но именно классический сюжет о путешествии в США — личный вдвойне, поскольку отчасти вдохновлен историей его бабушки и дедушки.

«Великий Гэтсби» (2013)

«Великий Гэтсби» (2013)
«Великий Гэтсби» (2013)

1922 год. Выпускник Йеля Ник Кэррауэй (Тоби Магуайр) покупает дом на Лонг-Айленде и вскоре знакомится с местным королем кутежа Джеем Гэтсби (Ди Каприо). Эта встреча станет началом крутого пике для «эпохи джаза» и бьющей фонтаном жизни состоятельных американцев. Классический роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, зафиксировавшего блеск и нищету американского мифа об успехе, неожиданно взялся экранизировать Баз Лурман — мастер мюзикла и избытка, решивший совместить костюмы 1920-х с музыкой 2010-х. Двойная доза представлений о сладкой жизни понравилась не всем, но задумка, надо признать, не лишена смысла (и на мемы хорошо разошлась).

«Вавилон» (2022)

«Вавилон» (2022)
«Вавилон» (2022)

1926-й, Голливуд. Звук в кино придет только через год — и Фабрику звезд ждет настоящая революция, после которой с главными ролями попрощаются все, чей голос сочтут неприятным. Зато для такого же количества дерзких неофитов это шанс прорваться в индустрию. Последний (пока) фильм Дэмьена Шазелла посвящен жизни и злоключениям великолепной четверки: кинозвезды Джека Конрада (Брэд Питт), пробивной артистки из Джерси Нелли ЛаРой (Марго Робби), которая свято верит, что знаменитостями рождаются, саксофонист Сидни Палмер (Джован Адепо), который ищет в музыке совершенства, и мексиканец Мэнни Торрес (Диего Кальва), готовый взяться за любую работу, что рано или поздно приведет его в кресло продюсера. Спойлер: судьба всех четверых будет не самой завидной (хотя и не в том ключе, что в «Артисте» Мишеля Хазанавичуса — немой комедии с Жаном Дюжарденом также о приходе звука в кино).

«Авиатор» (2004)

«Авиатор» (2004)
«Авиатор» (2004)

Монументальный фильм Скорсезе о Говарде Хьюзе (Ди Каприо) — предпринимателе, поклоннике самолетов и (отчасти) режиссере. Взрослая фаза магната начинается в 1927-м — на съемках «Ангелов ада». Флешбэки уходят корнями в 1913-й, когда свирепствовал испанский грипп, поселивший в юном Говарде страх заразиться чем-то и умереть, а прощаемся мы с нервозным богачом в конце 1940-х. Скорсезе фокусируется на главном увлечении Хьюза — самолетах, — но описывает и любовные романы, и сотрудничество с государством, и приступы затворничества. Одна из лучших ролей Ди Каприо, которого неплохо помотает и в «Убийцах цветочной Луны» (но «Оскар» дадут вряд ли).

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).