Найти в Дзене

Концепция Юнга и «Эксперименты Лэйн»: что заложено в пятом эпизоде культового аниме

Оглавление

В тексте про «Эксперименты Лэйн» Серёжа Сергиенко по касательной прошелся по юнгианству в сериале, четко понимая, что тема стоит того, чтобы разобрать ее подробнее. Благодаря новой рубрике «Покебола с предсказанием», где мы публикуем разборы важных деталей и вопросов из японской культуры, такая возможность наконец-то есть — самое время ей воспользоваться.

«Эксперименты Лэйн» (1998)
«Эксперименты Лэйн» (1998)

Итак, важную часть пятой серии занимают диалоги Лэйн с различными сущностями. Серия называется «Искажение» (DISTORTION): в психоанализе считается, что сны являются искаженным отражением реальности, и, судя по всему, всё, связанное с Лэйн, происходит именно во сне. На это намекает не только название, но и тот факт, что каждый сегмент начинается с кадра, в котором у героини закрыты глаза. Толкование сновидений — важный для Юнга аспект, который, опять же, укладывается в рассмотрение эпизода через такую призму.

Итак, Лэйн во сне встречает куклу, маску, мать и отца. Остановимся на каждом подробнее, попутно приведя транскрипцию их диалогов к каждому случаю.

Кукла

«Эксперименты Лэйн» (1998)
«Эксперименты Лэйн» (1998)
Лэйн: — Расскажи мне историю! Ну, пожалуйста! Расскажешь?
Кукла: — Какую историю ты хотела бы услышать, Лэйн?
Л: — Ну… Ту, что я еще не знаю!
К: — Нет ничего, чего бы ты не знала. Я не могу рассказать тебе историю, которой не существует. Ты же понимаешь? Ну, как насчет такого? В начале любого события лежит предсказание. Событие случается, если есть предсказание.
Л: — Кто? Кто создает предсказания?

В юнгианском психоанализе считается, что кукла — символический гомункул, миниатюрная копия оригинального Себя. Разумеется, кукла во сне Лэйн — это копия Лэйн, вернее её Puer Aeternus — «вечный мальчик»: так называется архетип внутреннего ребенка, не способного брать на себя ответственность. Иногда Puer Aeternus рассматривается как манифестация духовного аспекта Себя, и в данном случае речь идет именно об этом. Из диалога понятно, что Лэйн общается с собственным бессознательным, которое осознает, что создано Богом Сети. Кукла пытается напомнить об этом, а заодно — о миссии девушки и смысле её существования.

Сам ответ «нет ничего, чего бы ты не знала», намекает на то, что Кукла — часть подсознательного Лэйн, которое не может сообщить ничего нового. После этого Кукла переводит речь на предсказания, однако не дает никаких ответов на вопросы Лэйн. Вместо этого она более чем красноречиво растворяется в воздухе.

Маска

«Эксперименты Лэйн» (1998)
«Эксперименты Лэйн» (1998)
Маска: — Предсказание вот-вот сбудется, Лэйн.
Лэйн: — Но тогда оно перестанет быть предсказанием…
М: — Нет, это всё еще предсказание. История — не просто собрание точек, через которые мы проходим во времени. Они объединены линией. Нет, пожалуй, точнее будет сказать, что они созданы, чтобы быть объединенными.
Л: — Кем? Кто их объединяет?

Маска — это архетип Персоны и одна из самых известных концепций юнгианства. Собственно, термин Персона происходит от древнегреческого слова, означающего маску актера. В теории Юнга Персона — это маска, которая должна, с одной стороны, производить определенное впечатление на других людей, а с другой — скрывать истинную природу человека. Логично, что Маска во сне Лэйн в какой-то мере отражает её социальную личину и буквально начинает диалог со своего рода сомнений в предсказании, подобно тем, что испытывает девушка. Маска словно подталкивает Лэйн на правильный путь и напоминает о месте в обществе, после чего переходит к размышлениям о судьбе — силе, которая предопределяет будущее. Диалог вновь обрывается на вопросе Лэйн, на который она не получает ответ — потому что они ей и так известны.

Мать

«Эксперименты Лэйн» (1998)
«Эксперименты Лэйн» (1998)
Мать: — Логично рассматривать Сеть как верхний слой реальности. Другими словами, физический мир — просто голограмма информации, которая протекает в Сети.
Лэйн: — Мама?
М: — Все потому, что тело… активность человеческого мозга… это просто физический феномен, вызванный доставкой электрических импульсов синопсами.
Л: — Я…
М: — Тело существует только как подтверждение собственного существования.
Л: — Ты… ты точно моя мама?

Здесь речь идет, разумеется, об архетипе Великой Матери. Юнг считал его важнейшим из всех, так как это первое, с чем сталкивается человек и что лежит в основе примитивных комплексов. Во многом это еще и отражение того, как мы видим себя, что также крайне важно. Именно последнее и играет ключевую роль в диалоге: Мать проговаривает Лэйн ключевые для сериала концепции, задавая определенные рамки восприятия. Всё это будет актуально в последующих эпизодах и сыграет немалую роль в общем повествовании. Опять же, Мать здесь выступает как своего рода триггер из подсознательного, напоминающий о важном и пытающийся донести мысли до создания Лэйн.

Отец

«Эксперименты Лэйн» (1998)
«Эксперименты Лэйн» (1998)
Лэйн: — Ты мой настоящий папа?
Отец: — Быть может то, что течет через Сеть, это не просто электрическая информация.
Л: — Э?
О: — Если мы предположим, что Сеть появилась благодаря электричеству и телефонам, я невольно задумываюсь, не был ли создан другой мир в этот момент.
Л: — Эм…
О: — Здесь, в реальности, Бог существует только как концепт. Но в Сети вполне может быть что-то похожее на божество.
Л: — Бог?
О: — Не знаю, стоит ли его называть богом. Но, по крайней мере, я думаю, что у него есть та же сила, что описывается в мифах.
Л: — Мне кажется, я говорила с Богом.
О: — Вполне возможно, что у Бога Сети уже достаточно силы, чтобы влиять на реальность в той или иной мере. Да… в качестве пророчества.
Л: — Пророчества?

Где есть Великая Мать — будет и Великий Отец. Юнг в своих работах писал, что во снах часто появляется авторитетная фигура Отца, которая способна убеждать, направлять и даже навязывать определенные суждения, что и происходит в диалоге с Отцом. Здесь важное место вновь занимают пророчества — вернее, самосбывающиеся пророчества. Так обычно называют случаи, когда опасения человека об определенном будущем приводят к тому, что он меняет свое поведение ровно под стать этому будущему. Так Конака закладывал влияние Сети на реальность и, по сути, предсказывал виральность.