Пак Чхан Уку — 60! Чем завораживает режиссер «Олдбоя» и «Служанки»

285 прочитали
«Олдбой»
«Олдбой»

Пак Чхан Ук — один из любимейших моих режиссеров, и этот факт прошел через разные стадии моей любви к кино, что особенно ценно.

Кинокритик, который под псевдонимом писал рецензию на свой первый фильм, человек, чей неудачный старт карьеры не воспрепятствовал выдающемуся продолжению, ну и вообще визионер, умница, один из тех авторов, кто не нуждается в представлении, при этом — меняется так, что всегда интересно наблюдать.

Пак Чхан Ук — один из любимейших моих режиссеров, и этот факт прошел через разные стадии моей любви к кино, что особенно ценно.-2

Рад, что удалось написать большой портрет мастера к 55-летию — хотя он, конечно, заслуживает текста получше и поподробнее, но и этот вроде неплох. Там смешиваются биография и фильмография Пака с историей страны и киноиндустрии, объясняется умеренный провал «Стокера», ну и под конец раскрывается тайна главного режиссерского фетиша: режиссер очевидным образом зациклен на тортах.

Отдельно про его фильмы писал, увы, мало, хотя кое-что тоже наберется (название кликабельные и ведут на полный текст). Есть и «голосовая» версия, где рассказываю о Паке в паке с коллегами — Ким Чжи Уном и Пон Джун Хо.

«Cочувствие господину месть»
«Cочувствие господину месть»

«Cочувствие господину месть» — первая глава «трилогии мести» одного из самых известных и котируемых режиссеров современной Южной Кореи, приложившего руку к формированию облика кинематографии этой страны  как визуально богатой и не стесняющейся жестокости. Ситуация окрашивается не только экономической тоской (подробнее кризис разовьется в «Олдбое»), но и опасными контактами первой степени с мафией, а также пробудившейся мститель. Пак Чхан Ук уже здесь обращается и к безжалостной роли фатума, и экранизирует поговорку Ганди о том, что путь «око за око»  —  дорога в никуда, а заодно показывает, как много в обществе вообще и южнокорейском в частности поводов для конфронтации  — как минимум классовых и идеологических.

«Олдбой»
«Олдбой»

«Олдбой» — один из самых любимых моих фильмов ever. В основе культовой южнокорейской картины, как известно, — манга Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси, выходившая с 1996-го по 1998-й. Правда, Пак, которому подкинул чтиво не менее знаковый Пон Джун Хо, оставил от оригинала только очертания тюрьмы да трех центральных персонажей. Его О Дэ Су оказывается на территории античной трагедии и вступает в настоящую схватку с судьбой. Спайк Ли в американском ремейке уже трансформирует канву южнокорейского фильма, распиная беззаботное могущество медиа.

«Cлужанка»
«Cлужанка»

«Cлужанка» Пак Чхан Ука напоминает хитроумную шкатулку: не столько из-за сразу нескольких твистов, вытекающих один из другого, сколько из-за культурных орнаментов, обрамляющих сюжет. Взявшись за экранизацию романа Сары Уотерс «Тонкая работа», он не просто перенес дух викторианской Англии и интерес Уотерс к разговору о квир-любви в Южную Корею, но и значительно эту сюжетную схему нагрузил смыслами. При этом «Служанка» почти три часа мчится к финалу без остановок — как аэроэкспресс в Шереметьево.

  • «Дом» Нобухико Обаяси — японский хоррор о смешении культур
«Решение уйти»
«Решение уйти»

«Решение уйти» заигрывает с роковыми тенями нуара, хичкоковским мороком «Головокружения» и густым томлением «Любовного настроения». Завораживающий детектив, где настоящее, прошлое и желаемое порой оказываются в одной комнате, а разница языков и культур заставляет иначе взглянуть на рутину, получил приз за режиссуру в Каннах и закрыл десятку самых кассовых корейских фильмов прошлого года. В тех узорах, что начертили Пак с постоянной соавторкой Чон Со Гён и оператором Ким Джи Ёном («Горечь и сладость»), слишком много противопоставлений — горы и море, мужчина и женщина, Китай и Корея, преступление и наказание, — но столько лакун, умолчаний и многозначительных взглядов, что можно рассмотреть и нечто большее, чем черную трагикомедию о невозможности притянуться родственным душам.



Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).